Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.

Быки Альтамиры

Фото:
oracle-today.ru
Быки Альтамиры

Теперь ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Пещера Альтамира – гордость Испании, ее национальное достояние. Некогда желающие по три года ожидали очереди, чтобы увидеть знаменитых разноцветных быков, «пасущихся» на ее потолках. Теперь Альтамира закрыта для посещения: живопись первобытных людей не выдерживает натиска наших современников. Зато рядом с ней – музей с копиями наскальных изображений. Его проходимость — 250 000 посетителей в год. Но ложка дегтя есть и в этой медовой бочке: человек, подаривший человечеству Альтамиру, в свое время так и не смог доказать ее подлинность и умер с клеймом «обманщика»...


ЛЮБИТЕЛЬ

Марселино де Саутуола был человек далеко не бедный. Его семья владела обширными угодьями в провинции Кантабрия, что на севере Испании. Марселино получил блестящее юридическое образование, но его истинной страстью были древности. Еще в детстве он мечтал найти какой-нибудь клад и перекопал добрую часть родительских владений. Что до археологии, то любовь к ней проснулась в нем на Всемирной Парижской выставке – летом 1875 года. Уже будучи знатным идальго, дон Марселино испытал едва ли не детский восторг при виде миниатюрных изображений зверей, вышедших из «мастерских» каменного века. Он посмотрел, где были найдены эти артефакты, понял, что его родная Кантабрия когда-то вполне могла быть пристанищем первобытных людей, и решил по возвращении домой как следует осмотреть окрестности. Но прежде – перечитать труды ведущих археологов из Германии, Франции, Англии. Марселино выписывал книги из заграницы и тщательно штудировал их в своем родовом поместье Сьеро-Мортеро. И чем больше читал, тем больше убеждался: Кантабрия – идеальное место жительства для первобытного человека. Здесь множество известняковых пещер, а до ближайшей – и вовсе рукой подать: каких-то 6 км! Поиски почти сразу увенчались успехом: в окаменевшей глине Марселино нашел остро заточенные раковины, кости животных, среди которых были останки дикой лошади, давно исчезнувшей в Европе. Поспешил поделиться своими открытиями с научной общественностью и… впервые столкнулся с тем, что к нему относятся как к любителю и дилетанту, а потому все его находки не воспринимают всерьез. Но негативная реакция ученых мужей его только раззадорила. Новоявленный археолог исследовал пещеру за пещерой, разыскивая убедительные свидетельства обитания древних людей в Кантабрии. И в ноябре 1879 года добрался, наконец, до пещеры Альтамира...


ПАПА, СМОТРИ!

Строго говоря, он уже был в ней, четыре года назад – когда до него дошли слухи, что некий охотник за козами обнаружил пещеру близ Сьеро-Мортеро, вход в которую засыпан обвалом. Тогда путь в Альтамиру пришлось расчищать кайлом и ломом, а беглый осмотр позволил обнаружить каменные орудия палеолитического человека. Так, ничего особенного. И все же что-то заставило Марселино вернуться – на этот раз вместе с 9-летней дочерью Марией. И пока отец сосредоточенно копался в земле, девочка беззаботно бегала по пещере, с любопытством осматриваясь вокруг. Собственно, на самом деле, это Марии де Саутуоле должны принадлежать лавры первооткрывательницы «королевы расписных пещер», потому что именно она подняла голову и воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И тогда Марселино впервые за все время поисков глянул вверх, а не под ноги, и увидел стадо животных, заполнившее все пространство свода пещеры…

Саутуола принялся считать быков. Изображения, поврежденные временем или скрытые сталактитовыми наростами, археолог в расчет не принимал. Оказалось, фантастическое стадо состоит из 23 животных.

Даже при слабом свете лампы краски поражали яркостью и многоцветьем: казалось, все эти животные были написаны только вчера. Все быки были разными: одни бежали, другие чего-то напряженно ждали, третьи лежали, четвертые готовились к нападению...

Но все, как один, поражали своей граций, точностью деталей, экспрессивностью исполнения. Одного взгляда на них было достаточно, чтобы понять: рисовал великий мастер!


