Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 30


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

«Технологически расширенное сознание»: как мы срастили наш разум с девайсами
Среднее время прочтения:

Источник:
«Технологически расширенное сознание»: как мы срастили наш разум с девайсами
Фото:
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой в проекте «Art x Smart» от Ким Донг-Кью.

Специалисты в области нейроэтики Саския Нагель и Питер Рейнер рассказывают, что такое технологически расширенное сознание, как мы пришли к нему, какие опасности оно в себе таит и почему сращение девайсов и разума говорит нам о том, что мы вступаем в новую стадию развития человеческого интеллекта.

iPhone, Pokemon Go, Big Data — мы настолько привыкли к современным технологиям и настолько сжились с ними, что перестали замечать, где проходит граница между нами и ними, реальностью и виртуальностью. Но к каким последствиям это ведёт и какие угрозы несёт в себе подобное сращение? Публикуем перевод совместного эссе доцента кафедры философии нидерландского университета Твенте Саскии Нагел и специалиста в области нейроэтики из Университета Британской Колумбии в Ванкувере Питера Райнера, в котором они рассказывают, что такое технологически расширенное сознание, какие опасности оно в себе таит и какие перспективы для нас открывает.

- Salik.biz

Как и сама жизнь, технологии развиваются. Так телефон стал смартфоном – подручным близким порталом в информационную транспортную сеть. Мы провели с этими мощными устройствами в наших руках уже большую часть десятилетия, но есть явное чувство, что в последние годы что-то изменилось, что наши отношения с технологиями становятся все более интимным. Некоторые люди опасаются, что в скором времени в один прекрасный день мы сможем физически соединить компьютерные чипы с нашими сознаниями, но на самом деле в этом нет никакой нужды: физическая связь — это отвлекающий маневр. Реальная проблема заключается в бесшовном способе, благодаря которому уже проходит гибридизация нашего когнитивного пространства с нашими устройствами. Изо дня в день они проникают всё глубже и становятся продолжением наших сознаний.

Чтобы прочувствовать это, представьте, что вы с группой друзей начинаете обсуждать фильм. Один человек вслух задается вопросом, кто режиссер. Если среди вас нет любителей кино, последуют догадки. Но очень быстро кто-то ответит: «Я погуглю». Что необычно в этой ситуации – насколько обычной она стала. Наши устройства настолько глубоко стали вплетены в наши жизни, что мы надеемся, что они предоставят нам в любое время доступ к полному спектру предложений Интернета.


Этот процесс смешивания наших сознаний и девайсов заставляет нас подвести итоги того, кто мы есть и кем мы хотим быть. Рассмотрим вопрос о независимости — пожалуй, самом заветном из прав, которое мы унаследовали от эпохи Просвещения. Слово означает самоуправление и относится к нашей способности самостоятельно принимать решения для себя и за себя. Это выстраданная форма личной свободы и общая траектория движения западных обществ за последних 300 лет – к большей власти человека и меньшей — общественных институтов.

Первая догадка, что современные технологии могут поставить под угрозу независимость, пришла в 1957 году, когда американский маркетинговый руководитель по имени Джеймс Викари заявил, что продажи еды и напитков в кинотеатре увеличились от мигающих сообщений «Пей Coca-Cola» и «Проголодались? Съешьте попкорн». История оказалась муляжом, но после внимания к демонстрации такого рода The New Yorker констатировал, что «сознание было мягко взломано и вскрыто». В наши дни мы регулярно слышим новости о нейромаркетинге, коварной стратегии, с помощью которой маркетологи используют открытия в нейропсихологии, чтобы читать наши мысли — так они ищут в наших мозгах «кнопку покупки». До сегодняшнего дня ни один из этих планов по манипуляции не был успешно осуществлен.

