Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.

Жестокие стражи истины

Фото:
pinterest.com
Жестокие стражи истины

Само слово «инквизиция» давно уже стало синонимом жестоких преследований инакомыслия. В представлении людей нашего времени средневековые инквизиторы хватали совершено невиновных людей и безжалостно отправляли их на костер, предварительно подвергнув жестоким пыткам в своих застенках. И только те, кто дает себе труд посмотреть на факты, знают, что на самом деле инквизиция спасла от жестокой смерти гораздо больше людей, чем приговорила к суровому наказанию.

Христианская церковь с момента своего появления до Средних веков прошла очень длинный путь. От подпольной секты, скрывавшейся в римских катакомбах, до одной из самых могущественных организаций в мире. При этом внутри церкви не раз разгорались острые дискуссии о том, что такое истинное христианство, как именно должны быть сформулированы догматы веры. Чтобы авторитет церкви был незыблемым, она должна была быть сильной и единой. Но различные варианты и трактовки учения Христа возникали постоянно. В разных уголках Европы появлялись проповедники, которые начинали говорить совсем не то, чему учили католические священники. Было ясно, что если дать еретикам возможность спокойно проповедовать свои взгляды, то они разрушат авторитет церкви, а вслед за этим подорвут и основы ее власти. Поэтому начиная с XII века католическая церковь принялась активно расследовать все дела, касающиеся ересей. А в 1215 году папа римский Иннокентий III основал особый церковный суд под названием «инквизиция» — от латинского слова inquisitio — «расследование».


Франция в огне

Основные методы расследования, дознания и выявления еретиков были разработаны церковью еще в конце XII века. Этим занимались главным образом монахи ордена святого Доминика. Были созданы специальные опросные листы, которые должны были помочь инквизиторам (тогда это слово еще не имело того зловещего оттенка, который приобретет позднее) удостовериться, с кем они имеют дело — с преступником-еретиком или просто с человеком, наговорившим глупостей.

Родиной инквизиции, как могущественной и безжалостной структуры по борьбе с ересями, можно считать южную Францию. Именно здесь в XII веке появились два мощных религиозных движения — вальденсов и катаров (альбигойцев). Они не объявляли себя врагами католической церкви и не призывали своих последователей разрушать церкви или убивать священников. Но они осмелились посягнуть на монополию в деле изучения Священного Писания. Этого Рим потерпеть не мог. А потому в регионы, охваченные этими ересями, были направлены несколько папских легатов, облеченных особыми полномочиями.

Сначала они пытались действовать мирными методами — например, проводя публичные богословские диспуты, чтобы продемонстрировать всю глубину заблуждений еретиков. Однако это не оказало практически никакого воздействия. К тому времени и катары, и вальденсы создали довольно мощные организации. Они выбирали своих лидеров и активно проповедовали среди народа. Причем на их сторону переходили не только простые крестьяне, но и некоторые феодалы. Все это создавало угрозу для власти не только католической церкви, но и европейских королей, вассалами которых являлись еретики. Поэтому вскоре инквизиторы взялись за дело более жестко. И сразу же получили серьезный отпор. В 1209 году был убит папский легат Пьер Кастельно.

В ответ инквизиция в 1211 году отправила на костер 80 вальденсов. А против альбигойцев был организован самый настоящий Крестовый поход, который опустошил провинцию Лангедок. После этого церковь начала закручивать гайки. Как раз в XIII веке инквизиторы действовали максимально жестко и решительно. Результатом стали несколько народных восстаний во французских городах.


Священные погромы

Сложившаяся ситуация привела к тому, что инквизиции нужна была сила. А эту силу могли предоставить лишь светские владыки — ведь своей армии у церкви не было. Инквизиция попала в прямую зависимость от воли королей, герцогов и графов, управляющих различными землями. В соответствии с тем, как действовали светские владыки, сложилась и судьба инквизиционных трибуналов в различных странах. На территории Священной Римской империи, например, она всегда была очень слабой и не встречала почти никакой поддержки. В Англии инквизиторы не имели практически никакого влияния. Постепенно все больше ограничений накладывалось на действия папских посланников и во Франции, которой давно уже не нравилось слишком активное вмешательство Рима в ее внутренние дела. Казалось, что движение, зародившееся в XIII веке, практически сошло на нет.