СЕНСАЦИЯ, ИЛИ ФОКУС ИСПАНСКИХ ИЕЗУИТОВ

Каноническая наука утверждала: древние люди пользовались краской только в практических и ритуальных целях. И все. Это был максимум их способностей и возможностей. Тем сенсационней прозвучало открытие Саутуолы. Ведь он не сомневался – полихромная (многоцветная) живопись относится к эпохе верхнего палеолита!

Сам испанский король Альфонс XII приезжал в Альтамиру, рассматривал фантастических быков и даже оставил свой автограф в пещере – факельной копотью вывел на стене свое имя. О находке в Пиренеях говорили на светских раутах во всех столицах мира. Но с самого начала яркость живописи и высокий уровень мастерства ее исполнения вызывали подозрения. И чем дальше, тем больше. А когда стало известно, что в родовом поместье Саутуолы Сьерра-Мортеро гостил некий художник, начали поговаривать уже не об ошибке, а о преступлении — умышленной подделке находок. Художник сразу же напечатал опровержение, в котором объяснял, что работал в Сьерра-Мортеро, чтобы скопировать настенные изображения, так как сам Саутуола совсем не умел рисовать. Напрасно. Живопись объявили подлогом, а самого Марселино прозвали «изобретателем Альтамиры». Для гордого испанского гранда это был серьезный удар по самолюбию. Но он не сдавался.

Писал в ведущие журналы «доисториков» всей Европы, доказывая подлинность и древность наскальной живописи. На стороне Саутуолы был лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Он не поленился приехать в пещеру, исследовал ее и даже обнаружил раковину, некогда послужившую палитрой для первобытного художника. Вилланова полностью поддержал выводы археолога-самоучки. Но, даже действуя вдвоем, они оказались бессильны.

К сонму осуждающих присоединилась церковь: она просто не могла признать сам возраст живописи, так как вся история, согласно Ветхому Завету, насчитывала не более 7000 лет. Но, конечно, не церковники играли первую скрипку в этом обличительном концерте.

XIX век принадлежал Дарвину и его теории эволюции, предполагающей развитие от простого к сложному. Сторонники теории борьбы видов не могли допустить малейших духовных потребностей в древнем homo sapiens. В ученых головах просто не укладывалось, что примитивный человек из каменного века мог обладать и чувством прекрасного, и вкусом, и – самое главное – талантом, достойным восхищения.

А потому все известные специалисты по древностям яростно изобличали «фокусы испанских иезуитов». Один из них — французский палеонтолог Арле — даже приехал в пещеру для экспертизы росписей Альтамиры. Саутуола с радостью принял специалиста, который заинтересовался фантастическими быками, не зная, что Арле явился лишь с одной целью: окончательно разоблачить «фокусников». По большому счету, он мог даже не приезжать: вердикт был уже вынесен. Но — для чистоты эксперимента – Арле все же посетил пещеру. Заключения палеонтолога не оставили Саутуоле ни единого шанса.

Арле загибал пальцы. Во-первых, для создания фресок требуется искусственное освещение – ведь все изображения находятся во тьме, дневной свет их не достигает. Меж тем в пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов.

Во-вторых, краска росписей свежая, местами даже влажная. Невозможно, чтобы такие красочные изображения сохранялись на протяжении долгих веков.

Наконец, в-третьих. Охра, которой нарисованы быки, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители. Вывод напрашивается сам за себя: рисунки – новодел, а их первооткрыватель – шарлатан.

От этого удара Марселино де Саутуола не оправился до конца жизни. Он умер через 9 лет после своего потрясающего открытия, и все девять лет был вынужден обороняться и доказывать, что Альтамира – подлинник, настоящий шедевр древнего искусства изумительной выразительности и сохранности...


АВТОРИТЕТЫ ПЕРЕДУМАЛИ

Ученые споры постепенно заглохли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Лишь иногда сообщения об открытиях в древней живописи во Франции и Испании мелькали в бульварных газетах. Серьезная же научная пресса никак не реагировала на археологические сенсации конца XIX века. А те редкие комментарии, которые все же появлялись, неизбежно изобиловали эпитетами «неубедительные», «недопустимые», «ложные», «надуманные».

