Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.

Шанг-шунг — загадочная империя Тибета

Фото:
seriouseats.com
Шанг-шунг — загадочная империя Тибета

Пионер изучения истории Шангшунга, американский тибетолог, автор путеводителя по Тибету Джон Винсент Беллецца исследовал Тибет и Большие Западные Гималаи с 1983 г. Результаты его исследований опубликованы в многочисленных статьях и двух академических книгах. В главной своей работе «Древняя цивилизация в Тибете», в 1997 он пишет: «Согласно традициям, территория Шангшунга не была ограничена в пределах текущей границы Китая в Тибете. Так что мы должны расширить границы изучения на другие гималайские регионы типа Ладакха и Уттар-Прадеша в Индии и Мустанга в Непале.

Сравнительные археологические исследования должны охватить Пакистан, Афганистан, и другие места в Средней Азии. Мои результаты исследований демонстрируют, что Тибет обладал высокой культурой намного раньше рассвета эры буддизма, до его прихода в VII в. в Тибет. Эта более ранняя цивилизация была близко связана с ранней бон религией, местной системы веры, которая была обогащена различными традициями, прибывающими от смежных стран». С начала 1990-х гг. он документировал 512 участков в северном и западном Тибете, доказав что обширная цивилизация Шангшунга предшествовала Тибетской империи, это стало сенсацией для научного сообщества. Время существования Шангшунга, на основе археологических находок, определяется приблизительно – с 600 г. до н.э. до VII в, пока его последние следы не исчезли около X в.

Шангшунг господствовал на всем Тибетском нагорье, простираясь от Гилгита на западе до озера Намцо на востоке и от Хотана на севере до Мустанга на юге. Центральная часть королевства Шангшунга находилась на берегу верхнего Сатледжа в Западном Тибете от долины Кьюнглунга (долина Гаруды) до индийской границы. По заключению тибетолога Дж. Беллеццы цивилизация Шангшунга – воинственного народа, историю которого еще предстоит узнать и осветить, располагалась в западной и северо-западной части Тибета между 89° 27? и 79° 40? восточной долготы, что соответствует примерно расстоянию между современными тибетскими городами от Али до Шигадзе. Она состояла из конфедерации племен, из 18 королевств и властвовала над главной частью Крыши мира. Во главе первых династий князей, были потомки, которые вела свое происхождение от эпического Гэсэра.

Образ шангшунгского воина запечатлен в наскальной живописи Тибета. Из коллекции Дж. Беллеццы

Тибетский ученый Намкай Норбу пишет: «Столицей Шангшунга был Кьюнглунг Нулкар близ горы Кайласа. Шангшунг делился на три области: внутреннюю, соответствующую Западному Тибету, центральную, соответствующую Центральному Тибету, и внешнюю, включающую Восточный Тибет и пограничные с Китаем области. Когда маленькое независимое королевство Ярлун в Центральном Тибете стало расширять свои владения и завоевывать соседние области во времена правления царя Сонцэн Гампо (617–698 гг. н.э.), сам Шангшунг также был включен в его состав. Таким образом, все королевство стало называться Тибетом (Бод)».

В дуньхуанских свитках, которые были обнаружены в пещере оазиса Дуньхуан, сообщается о завоевании великим тибетским царем Сонцэн Гампо (Сронцзангамбо) королевства Шангшунг. В цикле сохранившихся тибетских песен рассказана следующая история. Сестра тибетского царя была выдана замуж за короля Шангшунга, девушка отправилась к своему жениху в далекие края, но молодожены не познали друг друга. Когда об этом узнал Сонцэн Гампо, он был обескуражен и посчитал, что виновата его сестра. Он немедленно приказал ей исполнить свой супружеский долг и дать жизнь сыну, но на самом деле вина лежала на муже – он не хотел иметь наследника, который оказался бы вассалом Тибета. Принцесса была оскорблена и обратилась к своему брату за помощью. Она направила ему аллегорическое послание – цикл песен, где рассказывала о положении в стране, описывала придворных, которые не были верны королю и хотели иностранного вмешательства. В ответ Сонцэн Гампо послал армию и в 644–645 годах завоевал королевство Шангшунг.

