Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.

Сирота казанская… Дети трущоб из прошлого

Фото:
Авторство неизвестно
Сирота казанская… Дети трущоб из прошлого

Проблема социального сиротства всегда вызывала эмоциональные дискуссии среди специалистов, работающих в этой области и неравнодушных людей. Нельзя сказать, что на сегодняшний день она в России решена. Возможно, исторический опыт решения проблем с сиротами подскажет нам что-либо полезное для разработки современных методов работы с детьми сиротами и адаптации их в обществе.

В годы становления российской государственности (Рюриковская Русь), забота и детях-сиротах находилась в частных руках. Государство не заботилось о детях, оставшихся без родителей. Эту обязанность брали на себя близкие родственники ребенка. После Крещения Руси и внедрения в массы новой идеологии, изменилось и традиционное отношение к нищим, детям и страждущим. Помощь тем детям, кто остался без присмотра родителей, рассматривалась как акт благодеяния и искупления грехов. Совершая такой поступок, человек получал прощение и приближался к Богу.

Первым образцом социального устройства детей-сирот, стали Скудельницы. Скудельницами называли общие могилы, в которых хоронили умерших от голода, во время эпидемий, замерзших зимой и т.д. При Скудельницах были сторожки, куда и принимали сирот, подкидышей и брошенных детей. Их воспитанием занимались старцы-скудельники, проживающие в этих сторожках. Дети содержались за счет добровольных подаяний жителей окрестных деревень и сел. Также в качестве подаяния для детей принимались одежда, обувь, игрушки и продукты питания. Такие «детские дома» в древние времена были выражением поистине народной заботы о детях. Скудельники следили за здоровьем и физическом состоянии каждого ребенка, учили их правилам общения с людьми.

Кроме скудельников, детьми-сиротами занималась церковь. Если в Западной Европе церковь считала основной своей задачей проживание и прокорм сирот, то русская церковь не только кормила и давала кров детям, но и лечила и обучала их. На Руси не было такого храма или монастыря, которые не имели бы детского приюта. До середины XVI века эта христианская модель работы с детьми-сиротами была основной и смогла обеспечить решение сложной социальной проблемы. Сохранились сведения, что по приказу Ивана Грозного в каждом городе создавались специальные богодельни для детей, нуждающихся в надзоре и уходе.

Российское государство занялось принятием мер по воспитанию детей сирот только в XVII веке (эпоха Романовых). Причем заботиться стало государство не только о беспризорных, нищенствующих, бродяжничающих, но и о малолетних преступниках.

Не секрет, что детское сиротство напрямую связано с социальными катаклизмами, при которых разрушаются внутрисемейные отношения и сами семьи. Дети не могут самостоятельно выжить, поэтому, как правило устремлялись в те места, где легче найти кров и пищу – в города. Для крупных городов увеличение беспризорных детей стало настоящим бедствием. Во времена правления Федора Алексеевича в городах действовали приюты-дворы, в которых дети-сироты обучались ремеслам и грамоте.

При Петре I государственная система ухода за детьми, нуждающихся в помощи, была закреплена в законах и приказах. Так, был урегулирован порядок частной благотворительности. Открывались новые приюты «для зазорных младенцев» — туда принимались незаконнорожденные малыши и обеспечивалась тайна их происхождения. Возле каждой церкви устраивались так называемые «гошпитали», в которые можно было подбросить младенца, сохранив в тайне имена родителей. Оплачивала работу всех этих «приемных отделений» для брошенных малышей государственная казна. Детки подрастали и их отдавали либо приемным родителям, либо в богадельни, а мальчиков, достигших десятилетнего возраста, отдавали в матросы.

Петр I объявил борьбу нищенству, включая и детское. Малолетних нищих вылавливали и давали посильную работу. Постепенно на смену «тайному» приему детей, приходил «явный», когда помощь адресно оказывалась конкретной матери с младенцем: ей давали пищу, деньги, одежду, предлагали работу в приюте и все возможное, чтобы ребенок остался с ней, а не становился сиротой. Если женщина не оставалась в приюте, то в течение двух лет ей выплачивалось пособие на ребенка.

