Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.


Бедный… Рюрик

Фото:
ursa-tm.ru
Бедный… Рюрик

Легенды и предания есть в каждой местности, где живут люди. Это бесценный материал не только для этнографов, но иногда и для историков, потому что в народной памяти, пусть и в искаженном виде, порой сохраняются сведения о событиях, значимых не только для локальной территории, но и для всего района, а то и целого региона. И сопоставление этих преданий с письменными источниками может наводить на весьма любопытные мысли.


Лучи вокруг солнца

Примером такой «значимой легенды» может служить предание о смерти Рюрика у Передольского погоста. Сами понимаете, Рюрик — это не какой-нибудь воин местного значения. Это, можно сказать, краеугольный камень истории всей огромной территории нынешнего Северо-Запада. От того, существовал ли этот князь (или король, как называют его многие) в реальности, были ли у него братья, где и как он погиб и даже кто и когда его похоронил, зависит отсчет многих исторических построений.

Шум-гора — колоссальная сопка, считающаяся крупнейшим некопаным могильником Северной Европы, — стоит в верховьях Луги практически на границе Лужского района Ленобласти и Батецкого района Новгородчины. Исторических деревень на обоих берегах обмелевшей Луги — просто тьма. И в них даже остались кое-какие жители с прежних, довоенных времен, потомки коренного населения, которым предки передавали местные легенды и просто деревенские байки, крайне любопытные, поскольку они отражают быт и нравы Верхнего Полужья.

И практически каждый старожил — со слов бабушек, дедушек, иных покойных давно родственников — расскажет вам о «царе Юрике». Подозревать не очень грамотных старушек в том, что они начитались буйных фэнтези, не приходится, да и телевизор они смотрят только про понятное — сериалы или вести с полей. Кроме того, записи этнографов 60-70-х годов XX века, сделанные со слов более старых, уже умерших теперь информантов, тоже содержат эти легенды, а тогда жанра фэнтези для деревенских не существовало. То есть предания совершенно честные, без подтасовки.

Говорится там буквально следующее. Поздней осенью на Луге была битва великая (так давно, что нынешние деревни еще даже строиться не начали). И убили «царя Юрика» враги, правда, победу не одержали. А уже холода настали, земля схватилась, хоронить было никак невозможно. И остались с телом царя 12 ближних воинов: закидали его камнями, чтобы уберечь от растаскивания зверьми и птицами, а сами стали сторожить. Когда пришла весна, войны откатили камни, освободили тело, переправились с ним через реку, похоронили его. И другие подданные царя выполнили приказ 12 воинов: отрубили последним головы и положили тела вокруг тела Юрика, как лучи вокруг солнца. Эти воины должны были сопровождать царя в загробном мире — такая честь им была оказана. Вокруг них соорудили каменный склеп. А сверху насыпали огромную сопку, чтобы было видно издали.


Подземные колокола

Действительно, Шум-гора видна отовсюду. А почему она так называется? И тут же подключается вторая легенда — из группы знаменитых преданий «о провалившихся церквях». Мол, когда кругом начали строить церкви, на Шум-горе тоже поставили храм — и место хорошее, и великим мертвым почет и уважение. И когда звонили его колокола, во всей округе слыхать было. А потом подступили другие враги — то ли литовцы, то ли шведы, то ли немцы. Собрались православные в храме, ища защиты, и церковь вместе с ними ушла под землю. Теперь можно услышать звон колоколов из-под земли — иногда в праздник доносится. Некоторым даже крест на верхушке горы является, особенно с противоположного берега Луги.

Про провалившиеся церкви рассказывают в наших краях везде, где есть сопки и городища, то есть антропогенный рельеф. Действительно, на возвышенном месте часто ставили церковь или часовню. Делалось это не столько из любви к красивым видам, сколько с целью «закрестить» языческое место, перебить новой верой старую. Так что история Шум-горы вполне вписывается в общую концепцию. Но рядом с каждым таким местом есть собственные предания, а возле этой сопки их больше других по праву.

Шум-гора называется так не только из-за звона подземных колоколов. Рассказывают, что ненастными вечерами гора «поет» — мрачно и заунывно. Археологи, исследовавшие сопку геолокационным методом, утверждают, что она неоднородна: в глубине есть столб (или обкладка колодца) из материала, значительно более плотного, нежели земля. Возможно, это и есть тот самый каменный саркофаг — только имеющий еще вертикальный выход почти к поверхности. Этим можно объяснить происхождение звуков, которыми так славится Шум-гора, — эхо отражается от каменного колодца и «гуляет» по телу сопки. Тем, кто бывал в тех местах, доводилось наблюдать еще один эффект: когда на грунтовке, идущей мимо горы по берегу Луги, движется тяжелый грузовик или трактор, сопка издает низкий гул со свистом, похожий на звук садящегося самолета. Но услышать это можно только на серединной части сопки — на ее «пояске». Ни выше, ни ниже такого эффекта не будет.