В VII в. Шангшунг имел более 100 крепостей, множество храмов и деревень. Дополнительно к укрепленным каменным цитаделям для защиты своих земель, возведенных на вершинах гор, жители Шангшунга строили пещерные города и каменные храмы, скрытые в глубоких долинах гор. Замки дардов и монов – арийских племен, близких к индийским располагались в западной части Тибетского плато. Наскальные рисунки сохранили образ Шангшунгского воина, лошади, домашних животных – овец, коз и яков. Тибетские войско уже в VII в. имело латную конницу. Культура воина и лошади, распространенная в Шангшунге, как и во всей Центральной Азии, свидетельствует о гордых и воинственных людях, чьи священники даже брали в руки оружие и помогали вести отряды в сражение. Согласно бонской традиции, короли и жрецы Шангшунга носили рогатые головные уборы и белые шелковые тюрбаны, и одевались в одежды из шкур тигра, рыси и волка. В музее Лхасы есть фотографии наскальных тибетских рисунков, сделанных красной охрой. На них изображены всадники в головных уборах с двумя рогами. Они носили драгоценности из бирюзы и агата и защитные талисманы. По исследованиям Дж. Беллеццы, распространенным украшением на одежде были Тhogchags – тибетские талисманы, искусно сделанные из бронзы и метеоритного металла, что свидетельствуют о значительном уровне их технологических достижений. Слово thokcha получено из тибетских слов thog (первый, исконный, удар молнии) и lcags (железо, металл), и поэтому может быть переведено как «первый металл» или «железо удара молнии». Несмотря на культурные и исторические достижения Шангшунга, эти найденные в большом количестве железные амулеты – ценные источники древней материальной культуры, все еще не известны художественным историкам или ученым. Люди Шангшунга имели косички и носили длинные одежды из меха. Основным занятием было разведение домашнего скота. В древних летописях говорится, что этот народ умел добывать полезные ископаемые и в частности золото, которым богата эта земля.

В персидской географической литературе VI–VII вв. о чудесах мира упоминаются племена Тибета, и говорится: «У них есть храмы, сделанные из шкур яков. Внутри храмы украшены оленьими рогами». Дж. Беллецца, подробно изучивший древние тексты о Шангшунге, поддерживает версию о проживании его жителей в черных палатках из шкур яков. Бонские, священные писания, описывают группы мудрецов и жрецов в Шангшунге, занимающихся тайными практиками, астрологией, предсказаниями и волшебством, применявших для достижения экстатических состояний алкогольные напитки. Эти методы принадлежат к добуддийским практикам, известной под названием бонпо, в настоящее время ее исповедует только 10% тибетцев. Люди в Шангшунге изучали движение звезд, чтобы предсказать будущее, и могли использовать лекарственные травы, чтобы лечить больных. Некоторые из медицинских терминов, принятых в тибетской медицине были изобретены тогда и тибетская медицина многим своим достижениям обязана древним знаниям бонских шенов. Шангшунг обладал высоко развитыми понятиями загробной жизни. В Западном Тибете обнаружены огромные древние кладбища, содержащие до 10 000 вертикально установленных надгробных каменных плит.

Согласно устной истории пастухов, обитатели Шангшунга построили сеть религиозных центров, объединенных в пещерные города. Многочисленные религиозные святилища и пещеры Кьюнглунга свидетельствуют о существовании здесь процветающей культуры намного раньше прихода буддизма Тибет в VII в. Эта более ранняя добуддийская цивилизация Шангшунга исповедовала ранний бон. В бонской традиции ее связывают с Олмолунгрингом – Первоначальным Святым Местом. В религии последователей бона, Шамбала известна как Олмолунгринг, и ее традиционно изображали на площади квадрата вместо круга, как это позже было принято на буддийских танках. По определению бона Шамбала – «центр, где желание Бога известно. Шамбала – центр счастья и место цели. Это – цель, которая не может быть понята, пока План не проявится. Здесь находится ключ».

Тибетский ученый Намкай Норбу пишет: «В отдаленном прошлом, страна по имени Шангшунг была известна как большая империя повсюду на Востоке. Другие цивилизации, которые производили строительство городов, оставили после себя руины, как свидетельство их существования, но Шангшунг был в основном кочевой цивилизацией, и поэтому сохранилось немного следов ее физического присутствия. История Шангшунга, однако, была сохранена и в традициях буддистов и бон. Эти источники упоминают места, где люди Шангшунга жили и указывают горы и озера, которые они считали священным. Весь Тибет в древних временах был известен как «Три области Шангшунга». Шангшунг – источник тибетской культуры и истории. Изучение Шангшунга чрезвычайно важно, если мы хотим понять старину, уникальный характер и универсальную важность тибетской культуры, прошлой и настоящей».

Божественная птица Гаруда. Роспись в тибетском монастыре

Существование столь мощной древней цивилизации, ранее совершенно не известной ученым, многим казалось неправдоподобным, потому что в настоящее время северный Тибет представляет собой непригодную для длительного проживания высокогорную пустошь. По гипотезе Дж. Беллеццы, подтверждаемой данными по изучению палеоклимата – ледников, спор растений и колец деревьев, в древние времена на Тибетском плато было более влажно и более тепло, даже росли деревья, необратимое ухудшение климата пришлось на конец I тыс., когда климат становился все более и более холодным и сухим. Это привело в северных областях Тибета к отказу от сельского хозяйства и прекращению разведения домашнего скота, и переходу к кочевому образу жизни. Каменные дома были оставлены, люди не смогли выдерживать суровые условия проживания. Ухудшение климата совпало с возрастанием мощи Тибета. Королевство Шангшунг было завоевано Тибетом в 645 г. 33-м Королем Тибета Сонцэн Гампо, во время правления которого Тибет раздвинул свои границы и стал следующей после Шангшунга могущественной империей в Центральной Азии.