Настоящим оплотом инквизиции с XV века стала Испания. Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская, которых, подчеркивая их ревностное служение католицизму, просто называли «католические короли», в 1480 году учредили новый инквизиционный трибунал в Севилье. Именно с испанской инквизицией связано большинство самых страшных историй о пытках в подземельях. Да, действительно, испанские стражи церкви во главе с легендарным Томасом Торквемадой только за первые 15 лет отправили на костер около двух тысяч человек. Причем в основном это были вовсе не люди, обвиняемые в колдовстве, или проповедники каких-то ересей, а иудеи, перешедшие в католическую веру.

Причины этой антисемитской истерии были сугубо политическими. Волны иудейских погромов прокатывались по Европе на всем протяжении Средних веков. Зачастую единственным способом сохранить собственность и саму жизнь для иудеев был именно переход в католичество. Становясь христианами, они приобретали полные права и становились обычными членами общества, а не изгоями. В Испании обращенных в христианство иудеев жило довольно много. Следуя традициям своего народа, они довольно успешно занимались различного рода предпринимательством. И тем наживали себе огромное количество врагов и завистников. Постепенно придворные интриганы смогли убедить «католических королей» в том, что иудеи переходят в христианство только для вида. А на самом деле продолжают исповедовать свою веру, а что гораздо хуже — готовят заговор против монархии и церкви.

Современные историки, как ни старались, не смогли найти никаких следов подобного заговора. Но для XV века подобных наговоров оказалось достаточно. Инквизиция охотно подключилась к процессу гонений, стремясь угодить монархам. К тому же трибуналы оказались просто завалены доносами на крещеных иудеев. Причем писали их… тоже иудеи! Те, кто не сменил веру и презирал «предателей», желали теперь расправиться с ними руками ненавистных инквизиторов.


Последний шанс

Разумеется, испанская инквизиция занималась не только избиением иудеев. Еретики, колдуны и ведьмы тоже были ее постоянными «клиентами». Но здесь-то и кроется очень важный момент.

Средневековое общество держалось на традициях. И христианская вера была одной из этих традиций. А потому любой человек, выходящий за рамки традиционных представлений, воспринимался как угроза существующему порядку. И для общего спокойствия его проще всего было убить. Поэтому так незавидна и печальна была судьба разнообразных бродяг. Презренным и опасным считалось ремесло странствующего актера. Ну, а уж если на человека падало подозрение в колдовстве, то шансов на спасение у него практически не было. Точнее, шанс был всего один. Как ни странно, это был суд инквизиции.

Крестьяне могли просто забить подозрительного человека до смерти на дороге «на всякий случай». Феодалы, пользуясь правом суда сеньора, вешали бродяг просто за то, что те оказались в принадлежавшем им лесу. Инквизиция же не выносила приговор без тщательного расследования. И расследование это было далеко не формальным. Согласно современным подсчетам, большая часть приговоров, вынесенных испанской инквизицией, были оправдательными! А среди обвинительных далеко не все означали отправку человека на костер. Нередко дело ограничивалось покаянием и церковной епитимьей.

Если же человека все же признавали еретиком, то его отлучали от церкви и передавали для суда светским властям. И вот уже граф, герцог или король той земли, на которой был задержан обвиняемый, имел право вынести смертный приговор.

Изучение документов показывает, что пощады от благородных сеньоров люди ждать не собирались. Феодалу было проще отправить человека на костер или виселицу, чем думать о спасении его души. А потому зафиксированы случаи, когда человек, задержанный за уголовное преступление, намеренно начинал богохульствовать и поносить церковь, чтобы его передали суду инквизиции! Потому что там надежда на справедливость все же имелась.


«Молот ведьм»

Конечно, инквизиторы не были ангелами во плоти. Их боялись все — от крестьянина до короля. И не без оснований. Строгая процедура суда инквизиции придавала ему такой высокий авторитет, что в справедливости приговора усомниться не мог никто. А от злоупотреблений не застрахована ни одна организация. Все знали, что поссориться с инквизитором — это приговор. И многие святые отцы этим охотно пользовались.

