Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.


Призрак господского дома

Фото:
gansey.ga
Призрак господского дома

Вот уж полночь наступила, бьют часы двенадцать раз.

Открываются неслышно двери в комнате у вас.

Побледнели ваши щеки, страх застыл у вас в глазах:

Появилось приведенье в тот же миг и в тот же час.

Старинная баллада

В селе Ильинском, в доме главноуправляющего строгановскими имениями (ныне одно из зданий местного краеведческого музея) находились два необычных зеркала в черной оправе. Изготовлены они были в XIX веке в Германии. После революции одно из зеркал исчезло, а в другом, говорят, по ночам появляется призрак.

«В любом таинственном месте всегда возникают какие-либо легенды. Место здесь уникальное, таинственное, — объясняет историк Максим Килунин, научный сотрудник Ильинского краеведческого музея. — Многие сторожа, которые работали в музее, боялись оставаться здесь ночевать. Они говорили, что слышали стуки, шум, плач ребёнка… Причём этот плач прямо теребил им душу». Рассказывают, что в тёмное время суток в зеркале в чёрной оправе появляется белое призрачное изваяние.

Здание главного управления имения Строгановых на Урале, 1805

«В зеркале-то? Да, появляется, — свидетельствует Марина Ардышева, ночной сторож музея. — Видела какие-то мерцания, тени… Было такое серо-белое пятно — ходило, топало, плакало, скрипело… В каждую смену почти слышны какие-то звуки. Много всяких-всяких звуков: вой, плач, улюлюканье, шорохи, топот!»

Есть определённая закономерность: трудно найти старинный замок или усадьбу без своей мистической легенды: «Это может быть и призрак, и в общем-то всё, что угодно, — замечает кандидат исторических наук Марина Софьина. — Но это форма исторической памяти. Легенда показывает, что дом имеет свою историю и в нём жили интересные и неординарные люди». Если вы заметили где-нибудь заброшенный дом в заросшем парке, вы без труда узнаете у местных жителей, что там непременно живут призраки.

Учёные считают, что к подобным рассказам нужно относиться серьёзно. Уже сама по себе легенда — памятник фольклора, устной народной культуры. К тому же часто в основе той или иной мистической истории лежит реальный факт.

Анна Александровна Кирпищикова

Первые разговоры об Ильинском привидении начались ещё в середине XIX века, как поясняет заведующий отделом Ильинского музея Олег Отавин. А в конце XIX века, после появления рассказа Кирпищиковой, история приобрела свой законченный вид.

Парадоксально, но основой для мистической легенды о призраке стало сугубо реалистическое, даже бытовое произведение известной уральской писательницы Анны Александровны Кирпищиковой. В 1892 году она публикует рассказ «Катерина Алексеевна», где описывает жуткую историю убийства ребёнка, произошедшую примерно за 40 лет до этого.

Имена людей и названия населённых пунктов в литературном произведении изменены. Однако в столице графской вотчины на Урале — селе Воскресенском — явно угадывается Ильинское, а в образе отца героини, главноуправляющего Алексея Игнатьевича, — многолетний правитель пермского имения Строгановых Василий Алексеевич Волегов.

«Интереснейшая личность, — рассказывает Максим Килунин. — Будучи крепостным крестьянином, родом из оханских земель, он учился в Ильинском приходском училище и за свои выдающиеся способности был отправлен в Санкт-Петербург, где служил в доме Строгановых на Невском проспекте. Потом его карьера пошла вверх, он служил даже в Сенате. За свои способности Волегов был отправлен обратно в Ильинское — в качестве главноуправляющего всей вотчины Строгановых».

Василий Волегов служил строгановским главноуправляющим 17 лет, дольше всех, и стал фактически примером идеального управленца. А эта история, которая описана у Кирпищиковой, могла произойти, как предполагается, с его дочерью.

Одна из основных авансцен в рассказе — местный театр. Нужно отметить, что театр в российской провинции второй четверти XIX века — большая редкость. Даже в губернской Перми его ещё не было. Одной из заслуг Василия Волегова, человека просвещённого и неординарного, как раз и стало создание театра в Ильинском. Играли в нём строгановские служащие.

В действиях главноуправляющего сказывались и обстоятельства личного характера: ему хотелось сделать приятное любимой дочери, которая несколько лет воспитывалась в Петербурге и там пристрастилась к драматическому искусству.

«Все служащие, которые работали в Ильинском при Главном правлении Строгановых, получили хорошее образование, — говорит Олег Отавин. — Кто-то учился в Москве, кто-то — в Петербурге, наиболее способные получали образование даже за пределами России. И потом, возвращаясь в Ильинское, они, конечно, вели жизнь, отличную от провинциального быта в иных сёлах Прикамья. К примеру, они себе уже не представляли жизнь без театра».

Героиня рассказа Кирпищиковой, дочь главноуправляющего Катерина Алексеевна, представляется девушкой красивой, видной и гордой. Она ведёт себя как настоящая хозяйка в имении. Единственный человек, которого Катерина уважает и побаивается, — её отец. Тот в свою очередь души в ней не чает. Свободного времени у своенравной девицы много, и большую его часть она посвящает театру. Катерина лично проводит репетиции, даёт указания режиссёру, подбирает актёров и занимается с ними. Всё это очень похоже на реальную историю.