Но угроза для независимости остается. Убедительные технологии, направленные на изменение отношения и поведения людей, развертываются в каждом уголке общества. Их создают не столько инженеры программного обеспечения, сколько «социальные инженеры» — специалисты, разбирающиеся в социальной психологии и поведении людей. Наиболее мягкие из этих технологий «подталкивают» нас принимать определенные решения о здоровье, богатстве, благополучии. В мире интернет-коммерции они стремятся захватить наше внимание, гнусно заставляя нас задерживаться на веб-страницах в течение нескольких дополнительных моментов — в надежде на то, что мы совершим покупку. Но трудно не быть циничным, когда Facebook проводит эксперимент среди более чем 680 тысяч лояльных пользователей, в котором соцсеть тайно манипулирует их эмоциями. Или когда выбор неопределившихся избирателей может быть сдвинут на целых 20 процентов путем простого изменения рейтинга поисковых запросов Google. В этом, конечно, нет ничего нового об убеждении. Но возможность сделать это в скрытом формате существует по одной простой причине: мы передали «социальным инженерам» доступ к нашему разуму.


Это приводит нас к угрозе неприкосновенности частной мысли. Ещё в 1890 году будущий судья Верховного суда США Луи Брандес вместе со своим бостонским правовым партнёром Самуэлем Уорреном опубликовал статью «Право на личную жизнь». Они предположили, что, когда закон разрабатывался в качестве кодифицированных соглашений между ранними обществами, возмещение вреда всегда предполагалось только для физического вмешательства в жизнь и имущество. Со временем общество стало осознавать ценность внутренней жизни людей и защита физической собственности расширилась за счет включения результатов интеллектуальной деятельности — торговых марок и авторских прав, например. Но стремительное развитие и повсеместность использования технологий (по-видимому, всё началось с первых папарацци, появившихся на сцене, и том беспокойстве о фотографиях, появляющихся в газетах) подняли новые проблемы.

Рекламное видео:


Сегодняшние заботы мало отличаются от прошлых, за исключением того, что фотографии могут быть выхвачены из вашей личной жизни через любое из ваших устройств. Действительно, то, что существующие институты получили доступ к информации о наших устройствах, открыто или исподтишка, крайне волнует людей: 93 процента взрослых говорят, что для них очень важно быть в курсе того, кто может получить информацию о них. Но в постсноуденовскую эпоху обсуждение личной жизни в контексте технологий может охватывать слишком широкую палитру возможных нарушений — и нам нужно разобраться с вопросом, как провести различия между неприкосновенностью частной жизни и неприкосновенностью частной мысли.

Эти вопросы важны — не только потому, что они представляют собой этические проблемы. Они подчеркивают, какие последствия для нашего восприятия себя как человека может иметь объединение сознания и устройств. Энди Кларк, философ, который больше, чем кто-либо другой, поддерживает концепцию расширения сознания утверждает, что люди являются киборгами, рожденными естественным путём. Если это так, если мы постоянно внедряем внешние устройства в нашу повседневную рутину мышления и бытия, то мы, возможно, переоцениваем исключительность человеческого мозга для концепции сознания. Возможно, новое, технологически расширенное сознание – не то, чего стоит бояться, но то, на что стоит обратить внимание.

Плоды Просвещения позволили нам считать себя отдельными личностями, ориентирующимися в этом мире с помощью своего острого ума в одиночку. Этот стойкий культурный мем ослаб, особенно за последнее десятилетие, когда исследования в области социальной нейробиологии подчеркнули социальную основу наших личностей. Наши отношения с устройствами дают нам новый полезный совет: мы вступили в эпоху, которую американский инженер и изобретатель Дэнни Хиллис назвал «эрой запутанности». Сейчас мы существа с технологически расширенными сознаниями, окруженные и постоянно находящиеся под влиянием современных устройств.

В 2007 году Стив Джобс представил миру iPhone со словами «это все изменит». То, чего мы не знали тогда, что это «всё» — и есть мы сами.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+22
506
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм:   Перейти