Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.


После клинической смерти или Смерть — состояние сознания

Фото:
termeszetcsoda.blogspot.com
После клинической смерти или Смерть — состояние сознания

Смерть — переход к новому состоянию сознания

Смерть —всего лишь стрел­ка, скользящая по воле наших верований вдоль этой непрерывной шкалы. Смерть — состояние сознания, как давно уже догадывались многие философы.

Не стоит доказывать, что проблема бессмертия является принципиальной. Это человечество понима­ло всегда, потому факт воскресения Иисуса Христа столь принципиален. Мир, в котором жизнь заканчивается со смертью физического тела, — это один мир, а мир, в котором суще­ствует бессмертие, — это другой мир. Разли­чие этих миров принципиально. От того, ка­кой из этих миров принимают люди, зави­сит весь их образ жизни, вся их мораль, весь их облик, вся их философия жизни. Ясно, что проблема бессмертия неразрывна с про­блемами Бога и души. Если говорить точней, то все это единая (а еще точней, единствен­ная) проблема всего мироздания (включая че­ловека). В наше время по данному вопросу име­ется довольно обширная литература, в ко­торой констатируется значительное количе­ство фактов, которые рассматриваются как доказательства бессмертия души человека после смерти его физического тела. Мы ви­дим свою задачу не в повторении этих фактов, а в том, чтобы выстроить эти фак­ты таким образом, чтобы их анализ позволил нам продолжить описание единой картины Мира. Тем не менее начинать надо с фактов.

Раз речь идет о жизни, смерти и бессмертии, то следует, начинать об­суждение с определения, что такое жизнь и что такое смерть. На первый взгляд может показаться что, вопрос надуманный, потому как каждому ясен ответ на него. Но так только кажется. Граница между жизнью и смертью в действительности не столь очевидна, как это может пока­заться.

Смерть по определению отдела статистики жизни при ООН есть «окончательное прекращение всех жизненных функ­ций» Но это определение нуждается в расшифровке, потому как необходимо уточнить, что включают в себя жизненные функции. Клиническая смерть благодаря современным методам оживле­ния (реанимации) еще не означает реальной смерти. Она включа­ет в себя такие состояния живого ранее организма, которые до этого считались необратимыми. В московской лаборатории экс­периментальной физиологии оживления клиническая смерть рас­сматривается «как состояние, при котором отсутствуют все внеш­ние признаки жизни (сознание, рефлексы, дыхание и сердечная деятельность), но организм в целом еще не погиб; метаболи­ческие процессы в его тканях еще имеют место, и при определен­ных условиях можно восстановить его функции».

Ясно, что без вмешательства реаниматоров организм в состоянии клини­ческой смерти не может сам оживиться. Но терапевтическое вме­шательство может привести к оживлению только до тех пор, пока не начали развиваться необратимые процессы в коре головного мозга. Само­стоятельная жизнь организма невозможна без функционирова­ния головного мозга. Потому в настоящее время факт смерти устанавливается при помощи объективного свидетельства о дея­тельности головного мозга. Экспериментально доказано, что головной мозг при нормальной температуре может бездействовать не более 5-6 мин. Это тот период, в продолжении которого имеется надеж­да на реанимацию. Но и здесь существует большое «но». Дело в том, что это средняя продолжительность. В действительности у каждого организма она своя. К тому же, несмот­ря на современную медицинскую технику, установить точно мо­мент наступления бездействия мозга с полной уверенностью очень непросто. Потому и в наши дни достоверно установить факт смерти, как это не звучит странно и непривычно, не просто.


Вернувшиеся после клинической смерти

Существует множество фактов оживления организма после продолжительного его нахождения в состоянии клинической смерти. Так, сообщается, что в середине XVI столетия известный анатом Андреас Везалий, признанный всей Европой, вскрыл тело скончавшегося ис­панского дворянина, но последний при этом ожил. Но это стоило самому медику жизни: суд инквизиции приговорил его за его ошибку к смертной казни.

Показателен и такой известный случай. Он произошел с карабинером Луиджи Виттори, находящегося на службе у папы Пия IX. В римской больнице карабинера был признан оконча­тельно умершим. Но когда врач (не участвующий в консилиуме и проявивший большую осторожность) поднес зажженную свечу к лицу мертвого карабинера, тот тут же ожил. После этого он на протяжении долгих лет продолжал свою службу, а в напоминание о пережи­той смерти ему остался на носу шрам от ожога третьей степени. Надо заметить, что осторожный врач применил средство оживле­ния, известное с древности. Этот способ проверки на жизнь и смерть весьма эффективный, ведь если смерть действи­тельно наступила, то есть кровообращение полностью останови­лось, то обожженная кожа не покрывается волдырями. Если это не так, и волдыри на коже появились — то человек все еще живой.