На Шум-горе растут деревья — довольно крупные березы, но никакого кустарника. Местные говорят, что якобы он сам не растет, но, возможно, его просто вырубают. В то же время в окрестных деревнях распространено поверье о том, что тот, кто срубит дерево на Шум-горе, будет наказан, — и в подтверждение сразу расскажут о двух-трех местных мужиках, которые срубили по елке и умерли в муках странной смертью. На березах сопки часто можно заметить цветные ленточки — подношения духу места. Этот обряд вполне сочетается с народными традициями, но официальная религия его отвергает. Более того: в местах наиболее частого поклонения, особенно если там стоит православная церковь или часовня, обычно висит бумага, сочиненная местным батюшкой, который строго или почти задушевно (в зависимости от степени нетерпимости к язычеству) сообщает о греховности этого обряда.


Здесь был Рюрик

Окружение Шум-горы тоже располагает к мифотворчеству. Практически напротив сопки находится городище — классическое средневековое укрепление на мыске у реки Луги. Рядом там сохранилась полуразрушенная церковь допетровского времени. Местность вокруг называлась Передольским погостом и считалась очень населенной — во всяком случае, это подтверждают и письменные источники, и археологические находки. Возле Шум-горы есть и другие сопки — поменьше размером, но тоже весьма живописные, а на берегах реки прихотливо разложены гранитные валуны довольно внушительных размеров. Местные жители связывают с этими валунами свои легенды: на многих камнях они видят магические знаки то ли самого «царя Юрика», то ли его ближайшего окружения. Одни камни кажутся людям похожими на головы воинов, другие — на сказочных птиц. Разумеется, каждый такой камень считается священным. Любопытно, что «общих» священных камней нет — каждая группа семей, родственников или соседей предпочитает поклоняться своему валуну. При этом старые легенды дополняются вполне современными примерами. Конечно, проверить их невозможно, но в данном случае и не нужно.

В окрестных деревнях были и почитаемые родники, но, к сожалению, далеко не все из них дожили до наших дней. Усердное послевоенное строительство, оголтелая мелиорация и просто мусор сгубили значительную часть естественных выходов воды. А легенды сохранились такие. Якобы были ключи, которые помогали при глазных болезнях. Слепой умоется — и почти прозреет. Но пришла литва поганая (поганая — в смысле католики), узнала про ключик, решила глаза свои басурманские промыть — и ослепла окончательно. Этнографы полагают, что в основе такой легенды -вера в то, что святыни помогают только своим, а чужих они наказывают усугублением их проблемы.

Вообще, весь комплекс Передольского погоста, изучаемый этнографами и археологами не один десяток лет, «расшифрован» едва ли на несколько процентов, включая самого «царя Юрика».

Так что тайн и загадок здесь множество, но, к сожалению, уже через несколько лет в окрестных деревнях может не остаться ни одного старожила — только дачники и новопоселенцы. Поэтому в дальнейшей работе придется опираться на сведения, собранные прежними этнографическими и археологическими экспедициями..

Татьяна Хмельник

Источник:
0
68
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
Солидарен с Данилом. Скоро будут не просто ставить...
Автор не в курсе, что Швеция расположена севернее ...
SALIK
SALIKОбновление сайта 1 день назад
Ну в этот раз кроме фотоальбомов не сильно много о...
SALIK
SALIKОбновление сайта 1 день назад
Да я вроде починил уже, хотя еще не понятно, пока ...
Givi
GiviОбновление сайта 1 день назад
У меня не зависает и не тормозит
Новая тема: "Некоторые баги и ошибки" в форуме "Технические проблемы"
SALIK » 16:09
1 Ответов
40 Просм.
19:34
Новая тема: "Дневник домового" в форуме "Книги, истории, рассказы"
SALIK » 20:32
0 Ответов
21 Просм.
Новая тема: "Старинные русские ругательства" в форуме "История и древние цивилизации"
SALIK » 20:28
0 Ответов
32 Просм.
Новая тема: "События, праздники, памятные даты" в форуме "Пожелания и предложения"
SALIK » 13:11
2 Ответов
69 Просм.
» Vikk
15:33
Новая тема: "Петр Первый и находчивый солдат" в форуме "История и древние цивилизации"
Givi » 13:49
0 Ответов
39 Просм.