Екатерина II внесла свою лепту в оказание помощи детям-сиротам. Она создавала воспитательные дома. Так, в уложении Московского воспитательного дома закреплялось важность гуманного и бережного отношения к детям, запрещались всякие телесные наказания, утверждалась важность физического воспитания, а также уделялось огромное внимание воспитанию положительного миропонимания. В Петербургском и Московском воспитательных домах дети осваивали разные ремесла. В мастерских готовили сельских учителей, нянь, лекарей, повивальных бабок, телеграфистов, шкиперов для торгового флота, объездчиков. Все дети, которые жили и учились в воспитательных домах для сирот, имели немаловажную привилегию — «они, и их потомки оставались вольными».

Все эти сиротские дома получали значительные денежные средства от государства и частных благотворителей. Однако надо признать, в большинстве этих домов была казарменная атмосфера, казнокрадство и нищета. Результат работы таких воспитательных домов был плачевным. Уровень заболеваемости и смертность в них достигал высокого уровня – только 15% воспитанников выживало в таких условиях. В то же время в церковных детских приютах, выживаемость была такой же, как в любой крестьянской семье. Все воспитательные дома были ликвидированы, а детей передали в крестьянские семьи. В связи с чем, длительное время государственная политика помощи беспризорным детям сводилась к обеспечению условий для проживания сирот в приемных семьях, церковных и частных приютах.

В конце XVIII века контингент нуждающихся в помощи общества и государства значительно возрос, в него были включены: сироты; малыши грудного возраста, чьи матери не имели средств к существованию или больны; все внебрачные дети, матерям которым необходима помощь; подкидыши. Для малолетних бродяг открывали земледельческие колонии. Первая такая колония открылась в 1819 году в имении графа Я. Румянцева (Гомельская волость).

В 1837 году был открыт первый светский приют при Демидовском доме для дневного надзора за детьми, матери которых ушли на работу.

В 1842 году начал работу московский опекунский совет детских приютов. Основной деятельностью его была организация занятий с бедными детьми в дневное время, родители которых находились на заработках. И уже к концу XIX века государство обратило особое внимание на несовершеннолетних, «впавших в пороки и преступления»: для них открылись специальные приюты. В этих приютах детей учили не только грамоте, но и ремеслу, также все воспитанники участвовали в работах, связанных с функционированием этих приютов: убирали, стирали одежду, ремонтировали и т.д. Организаторы этих приютов брали на себя обязанность заботы о воспитанниках: устраивали их на работу, оказывали моральную и материальную поддержку, предлагали кров тем, кому некуда было идти после выхода из стен приюта. Основной целью работы с трудными подростками было воспитание высоконравственного, ответственного и грамотного человека.

В 1893 году великая княгиня Елизавета создала организацию «Синий крест», которая взяла на себя заботу о бедных и больных детях, а также о тех, кто пострадал от жестокого обращения. Под эгидой этой организации создавались убежища, общежития с мастерскими.

В конце XIX века в России функционировала такая разветвленная сеть благотворительных учреждений, обществ, работающих с детьми, что она на долгие годы опередила социальную и профессиональную работу аналогичных систем Западной Европы. В начале двадцатого века в России работали более 19 тысяч попечительских советов, имеющих в своем распоряжении значительные денежные средства. Попечительские советы регулировали учебно-воспитательную работу в домах для бедных детей, осуществляли контроль за ночными приютами для детей-бродяг, а также наблюдали за работой народных столовых. В обществе формировалось устойчивое положительное отношение к проявлению заботы о нуждающихся детях. Оптимальным вариантом, считалось, если удавалось сохранить ребенка в его семье. По проведенным тогда подсчетам, намного дешевле было поддержать мать и выплачивать ей пособие, чем содержать малыша в приюте.