В наше время используются иные показатели. Так, врач Икар Марсель предложил для этого использовать раствор флюоресцина, который у живых вызывает временное позеленение ро­говой оболочки глаза. Этого не происходит после наступления смерти. В этих целях применяют также атропин, который вызывает расширение зрачка у живого человека. Разумеется, все средства хороши, только бы они исключали возможные ошибки, которые всегда были и продолжают встречаться.

Так, в Англии используют портативный кардиограф. При первом же применении нового прибора оказалось, что 23-х летняя мертвая девуш­ка в действительности была живой. Это произошло уже в наше время, 26 февраля 1970 года, в Шеффилдском морге. Чего стоит другой курьезный случай, происшедший в 1964 году в Нью-Йоркском морге. Там врач вскрывал «труп», который после первого раз­реза скальпелем вскочил и начал душить хирурга. Хирург за свою ошибку поплатился жизнью, но смерть наступила не от уду­шья, а в следствии шока.

Умершие возвращались к жизни не только под действием огня и ножа. Известен случай, произошедший с одним из первых миссионеров на Востоке преподобным Шварцем. Он скончался в Дели, а ожил под звуки любимого им гимна: под эту музыку прихожане прощались со своим пастырем. Произошло курьез­ное: умерший преподобный, будучи в гробу, начал подпевать хору.

Другой случай произошел с епископом греческой право­славной церкви на Лесбосе Никифоросом Глинас. Он на протяжении двух дней лежал покойником в епископском облачении в церкви в Метимнии. На третий день он ожил, уселся на митрополичий трон и стал выяснять у собравшихся для прощания с покойным людей, почему они собрались в таком количестве.

Приведено только несколько показательных фактов из многих тысяч известных и описанных. Такие описания есть в «Диалогах» Платона, «Естественной истории» Плиния Старше­го, «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха и многих дру­гих источниках. Нам нужны были эти примеры для того, чтобы проиллюстрировать сложность понятия смерти. О такой слож­ности говорят факты другого плана…


Между жизнью и смертью

Ученые-биологи на основании современных исследований проблемы жизни и смерти пришли к выводу, что между этими состояниями нет резкой, четкой границы. Имеется некоторое про­межуточное состояние, названное ими словом «гота». Больше того, если подходить к проблеме строго научно, то есть только два состояния, это жизнь и гота. «Пока материя удерживает хотя бы слабые отзвуки органического водоворота, жизнь продолжа­ется. Когда водоворот окончательно стихает — с течением вре­мени или в результате изоляции, жизнь переходит в готу. Орга­низм может быть расщеплен вплоть до клеточных составляющих и все-же сохранять жизнь, но когда изолированные единицы теряют свои характерные черты, организованность жизни усту­пает место дезорганизованности готы. Состояния жизни и готы в какой-то мере пересекаются: оба принадлежат непрерывности, простираются от сложности интеллекта до относительной про­стоты самостоятельной молекулы. Смерть —всего лишь стрел­ка, скользящая по воле наших верований или уровня технологии вдоль этой непрерывной шкалы. Смерть — состояние сознания, как давно уже догадывались многие философы. Это слова известного ученого-биолога Л.Уотсона.

Специалисты обращают внимание на такой факт, что дети (до 5 лет) естественно относятся к смерти, то есть они ее попросту не признают. Это своего рода врожденная мудрость, которая пол­ностью соответствует природе окружающего нас (и их) мира. И только в последующем, под влиянием нашего воспитания, дети отходят от этой мудрости и подобно нам, взрослым, получают неправильное представление о смерти, сопровождаемое страхами. Вероятно, такой природной мудростью обладают не только дети, но и животные. Они четко отдают себе отчет, что смерть — естественное и неизбежное звено жизненных превращений, жиз­ненного процесса на Земле. Это иллюстрируют такие наблюде­ния натуралиста Эжен Марэ.

У ручной самки южно-африкан­ского бабуина забрали детеныша для лечения. Пока натура­лист старались спасти детеныша, мать не переставая кричала. Это продолжалось целых три дня. Спасти его не удалось, он погиб. Когда матери вернули мертвого детеныша, она «приблизилась к телу, издавая звуки, которые обозначают на языке этих обезьян ласку, и два раза коснулась его рукой. После она приблизила лицо к спине мертвого детеныша, дотрагиваясь до его кожи губами. Вдруг она встала, несколько раз вскрикнула и, отойдя в угол, спокой­но уселась на солнце, не проявляя никакого видимого интереса к телу».