Другой проблемой было излишнее рвение, которое демонстрировали некоторые инквизиторы. Самый известный пример — трактат «Молот ведьм», написанный монахами-доминиканцами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Это руководство по борьбе с колдунами (точнее колдуньями, так как авторы искренне полагали, что женская природа более греховна, женщины колдуют больше мужчин). Трактат содержит довольно мало богословских аргументов, но зато предлагает подробную инструкцию, как следует вести дознание ведьмы, как выводить ее на чистую воду. Строго следуя рекомендациям авторов «Молота ведьм», не представляло проблемы «доказать» виновность любого человека. А уж если речь шла о напуганной крестьянке, путающейся в показаниях, — то все было предрешено.

Весьма показательно, что «Молот ведьм» никогда не был официально рекомендован церковью для использования. А Генриха Крамера в 1490 году суд инквизиции даже осудил за неправильные методы ведения допроса. К слову сказать, подсчитано, что пытки применялись лишь приблизительно в двух процентах дел, рассматриваемых судом инквизиции. В остальном дело ограничивалось простыми допросами.

Самой известной жертвой инквизиции и символом ее зверств, конечно, является философ и ученый Джордано Бруно. Его сожгли на костре в 1600 году. Однако часто забывают о том, что Бруно обвиняли вовсе не в занятиях наукой (хотя теория множественности обитаемых миров, конечно, была признана еретической). Поводом для ареста стали его слова о том, что Христос совершал «мнимые чудеса», Дева Мария не могла родить, «монахи позорят мир», а сам он вскоре станет главой секты под названием «Новая философия». Причем все это Джордано Бруно заявлял, будучи монахом католической церкви! Но даже в этом случае следствие длилось целых шесть лет! И только после того, как Бруно многократно отказался раскаяться в своих словах, его передали светской власти, которая вынесла смертный приговор.

Общее количество жертв инквизиции до сих пор оценивается очень по-разному. В зависимости от симпатий того или иного исследователя могут называться числа от 4000 до 50 000 человек.

Кирилл ИВАНОВ


Русский вариант

В истории России известно две попытки организовать нечто подобное европейской инквизиции. Первая произошла в конце XV века, в правление великого князя Ивана III. Новгородский архиепископ Геннадий, которому рассказали о том, как работает испанская инквизиция, горячо одобрил методы католиков.

В то время православная церковь на Руси активно боролась с так называемой «ересью жидовствующих». По инициативе архиепископа Геннадия выявленных еретиков водили по улицам Новгорода позорными процессиями в берестяных колпаках. Колпаки потом поджигали.

Другой борец с «ересью жидовствующих» того же времени игумен Иосиф Волоцкий пошел еще дальше, по его инициативе церковный собор осудил нескольких еретиков на сожжение, которое состоялось в декабре 1504 года. Однако остальные церковные иерархи и великий князь столь радикальных методов не поддержали и официального одобрения или развития «православная инквизиция» не получила.

Зато Инквизиторский приказ в составе Священного синода был совершенно официально создан реформатором Петром I в 1721 году. Инквизиторы обязаны были следить за тем, как духовенство на местах следует новому Духовному Регламенту и не злоупотребляет ли своим положением. Также они следили за раскольниками, контролировали появление новых «расколоучителей». Но права чинить суд и расправу у российских инквизиторов не было. Всех подозреваемых они должны были под караулом (который обеспечивали светские власти) отправлять в столицу, где с ними уже разбирался Священный синод. Просуществовали инквизиторы очень недолго — уже в 1727 году структура была упразднена как неэффективная.

Источник:
0
76

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
Givi
Забавно, я думал это квадрат в небе загадочный НЛО...
SALIK
Читайте подробности в этой статье.
SALIK
SALIKПризрак в замке 6 дней назад
Подробности читайте здесь.
SALIK
SALIKФотография НЛО 6 дней назад
Подробнее читайте здесь.