Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.


Русские индейцы

Фото:
oracle-today.ru
Русские индейцы

«Камчадалы так, как мунгалы, ростом низки, телом смуглы, не мохнаты, малобороды, лицом колмыковаты с покляпыми носами, косолапы… Лица у камчадалов не столь продолговаты и скуласты, как у других народов, щеки у них одутловаты, губы толсты и рот превеликой». Так описывал коренных жителей Камчатки ее исследователь Владимир Атласов. На период открытия полуострова камчадалов насчитывалось от 50 до 200 тысяч человек. Сегодня — не больше 3 тысяч. Всего за пару-тройку веков многочисленный народ превратился в очень малочисленный.


ГОРНАЯ ПЕСНЬ

У камчадалов (или ительменов, что переводится как «живущие здесь») много общего с индейцами разных племен США и Канады во внешности, легендах, обрядах, танцах. Самые близкие родственные корни у ительменов с индейцами племени тлинкитов. Последние живут совсем близко — на Аляске. Не исключено, что на Аляску индейцы прибыли с полуострова Камчатка: зимой Берингов пролив можно преодолеть на собачьих упряжках. К тому же ительмены один из древнейших народов на планете, их возраст — около пятнадцати тысяч лет!

Изначально «ареал обитания» ительменов был довольно обширным. На юге они дошли до мыса Лопатка, на севере – до реки Тигиль, на востоке – до реки Ука. Древние камчадалы селились преимущественно по берегам рек Камчатка, Еловка, Большая, Быстрая, Авача и на берегу Авачинской бухты. Сегодня большинство аборигенов проживает преимущественно в двух районах Камчатки – Тигильском и Мильковском. Неофициальной столицей камчадалов считается деревня Ковран. Затерянная в сопках, с населением не более четырехсот человек, она не может претендовать на звание мегаполиса, но судьбой ей была уготована роль лидера. Добраться до Коврана – задача не из легких, особенно если держать путь с материковой части России. Сначала надо доехать до города Елизово, оттуда — до Усть-Хайрюзово, поселка на западном побережье Охотского моря, а от него до Коврана 30 км. Ковран состоит из невзрачных серых домов, беспорядочно раскиданных вокруг одной-единственной улицы, расположенной на ничем не примечательной равнине. Зато когда поднимаешься на другой, скалистый, берег Коврана, глазу предстает картина, от которой захватывает дух. Представьте себе широкую долину, справа от нее – еле приметная полоска моря, слева и прямо – стена невысоких гор, одна из них заметно возвышается над остальными.

О горе Эльвель у ительменов сложено множество легенд. Вот одна. Девушка Эльвель не могла решить, кого она больше любит из двух братьев — Каврала или Плахэна. Ее отец шаман Ухт превратил их в две реки. Эльвель должна была сделать выбор и тем самым спасти одного из братьев, но так и не выбрала. Братья так и остались реками, а отец превратил себя и дочь в две горы между реками. По словам местных, если прислушаться летней ночью к шорохам, то можно услышать плач девушки Эльвель и спор двух братьев о любимой женщине.


ВЕЗДЕСУЩИЕ ДУХИ

Как ни странно, ительмены боятся всех высоких гор вообще, но больше всего – гор дымящихся и огнедышащих, а также горячих ключей. Они твердо убеждены: в таких местах и поблизости от них живут духи – так называемые гамулы. Поэтому-то, будучи проводниками, они могли ходить по самым опасным местам, кроме высоких гор – подальше от того, что их так пугает. В прошлом мир ительменов был полностью заселен духами. Они обитали везде – в море, в земле, в небе, на этом свете и на том. Духи делились на злых и добрых. Ительмены верили в свое родство с тем или иным животным, почитали хозяев моря и лесных обитателей. Даже предметы и явления природы – и те наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находилась в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря Митг, который давал основу рациона – рыбу. В честь Митга в ноябре устраивали праздник очищения. Мир ительмены считали вечным, души – бессмертными.

Камчадалы были очень суеверны. Приметы и поверья в их жизни играли огромную роль. Так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли: последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор. Первых русских, которые пришли покорять Камчатку, последнее страшно удивляло. «Сам погибай, а товарища выручай», — гласит известная русская поговорка. У камчадалов все по-другому.

Большое значение местные придавали обрядам, которые проводил шаман. В его роли обычно выступала женщина.

После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство у них стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники замечали в камчадальских селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.