Сказанное выше хотелось бы подытожить словами биоло­га Л.Уотсона, которого мы уже цитировали. Вот они: «Так или иначе, на настоящий момент времени мы находимся в следующей ситуации: как оказалось, смерть невозможно установить. Ни один из традиционных признаков не может считаться абсолютно до­стоверным, и в истории много примеров, когда доверие к несколь­ким или ко всем этим признакам неизбежно приводило к ошибке, обрекавшей живых на судьбу страшней смерти. Переход от жиз­ни к смерти почти неуловимый, и, так как жизнь все время раздвига­ет свои границы, становится ясно, что смерть имеет различные стадии и большинство из них (а может быть, даже все) обратимы.

Смерть начинает казаться чем-то неоконченным и все более на­поминает временный недуг. У детей не отмечено врожденной ре­акции на состояние смерти, наоборот, они склонны вести себя так, как будто смерти не существует вовсе. Где бы они ни жили, они упорно наделяют все предметы жизнью и способностью вза­имодействовать, и, как показывают последние исследования, возможно, дети правы. Я верю в это. И все больше убеждаюсь, что с точки зрения биологии бессмысленно даже пытаться на любом уровне прово­дить различие между жизнью и смертью».

Об отношении к смерти весьма красноречиво свидетельст­вуют обычаи похорон. В них отражена вся философия жизни и смерти.

Известный специалист Хабенштейн в своей всемирно из­вестной книге похоронных церемоний написал: «Нет ни одной груп­пы, какой бы примитивной или цивилизованной она ни была, которая бросила бы тела усопших на произвол судьбы, не совер­шив над ними никакого обряда».


Способы захоронения умерших

Существуют разные способы захоронения умерших. При­ведем их описание, данное Уотсоном:

«Ашанти из Западной Африки хоронят умерших на отве­денных для этого участках, закапывая их в землю; они кладут их на левый бок, с руками, помещенными под головой. Аборигены тиви из Северной Австралии хоронят мертвых, положив на зем­лю и засыпая большим холмом, который утрамбовывают во вре­мя погребального танца. Бавенда из Южной Африки запирают умерших в их домах и покидают, но в других местах для мертвых часто строят специальные дома. На Филиппинах их скла­дывают из специальных кирпичей. Ливанские марониты строят дома для мертвых из камня, а на Мадагаскаре употребляют шерсть и кости. Ангольские овимбунду относят мертвецов в пе­щеры, а горные племена в Индии попросту кладут их на выступы скал. Санта-сиу зашивают тело в шкуру оленя или буйвола и вешают на вершины деревьев. В Ассаме, где деревья редкость, строят особые помосты. В Тибете, где деревьев нет совсем, устраивают «воздушные похороны». Тело рубится на час­ти, мясо отделяется от костей, кости измельчаются и все это в смеси с ячменем скармливается птицам, слетающимся на звук рога. В Монголии орлы заменяют кочевнику гроб, и если стервятники быстро уничтожают тело, оставленное в «уединенном, чистом и достойном месте», это считают хорошим признаком. В некото­рых местах предпочитают съедать своих мертвецов, думая, что покоиться в желудке друга лучше, чем в холодной земле. В Но­вом Уэльсе аборигены жарят умерших на медленном огне, пока мясо как следует не прокоптится. Мертвых сжигают в спе­циальных башнях, сопровождая процедуру сложной и шумной церемонией. В других местах тело сжигается в огромных цилинд­рах, в доме усопшего или в специальных крематориях. На бере­гу Ганга высятся каменные платформы, на которых индусы, омыв безжизненные тела в реке и умастив их маслом, разводят погре­бальные костры. Бывает, что вместо огня используют воду, как в Восточном Тибете, где тела вместе с грузом бросают в реку, или же в древней Скандинавии, где знатных мертвецов пускали в легкой лодке вниз по реке. Иногда останки делят на части, как к примеру, на Самосире в Тихом океане, где тело помещают в подземный склеп, а череп — в урне на поверхности. Охотники за черепами асматы держат дома черепа, как друзей, так и вра­гов, в качестве украшений.

…аборигены Нового Южного Уэльса хоронят умерших или в прямом положении на боку, или скорченными, или по­ставленными вертикально, или кладут их в пустое дерево, ко­торое ставят на помост и покрывают бревнами, либо поджаривают и едят…

Малайцы устраивают временные похороны. Кота в Юж­ной Индии кремируют почти все тело, оставляя часть черепа. А настоящие похороны устраивают позднее, убедившись, что душа окончательно решила переселиться. В промежутке между этими церемониями умерший считается присутствующим. В общине кота он сохраняет свою социальную роль до похорон. Если его жена забеременела после его клинической смерти, но до похорон, то умершего считают отцом ребенка, который наследует его имя, клан и имущество. Их общество учитывает отсутствующее у нас различие между смертью и готой».