По подсчетам китайских историков первый небесный правитель, его имя Ньяти-цэнпо, появился в 95 г до н.э. Династия Тубо с 95 г.до н.э до 846 г насчитывает 42 правителя. Центр власти на Тибетском плато переместился на центральные равнины в Лхасу. С этого времени Шангшунг постепенно стал тибетезироваться, и его язык, культура, многие из верований были интегрированы в общую структуру тибетской культуры. Местные жители говорили на тибетско-бирманском языке, и правила ими династия царей, закончившаяся в IX веке н.э., когда последний царь – Лигминчя (Lig-min-skya) – был убит по приказу тибетского царя Тисон Дэцэна, и Шангшунг военным путем был аннексирован Тибетом. Из-за своей географической близости к крупным культурным центрам Средней Азии, вроде Гилгита и Хотана, именно через Шангшунг многие религиозные концепции и идеи достигали Тибета. Ранняя история Тибета имеет определенные следы влияния Шангшунга. Согласно исследованию тибетского ученого Намкай Норбу Ринпоче, Шангшунг имел более раннюю систему письма, которая была взята за основу тибетской письменности.

Образ мифической Гаруды имеет широкое распространение в Тибете

В своей книге «Друнг, Дэу и Бон» Намкай Норбу сообщает, что само название этого государства ранее звучало как «Шун (zhung) и соответствовало тибетскому слову кьюн или чун (khyung), т.е. гаруда – особая магическая птица, превышающая своими размеров орлов с рогами на голове, которая в древности символизировала энергию огня, считавшегося в боне самым активным среди пяти элементов. Гаруда – одно из главных божеств бона. Недалеко от Кайласа находится Кьюнглунг («долина птицы Кьюн») – место, где раньше находилась столица царей Шангшунга.

Металлические тибетские амулеты, изображающие Гаруду. Из коллекции Дж. Белеццы

Многие индийские легенды содержат сюжеты о мифической птице гаруде, огромных размеров и способной перевозить людей. В одной из них рассказывается о похищении этой птицей сомы-амриты – напитка бессмертия из сада Индры на вершине горы Меру. В красочном древнем описании гаруда предстает перед читателем в облике «царя пернатых, птицечеловека», умеющего говорить по-человечьи. По преданию великая гаруда была сотворена первой из пернатых птиц и впоследствии стала ездовой птицей бога Вишну. Согласно тексту Вишна-пуране, власть над птицами получила гаруда. Она была наделена великой мощью и неизмеримой силой, на своей спине птица могла доставлять одновременно несколько святых мудрецов на далекую северную гору Меру. Красочный облик гаруды в описании дополняется сказочными подробностями: тело из золота, крылья ослепительно красного цвета, человеческая голова с клювом, когда гаруда садился на деревья, то под его тяжестью ломались гигантские ветви и стволы. Облик древнеарийской огненной птицы, источника ослепительно красного света, так что при рождении гаруды, боги ослепленные его сиянием приняли его за олицетворение самого солнца, сильно напоминает описание жар-птицы из русских народных сказаний и царя птиц – симурга из персидских сказаний. В тексте Вишна-пуране гаруда-сын Кашьяпы, царь птиц, ездовое животное Вишну.

Деревянная статуэтка Хангаруды. Монголия / Образ Гаруды в бронзе. Тибет

Образ гаруды сохранился в мифах многих северных народов и Центральной Евразии. У бурят он известен под именем Хердига, у калмыков – Хэрда, у монголов – Хангаруда. На северном Урале найдено множество бронзовых фигурок птицелюдей. Некоторые из найденных бронзовых фигурок существ имеют по три головы. Металлические амулеты гаруды чрезвычайно широко распространены в Западном и Северном Тибете. Первоначальное Святое Место – Олмолунгринг близко связывают с ранней бон религией, центральный ее город располагался в долине Гаруды. Практически все ведущие востоковеды отмечают, что до седьмого века страна Шангшунг существовала как отдельное государство, включавшее в себя весь западный Тибет вокруг горы Кайлас и озера Манасаровар. Столицей его был город Кьюнглунг Нулкар, «Серебряный Дворец в долине Гаруды».

В настоящее время в мире совсем немного специалистов по древнему Шангшунгу и научных работ по этому региону. Один из наиболее известных трудов по этой теме принадлежит востоковеду А. Франке, изданному в 1907 г. в Лондоне, который носит название, актуальное до сегодняшнего дня: «История Западного Тибета. Одна из Неизвестных Империй». Современные результаты исследований по Шангшунгу отражены в работах американского тибетолога Дж. Беллеццы.

Сергей Волков

Источник:
0
41

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
Givi
Забавно, я думал это квадрат в небе загадочный НЛО...
SALIK
Читайте подробности в этой статье.
SALIK
SALIKПризрак в замке 5 дней назад
Подробности читайте здесь.
SALIK
SALIKФотография НЛО 5 дней назад
Подробнее читайте здесь.