В ЗНАК БЛАГОДАРНОСТИ

Те немногие ительмены, что остались сегодня жить на Камчатке, стараются сохранить обычаи своих предков. У подножия горы Эльвель прямо под открытым небом более двадцати лет подряд устраивают праздник Алхалалай. Длится он несколько суток, стартуя непременно в период полнолуния в конце сентября – начале октября. В старину праздник растягивался на целый месяц. Зато неизменным остался смысл праздника: это благодарность природе, просьба о прощении за тот ущерб, который наносит ей человек своей деятельностью, кто бы он ни был: охотник, собиратель, земледелец, золотоискатель.

И заодно участники просят прощения у духов умерших животных за то, что их пришлось убить. А убивать приходиться аккурат накануне Алхалалалая — к празднику непременно надо поймать нерпу. Это очень важное в быту камчадалов животное: мясо идет в пищу, нерпичий жир считается лечебным, его используют от многих болезней. Из него же делают приправы к разным национальным кушаньям. Из шкуры нерпы шьют промысловую непромокаемую одежду и изготавливают много нужных вещей: коврики, обувь, ремешки, а главное, поплавки, столь необходимые в хозяйстве каждого ительмена.


ЛУЧШИЕ СРЕДИ ЛУЧШИХ

Праздник начинается с традиционной речи ительменских стариков: «От Кутхи (так ительмены зовут Ворона – свое главное божество) нам приказано воздавать тебе жертву раз в год, что мы и исполняем. Ради чего мы просим, чтоб ты хранил нас и миловал, не причинял бы скорбей и бед, не делал пожару. Алхалалалай!» Этим словом – приветствием камчадалы отныне будут сопровождать все, что происходит во время праздника.

В программу торжества входят различного рода состязания. Женская половина села с удовольствием участвует в конкурсе «мимсх» на звание лучшей хозяйки. В нем требуется искусно разделать рыбу и приготовить вкусное блюдо, а также приходится демонстрировать свои знания по кулинарии, краеведению и даже исполнять родовую песню на родном языке.

Мужчины тоже пыхтят изо всех сил, стараясь опередить своих соперников в том, кто лучше поставит на реке запоры и чиручи, кто скорее и «грамотней» обработает морского зверя, пойманную рыбу. Дети тоже не бездельничают – наравне со взрослыми участвуют в выставках прикладного искусства, рисуют, лепят, вышивают.

Центральное событие Алхалалалая — танцы. Танцы камчадалов – это вообще нечто из ряда вон выходящее. В 1740 году знаменитый исследователь Камчатки Георг Стеллер, оставивший уникальные записки о жизни и быте ительменов, не решился описать местные пляски, настолько они эротичны! А если добавить к этому уникальные национальные костюмы и украшения, необычное музыкальное сопровождение – то подражание хриплому звериному дыханию с отбиванием ритма в шаманский бубен, то крик ворона, то стройное девичье пение – это зрелище невозможно описать!

Кульминация праздника – обряд очищения огнем от всего плохого, что было совершено в уходящем году. На площади разжигается костер, и вокруг него движется бесконечная цепочка взявшихся за руки людей – целое людское море.

Любовь ДЬЯКОВА

Источник:
0
71
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
SALIK
SALIKОбновление сайта 8 часов назад
Ну в этот раз кроме фотоальбомов не сильно много о...
SALIK
SALIKОбновление сайта 8 часов назад
Да я вроде починил уже, хотя еще не понятно, пока ...
Givi
GiviОбновление сайта 8 часов назад
У меня не зависает и не тормозит
Givi
GiviОбновление сайта 8 часов назад
Да что-то не очень понял суть обновлений Но фотки ...
SALIK
SALIKОбновление сайта 9 часов назад
Бывает еще такое, что сайт иногда как-бы зависает,...
Новая тема: "Некоторые баги и ошибки" в форуме "Технические проблемы"
SALIK » 16:09
1 Ответов
37 Просм.
19:34
Новая тема: "Дневник домового" в форуме "Книги, истории, рассказы"
SALIK » 20:32
0 Ответов
17 Просм.
Новая тема: "Старинные русские ругательства" в форуме "История и древние цивилизации"
SALIK » 20:28
0 Ответов
26 Просм.
Новая тема: "События, праздники, памятные даты" в форуме "Пожелания и предложения"
SALIK » 13:11
2 Ответов
66 Просм.
» Vikk
15:33
Новая тема: "Петр Первый и находчивый солдат" в форуме "История и древние цивилизации"
Givi » 13:49
0 Ответов
39 Просм.