После революции, когда благотворительность посчитали пережитком прошлого, а церковь была отделена от государства, всю заботу о безнадзорных детях взяло на себя государство. Острейшие социальные катаклизмы, как Первая мировая война, три революции, Гражданская война, привели к увеличению количества детей-сирот. Для сравнения: до революции в России насчитывалось 2,5 млн. беспризорных, а в 1921 году их уже было 4,5 млн. Государство столкнулось со сложнейшей задачей вернуть в общество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Большевики создали учреждение СПОН (социально-правовая охрана несовершеннолетних), которое занималось выявлением и воспитанием безнадзорных детей. Поиском беспризорных занимались все государственные ведомства и общественность. Беспризорного ребенка направляли либо в детский дом, либо в колонию или коммуну, либо в приемно-распределительный пункт. Дальше детей возвращали родителям, или передавали на усыновление, или трудоустраивали. За соблюдением прав ребенка тщательно следила детская социальная инспекция. Усилия не пропали даром – к 1935 году беспризорность в СССР была практически ликвидирована. Этому также способствовало большое количество профессиональных школ и техникумов, организация досуговой работы, да и повышение материального положения большинства трудящихся.

Вторая мировая война принесла горе всей стране и дети не стали исключением: «Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, — писала газета «Правда», — их нужды должны быть приравнены к нуждам Фронта». К детям войны уже не относились, как беспризорным, их считали жертвами войны. Для них создавались школы-интернаты, детские дома. Население, солдаты и офицеры перечисляли денежные средства на специальные счета детских домов и интернатов.

В системе МВД создавались специальные детские комнаты, куда приводили беспризорных детей, подкидышей и маленьких беглецов. Затем в детских приемниках-распределителях дети получали приют, одежду, питание и обувь. В военные годы основная масса беженцев-детей была с территории Украины, Белоруссии и западных областей СССР. Одни дети искали место, где можно выжить, другие стремились попасть на фронт. Детские романтики и беспризорники распределялись по детским учреждениям, где их учили, организовывали досуг, развивали любовь к спорту. Большое значение для детей имели встречи с фронтовиками.

Хотя в послевоенные годы работа с беспризорными детьми шла по двум направлениям: устройство их на полное государственное обеспечение в детские учреждения или в семью, предпочтение отдавалось первому способу. Господствовала идея о преимуществе общественного воспитания, поэтому дети все дальше отделялись от родителей. Менялся и состав воспитанников учреждений для сирот, пополнение шло за счет тех «чьи родители не могли содержать и воспитывать детей по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни». По статистике в 1954 году через детский приемник-распределитель прошло 124 тыс. детей: среди них 43% тех, кто ушел из семьи из-за отсутствия внимания к ним, 17% покинули семьи из-за материальных трудностей, а 14% — просто любители попутешествовать.

Детей, которые стали сиротами при живых родителях сегодня принято называть «социальными сиротами». В наше время это явление принимает угрожающий характер.

Сравним некоторые цифры осиротевших в 20-м веке во время великих потрясений: в 1922 году – 540 тыс. детей, 1945 – 678 тыс., 2001 – 663 тыс. сирот.

Сегодня большинство детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к «социальным сиротам». Среди них и те, чьи родители лишены родительских прав, либо ограниченны в правах. Хотя в каждом конкретном случае есть решения судов и работают многочисленные комиссии, сиротам от этого не легче. И никто не скажет, что воспитание в детских домах, даже если он хорошо обеспечен и оборудован, сможет заменить ребенку любящую семью.

Может быть, стоит использовать опыт наших предков и приложить максимальные усилия, чтобы помочь семье. Тогда ребенок не потеряет ни родительскую поддержку, ни любовь родного человека.

Источник:
0
42

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
Givi
Забавно, я думал это квадрат в небе загадочный НЛО...
SALIK
Читайте подробности в этой статье.
SALIK
SALIKПризрак в замке 5 дней назад
Подробности читайте здесь.
SALIK
SALIKФотография НЛО 5 дней назад
Подробнее читайте здесь.