Так продолжалось до 1895 года. Покуда французский археолог Эмиль Ривьер не нашел рисунки, выгравированные на стенах пещеры Ла-Мут в Дордони.

Их древность не вызывала сомнений. Но тут в памяти Ривьера – одного из противников Саутуолы – всплыли обстоятельства открытия последнего и их последствия. Прослыть «изобретателем» Ла Мута Ривьеру не хотелось. Тогда он пустился на хитрость. Закрыл вход в пещеру и пригласил археологов Габриэля де Мортилье, Эмиля Картальяка и других специалистов по древностям осмотреть Ла Мут. Авторитеты единодушно признали рисунки палеолитическими и отбыли в Париж. Но по дороге, видно, передумали. Буквально через пару дней ушей Ривьера достигла свежая парижская сплетня: оказывается, изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из его помощников! Теперь уже подоспела очередь Эмиля Ривьера приходить в отчаяние: на кону его карьера! Но он оказался много хитрее испанского идальго и залег на дно. А попутно продолжил исследование пещеры Ла Мут и обнаружил… каменный светильник, датируемый эпохой верхнего палеолита. Так вот как, выходит, древние художники освещали своды пещер! Это был единственный вопрос, на который в свое время не смогли ответить Саутуола и Вилланова...

Казалось бы: все, надо признать, что «испанские иезуиты» и не думали фокусничать! Как бы ни так: доводы Ривьера никто не услышал, а он не настаивал, не желая разделить судьбу испанца...


Я БЫЛ БЕЗУМЦЕМ

Осенью 1901 года молодой археолог Анри Брейль зашел в гости к признанному авторитету в области доисторической археологии профессору Эмилю Картальяку, а по совместительству — непримиримому противнику признания древнего искусства. Слово за слово – и уговорил того посетить только что обнаруженные пещеры Фон-де-Гом и Камбарелль. На протяжении многих тысячелетий доступ в пещеры был закрыт: каменные обвалы, известковые натеки, размытая и окаменевшая глина перекрыли входы. Но вот теперь их расчистили – и Картальяк с Брейлем могли туда попасть...

Картальяк не устоял перед соблазном. А проникнув в Фон-де-Гом, увидел там то, что отрицал в течение всей своей научной деятельности: наскальную живопись. Профессору даже удалось расчистить изображение бизона, написанного в немыслимой для первобытного человека технике «пуантилизма» — брызгами красок разных цветов.

Будто пелена упала с глаз профессора. Когда он оправился от потрясения, то первым его побуждением было поехать в Альтамиру. Он попросил Брейля поехать вместе с ним. В поместье их встретила взрослая уже дочь Саутуолы – Мария. Молодая женщина проводила ученых в пещеру, отвела к тому месту, где когда-то воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!»

Теперь настал черед открыть глаза Картальяку. И, стоя посреди Альтамиры, завороженный профессор признал: «Я был безумцем!» Он нашел в себе силы и смелость посетить могилу Марселино де Саутуолы, на этот раз отказавшись от сопровождения Брейля. Предпочел наедине переговорить со своим давним оппонентом, с которым отныне был на одной стороне...

Вскоре в журнале «Антропология» появилась статья Картальяка «Покаяние скептика». В ней он признавался: «Я оказался соучастником ошибки, допущенной 20 лет тому назад, а также несправедливости, в чем теперь надо признаться и исправить». Картальяк – на этот раз беспристрастно – изложил сущность открытия «испанца благородного происхождения, мсье Марселино С. де Суотуола». С фокусами было покончено — справедливость восторжествовала!

Влад РОГОВ

Источник:
0
54

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
Givi
Забавно, я думал это квадрат в небе загадочный НЛО...
SALIK
Читайте подробности в этой статье.
SALIK
SALIKПризрак в замке 5 дней назад
Подробности читайте здесь.
SALIK
SALIKФотография НЛО 5 дней назад
Подробнее читайте здесь.