Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 38

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Плесень на иконе – симптом мироточения? Часть вторая
Среднее время прочтения:

Плесень на иконе – симптом мироточения? Часть вторая

Часть первая -

Хорошо ли это пахнет?

- Salik.biz

Затрагивая тему известных органолептических (то есть выполненных с помощью органов чувств человека) оценок продуктов мироточения, следует сказать, что поскольку сложившаяся церковная практика предполагает использование вещества в качестве средства для наружного применения, мы почти ничего не можем сказать о его вкусовых качествах. Имеются только единичные сообщения об употреблении его внутрь. Так, глава экспертной рабочей группы по описанию чудесных знамений при Московской патриархии, П. Флоренский описал свой опыт дегустации следующим образом: «Когда к кресту прикладывался – там много масла, я не удержался – лизнул его. Если бы из яблок делали масло, а не сок, я бы сказал, что это яблочное масло. Удивительный вкус».

Вкус обычно является результатом присутствия многих летучих и нелетучих компонентов, обладающих разнообразными химическими и физико-химическими свойствами. В то время как нелетучие соединения вносят основной вклад во вкус, летучие вещества влияют и на вкус, и на аромат. Известно огромное количество соединений, формирующих аромат пищевых продуктов, таких как спирты, альдегиды, сложные эфиры, дикарбонилы, короткие и средние жирные кислоты, метилкетоны, лактоны, фенольные соединения и соединения серы.


Запахи, которыми в некоторых случаях сопровождается феномен мироточения, заслуживает отдельного рассмотрения. Поскольку хорошо известны как случаи выделения жидкости без запаха, так и «обратные» случаи – благоухания, не сопровождающиеся видимым (во всяком случае, макроскопически) выделением вещества. Можно также допустить относительную независимость протекания этих двух явлений.

Предположения о том, что «благоухание» в некоторых случаях может быть «микромироточением», при котором выделившаяся жидкость не обнаружима невооруженным глазом, высказывались самими очевидцами, один из которых провел любопытный эксперимент с крестиком, подаренным ему отцом: «…Сказал, что купил у монахов, с частицами мощей каких-то святых. Крестик маленький, нательный, серебряный на цепочке, сделан довольно небрежно, как все дешевые сувениры. В одном месте большая капля припоя висит, хотел отломать, но не стал, а то весь развалится. Мне еще особо не понравилось, что в коробочку, в которой он лежит, какого-то восточного парфюма попрыскали, прямо как когда-то у кришнаита купил книжку по индийской кухне, она тоже была парфюмирована.

Прошло время, с год, наверное. Я обратил внимание, что запах этого «восточного парфюма» не улетучился. Впрочем, коробочка закрыта, почему бы и нет. А позже задумался — почему? Да еще ватка, точнее кусочек плотного синтипона, частично слегка пожелтел, как от масла. Вспомнил, что там частица мощей должна быть. Позвонил домой, отец, конечно же, давно забыл, что за святой или святые.

Я решил экспериментировать. Вынул крестик и ватку из коробочки, ее оставил открытой. Для сравнения взял на кусок прессованной ваты (для снятия косметики круглые такие) попрыскал самого сильного французского парфюма, что дома нашел. Все оставил в одном месте. Коробочка пластмассовая потеряла запах на следующий день. Ватка из-под крестика выветрилась за неделю. Крестик, в общем, тоже запаха не имел. Сам крошечный – 24х15х3 мм, что в нем спрячешь. Контрольную ватку долго тестировал. Через две недели запах сильно ослабел, а через месяц-полтора запах стал просто отвратительный, т. е. французский парфюм на открытом воздухе не живет.

Рекламное видео:

Крестик положил на ту же ватку, в ту же коробочку. И стал регулярно следить. Запах вернулся, масляное пятно стало еще больше и ярче. Причем запах иногда усиливается, иногда ослабевает, иногда исчезает совсем (даже на длительное время). Последний раз запах пропал на два дня. Вы поняли, что в крестике мироточат мощи святого. Объем мощей крошечный, поэтому истечения не видно, только масляное пятно и запах. Запах меняется не только по интенсивности, но и по «содержанию». С чем изменения связаны, не знаю. Но источник сомнений уже не вызывает. Особенно учитывая, что продолжается это уже почти четыре года…».

Характерно, что источаемые ароматы значительно различаются как по видам запаха, так и по их интенсивности и устойчивости, подобно тому, как наблюдается большой разброс и во внешнем виде продуктов мироточения по цвету, консистенции и объемам выделившегося вещества. Причем, в описании запахов существенную роль начинает играть субъективность восприятия очевидцев. Так, в одном из случаев первый очевидец сравнил запах с ванилью, а второму, часто посещавшему церковь, он напомнил ладан. Но в целом, подобное разнообразие запахов вполне согласуется с версией о причастности к их появлению ароматобразующих микроорганизмов.

Ароматобразующие микробы можно обнаружить в почве, воде, грибах, фруктах, ягодах, молочных продуктах и иных местах. Способность к ароматобразованию не систематический признак, его демонстрируют самые разнообразные микроорганизмы – такие как дрожжи, различные бактерии, актиномицеты и плесневые грибы. Они обладают свойством выделять ароматические вещества, например сложные эфиры и летучие кислоты.

Ароматные запахи микробов часто напоминают фруктовые: ананасов, яблок и т. д. Этот аромат зависит от различных эфиров, возникающих при взаимодействии спиртов и органических кислот, образуемых микроорганизмами. Именно микроорганизмы формируют привычный для нас запах многих продуктов, например, вин, молока, масла, сливок, сыров и др. К примеру, при помощи дрожжей, находящихся на винограде, можно придать букет вина пивному суслу. Также известно, что специфический аромат особенно резко ощущается у микробных культур, только что выделенных из естественного местообитания, а в условиях искусственного культивирования ароматообразование у них постепенно ослабевает.