Что же касаемо философии жизни и смерти, которую отра­жают все описанные выше обряды захоронения умерших, то она везде и всегда исходила из того непременного факта, того убеж­дения, что сама по себе смерть не является концом, а есть только переход к новому состоянию, очередная фаза постепенного раз­вития. Большинство погребальных обрядов несомненно указывают на то, что совершающие их умерших считают все еще живыми. При этом они принимают меры предосторожности для того, что­бы обезопасить себя от тех, кого они хоронят. Похоронный об­ряд должен обеспечить, чтобы те, кого похоронили, держались в стороне, не вмешивались в дела живых. Чтобы это обеспечить, египтяне снабжали умерших всем необходимым. У других наро­дов этого старались достичь другими способами. Но суть была одной и той же: к мертвым относились как к живым. И, как видно, основания для этого есть.


Переход от жизни к смерти — ощущения людей

Представляет принципи­альный интерес переход от жизни к смерти, к клинической смер­ти или «готе», или, проще говоря, процесс умирания. Специалис­ты исследовали его довольно подробно. Здесь очень важно было выявить те общие моменты, которые свойственны всем, как тем, на кого угроза смерти навалилась неожиданно, так и тем, кто вступил в медленный процесс естественного умирания или уми­рания по болезни. Полученные исследователями результаты крат­ко сводятся к следующему.

Наиболее показательно предсмертное состояние людей, у которых угроза смерти возникла внезапно, то есть у тех, кто находился на волосок от смерти. Были проведены анализы таких случаев. Один из них предпринял швейцарский геолог Альберт Хейм. Проводить такое исследование его заставила судь­ба: сам он в 1962 году сорвался со скалы в Альпах и все это пропустил через себя. Это побудило его найти уцелевших счас­тливчиков и поделиться с ними опытом. Таких оказалось тридцать чело­век. Все они пережили падение в горах с реальной угрозой для самой жизни. Как оказалось, все они практически пережили одно и то же. Все их переживания уложились в три периода, следую­щие последовательно друг за другом.

Сначала несчастному хо­чется избежать опасности. Он пытается сопротивляться проис­ходящему (конечно, безуспешно). Одновременно что-то словно понуждает человека покориться опасности. Потом начина­ется второй период, когда падающий четко осознает бессмысленность всякого сопротивления. Он становится отрешенным. Его мысли более не заняты происходящим. Их занимает что угод­но, только не надвигающаяся смертельная угроза. Сообщается, что один из сорвавшихся альпинистов свидетельствовал, что испытал в тот момент «мелкую» досаду и даже некоторый умозри­тельный «интерес к происходящему». Известны и более курьез­ные факты.

Так, падавший с крутого обрыва ребенок волновался лишь об одном — не потерять свой новый перочинный нож. А выброшенный из машины на большой скорости студент беспокоился о том, что может порвать свое пальто. Одно­временно он переживал за свою футбольную команду. После второго настает третий период, в продолжении которого по­гибающий просматривает кинофильм своей жизни. Так, падавший с километровой высоты парашютист рассказал, что сначала он пронзительно кричал, после понял, что погиб и жизнь кончи­лась. «Вся прошлая жизнь пронеслась перед моими глазами. На самом деле. Я увидел лицо матери, дома, в которых учился, лица друзей, абсолютно все». Геолог Хейм, с которого мы начали рас­сказ, говорил, что «видел себя 7-и летним мальчиком, идущим в школу четвероклассником, стоящим в классе рядом с любимым учителем Вейцем. Я вновь проигрывал свою жизнь, словно был на сцене, одновременно смотря на нее с галереи». Эта третья стадия свойственна переживаниям только в случае неожиданной угрозы. Падающие и тонущие всегда переживали нечто подоб­ное. Когда же угроза наступает медленно, кинофильма из про­шлой жизни, как правило, не появляется.