Однажды в село приезжает отправленная на покой по старости и болезни любимая горничная графини — живущей в Петербурге владелицы имения. Вместе с горничной приезжает и её 20-летний сын Василий. Детство и юность он провёл при великолепном дворе графини, приобрёл внешний лоск и великосветские манеры. По приезде на место сын горничной поступает было на службу в контору имения, но вскоре за внешность его определяют в театр. Катерина сразу же обращает внимание на молодого и красивого уроженца столицы: «Вот эта актёрка будет хорошая, — сказала, увидев его, Катерина. — Надо его только немного отполировать».

Катерина подолгу репетирует с новым актёром и остаётся с ним наедине. Вскоре между ними возникает роман. Они встречаются украдкой, в тайной комнате, хотя для всех обитателей усадьбы их отношения вскоре перестают быть секретом. Пожалуй, единственным человеком, который ни о чём не подозревал, был отец Катерины.

В один прекрасный день в Ильинское приезжает важный чиновник из губернской Перми и делает Катерине предложение выйти за него замуж. Несмотря на то что жених значительно старше, девушка сразу и весьма охотно даёт согласие стать его женой.

Через несколько месяцев жених возвращается в имение на свадьбу. В эти предсвадебные дни любовник Катерины внезапно умирает, якобы от скоротечного воспаления лёгких, а у самой девушки весьма некстати рождается ребёнок. Катерина решает от него избавиться и отдаёт приказ повивальной бабке: «Надо убрать это скорее. Хочешь, в речке утопи. Хочешь, в землю закопай. Только убери скорее».

Интерьер большого зала дома главноуправляющего

Однако повитуха наотрез отказывается брать грех на душу, и тогда Катерина сама убивает своего ребёнка. После свадьбы она уезжает в Пермь и в имение уже не возвращается. В губернской столице Катерина ведёт внешне благополучную жизнь, муж находится у неё «под каблуком» и во всём ей подчиняется.

Рассказ Анны Кирпищиковой на этом заканчивается, но не заканчивается наша история. Говорят, что душа убитого младенца не даёт матери-убийце покоя. И после смерти её призрак обречен до скончания века бродить на месте страшного преступления.

«И тогда её белые руки бессильно упали, и она, как бы изнурённая нахлынувшими чувствами, торжественно опустилась на смертный одр. И с её последними вздохами смешался неясный шёпот её уст. Я склонил к ним ухо и вновь услышал заключительные слова отрывка из Гленвилла: «Человек не предаётся до конца ангелам, ниже самой смерти, но лишь по немощи слабыя воли своея». Эдгар Аллан По. «Лигейя»

Вячеслав Дегтярников, Дмитрий Софьин

P.S.

«Легенды о призраках, я думаю, есть практически везде, не только у нас, — поясняет Олег Отавин. — Всегда находятся интересные люди из народа, сочинители, которые многое сами придумывают. В частности, в Ильинском краеведческом музее работала техничка, которая, насколько я понимаю, рассказывала все эти легенды о призраках. Скорее всего, она их как минимум наполовину сама придумывала».

«Я думаю, что у этих людей было очень хорошее воображение, — говорит, посмеиваясь, Марина Софьина. — Хотя, находясь в старом доме, когда гуляет ветер, поскрипывают половицы, вокруг полутьма, — наверное, действительно может быть и жутковато. Напридумывать можно много чего».

«Я думаю, — подводит итог Максим Килунин, — что силы потусторонние есть. Но тревожить их лучше не стоит, потому что это другой мир. Мы живём в своём реальном мире, а у них свой мир. Зачем их тревожить?»


Источник:
0
85
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
SALIK
SALIKОбновление сайта 9 часов назад
Ну в этот раз кроме фотоальбомов не сильно много о...
SALIK
SALIKОбновление сайта 9 часов назад
Да я вроде починил уже, хотя еще не понятно, пока ...
Givi
GiviОбновление сайта 10 часов назад
У меня не зависает и не тормозит
Givi
GiviОбновление сайта 10 часов назад
Да что-то не очень понял суть обновлений Но фотки ...
SALIK
SALIKОбновление сайта 10 часов назад
Бывает еще такое, что сайт иногда как-бы зависает,...
Новая тема: "Некоторые баги и ошибки" в форуме "Технические проблемы"
SALIK » 16:09
1 Ответов
38 Просм.
19:34
Новая тема: "Дневник домового" в форуме "Книги, истории, рассказы"
SALIK » 20:32
0 Ответов
17 Просм.
Новая тема: "Старинные русские ругательства" в форуме "История и древние цивилизации"
SALIK » 20:28
0 Ответов
27 Просм.
Новая тема: "События, праздники, памятные даты" в форуме "Пожелания и предложения"
SALIK » 13:11
2 Ответов
66 Просм.
» Vikk
15:33
Новая тема: "Петр Первый и находчивый солдат" в форуме "История и древние цивилизации"
Givi » 13:49
0 Ответов
39 Просм.