После периода просмотра своей прожитой жизни настает еще один период, когда наступает необыкновенное мистическое со­стояние. Конечно, каждый из этих периодов может продолжаться одну или несколько секунд. Тем не менее мистическое состояние у каж­дого проявляется по-разному. Падающий альпинист ощущал, по его словам, следующее: «Мое тело билось о камни, ломалось, и превращалось в бесформенную массу, но мое сознание не реагировало на эти физические повреждения и абсолютно не интересовалось ими». Хейм, проведя указанное исследование, пришел к заключению, что смерть от несчастного случая в горах очень приятна, а те, «кто погиб в горах, в последний миг своей жизни созерцали свое прошлое, испытывая состояние преобра­жения. Отринув телесные страдания, они пребывали во власти благородных и мудрых мыслей, небесной музыки и чувства по­коя и умиротворения. Они летели сквозь светлые, голубые, вели­чественные небеса; потом мир неожиданно останавливался».

Как это ни может показаться странным, приблизительно то же самое (кро­ме кинофильма о прошлой жизни) переживают и умершие от бо­лезни и т.п. При этом, конечно, продолжительность периодов исчисляется не секундами, а часами, днями и неделями.

Опрос 200 умирающих от неизлечимой болезни боль­ных, проведенный Элизабет Кюблер-Росс, дал возможность ей выделить 5 периодов, 5 стадий отношения человека к неизбежной его смерти. Сначала — это категорическое отрицание такой воз­можности, потом заболевший возмущается, почему это произошло именно с ним. После этого наступает период страха и депрессии. На последнем этапе, когда страх преодолевается, больной не без помощи близких и родных постепенно начинает испытывать чув­ство умиротворения и покоя.

Эти факты не просто интересны. Они свидетельствуют о том, что практически у всех людей переход от жизни к клиничес­кой смерти происходит по одному и тому же сценарию. Значит, этот период жизни представляет из себя некую самостоятельную фазу развития человека. Больше того, подобные результаты были получены у людей совершенно здоровых, но у которых те же ста­дии умирания вызывались искусственно.

В научной литературе (не только медицинской, но и истори­ческой) специалисты часто сравнивают развитие общества (ци­вилизации) с развитием — жизнью отдельной личности. Так, го­ворят о юности или детстве человечества и т.д. В данном случае проводится параллель между приведенными периодами умира­ния отдельных индивидуумов и осознанием угрозы смерти всей цивилизации. Такая параллель действительно вырисовывается. Судите сами.

На заре своей истории человек не осознавал, что ему угрожает смерть. Ответственность за смерть люди возлагали на определенные силы, не считая ее естественной. Потом историчес­ки следует период, когда люди осознали реальность, естествен­ность угрозы смерти. Она в это время представлялась как завер­шающий этап жизненного пути. Если первый период связывают хронологически с цивилизациями, населяющими Дельту, то второй период приходится на иудейско-эллинские цивилизации. Впоследствии (третий период) люди пытались отрицать смерть, стараясь преодолеть ее реальность. Мы находимся в четвертом периоде нашего падения со скалы, то есть, находясь на краю пропасти (так полагают специалисты), испытываем чувство по­коя и умиротворенности.

Исследования показывают, что именно такое чередование состояния человека (а возможно и общества?) является оптималь­ным с точки зрения выживания. Если организм в это время не истратил свою энергию, а предусмотрительно сохранил ее, то у него имеются шансы восстановиться даже после продолжитель­ного полного отключения мозга. Если эта энергия истрачена, то и такая возможность практически исключена. По-видимому, этим же обстоятельством объясняется психологическая подготовка умирающего (исповедь, причастие). Только в этом случае речь идет не о возможном выживании физического тела, а о посмерт­ном состоянии его души.

Источник:
0
282
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
Dharm
Это кто сказал? Наверное Фортов президент ран?! , ...
ВладимирЛюди-тени из параллельного мира 1 день назад
Здравствуйте! Феномен «Люди-тени» — то таинствен...
SALIK
SALIKАнгел или призрак 1 день назад
Статья об этой фотографии здесь.
SALIK
SALIKБирюзовый НЛО 1 день назад
Подробнее здесь.
Контакт случится, скорее всего, через 100-200 лет,...
Новая тема: "Некоторые баги и ошибки" в форуме "Технические проблемы"
SALIK » 16:09
1 Ответов
20 Просм.
19:34
Новая тема: "Дневник домового" в форуме "Книги, истории, рассказы"
SALIK » 20:32
0 Ответов
10 Просм.
Новая тема: "Старинные русские ругательства" в форуме "История и древние цивилизации"
SALIK » 20:28
0 Ответов
13 Просм.
Новая тема: "События, праздники, памятные даты" в форуме "Пожелания и предложения"
SALIK » 13:11
2 Ответов
53 Просм.
» Vikk
15:33
Новая тема: "Петр Первый и находчивый солдат" в форуме "История и древние цивилизации"
Givi » 13:49
0 Ответов
34 Просм.