В настоящее время большинство ароматических соединений получают химическим синтезом или из растительных источников. Но в последние годы вызывают большой интерес альтернативные пути их получения на основе микробного биосинтеза и биотрансформаций. Получение ароматических соединений из микробных культур, или их ферментных препаратов, дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами. Микробные метаболиты могут быть получены в больших количествах и давать высокий выход продукта с лучшими характеристиками наряду с низкими экономическими издержками. Обзоры дают представление об известных на сегодня возможностях биосинтеза ароматов микроорганизмами и химической природе веществ эти ароматы формирующих.


В последние годы уже стало общепризнанным представление о том, что любой организм, объект или здание содержит свою, уникальную по составу формирующих ее видов, микробную экосистему (микробиом). Она регулируется сложными внутренними взаимодействиями и реагирует на влияние факторов внешней и внутренней среды. Выше эта тема нами уже затрагивалась в отношении церковных зданий. Различия в микробном составе зависят от таких факторов среды, как доступный набор питательных веществ, рН, влажность, температура и т. д. Имеются публикации, в которых микробиом трюфелей рассматривается как основной фактор в формировании их аромата, при этом обработка антибактериальными препаратами подавляет выработку летучих ароматических соединений.

Именно взаимодействия между различными микроорганизмами, формирующими микробиом, могут вести к значительному разнообразию проявлений мироточения и благоухания икон и иных предметов.


Заключение

В некоторых случаях за выделяющееся «миро» могут быть приняты продукты метаболизма (т. н. экссудаты) плесневых грибов, обитающих на иконах, либо микроорганизмов, которые могут произрастать параллельно с ними в благоприятствующем этому микроклимате.

Хотя выявить причины каждого конкретного случая мироточения такого рода можно только с применением специальных методов лабораторной диагностики, как показывает многолетняя практика, их применение сопряжено с большими сложностями при получении материала для исследования: как самих мироточащих объектов (в том числе икон), так и непосредственно продуктов мироточения.

Сложность проведения подобных исследований признают и эксперты РПЦ. Так, в 2014 году, в ходе 22-х Международных Рождественских образовательных чтений на заседании секции «О чудесах истинных и ложных», участник экспертной рабочей группы по чудесным знамениям Сергей Миров отметил, что почти все иконы, которые берутся исследовать ученые, по каким-то причинам перестают источать вещество. В результате, по словам Мирова, сам процесс мироточения изучать становится невозможно: «Обычно если перед приходом ученых икона вдруг перестает мироточить, то это либо откровенная фальсификация, либо икона, что называется, «обиделась» на ученых – такое тоже бывает». При этом к настоящему моменту, по словам П. Флоренского: «Нашу рабочую группу на расследование таких происшествий давно уже не приглашают. Звонят, спрашивают, советуются. Когда мы только начали свою работу, это было сенсацией, мы пользовались громадным спросом. Сейчас же мы разработали принцип подобной работы, и все отлажено уже без нас. Мы не ревизионная комиссия, мы ученые».


Здесь следует уточнить, что данная группа занималась фактически не столько исследованием, сколько описанием происходящих феноменов и систематизацией поступавшей к ней информации, а задачи по выявлению возможных фальсификаций перед ней не ставилось. В тех единичных случаях, когда группа все же провела химический анализ образцов жидкости (с домашних икон жительниц г. Клин Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл., где наблюдались известные массовые мироточения), были обнаружены обычные растительные масла. Но, поскольку никаких химических критериев святости или подлинности источаемого вещества не существует, для церкви выполнение подобного анализа интереса не представляет и данная работа развития не получила.

Тем не менее, даже после прекращения активной фазы мироточения независимый эксперт иногда способен дать заключение об аномальном характере источения вещества. Так, пермский реставратор Тимофей Шутемов в одном из интервью сообщил, что в реставрационной практике сталкивался с мироточившей иконой: «Это икона Пантелеймона-целителя, она находится в Перми в храме в честь Успения Божией Матери на старом Егошихинском кладбище. На ней видны характерные для мироточивой иконы подтеки. Меня попросили их сохранить после реставрации. Не знаю, как с научной точки зрения объяснить этот феномен, но как специалист могу сказать, что вздутия грунта на иконе свидетельствуют о том, что жидкость сочилась изнутри, поднимая и вспучивая грунт. Укладывая вздутия во время реставрации, я находил под ними маслянистую жидкость вишневого цвета. Еще раз повторю, не знаю, как объяснить этот феномен с научной точки зрения, могу лишь сказать, что мироточение как явление я наблюдал в своей практике...».

Схожее мнение по поводу этого феномена сложилось и у реставратора Сергиево-Посадского музея-заповедника Ольги Воскресенской: «Самое интересное, работая много лет с иконами, иногда сталкиваешься с необъяснимым. Не постоянно, но это случается…». Сама Ольга случаи мироточения лично не наблюдала, но коллеги-реставраторы рассказывали об исследованиях миро, появляющегося на иконах, – полностью установить его состав в некоторых случаях так и не удавалось.

Основной причиной застоя в изучении явления мироточения можно считать отсутствие у очевидцев явления какой-либо мотивации для поиска научного объяснения случившемуся. В результате многие случаи, происходящие за порогом церкви, остаются вообще никому неизвестными. Несмотря на то, что некоторые из очевидцев далеки от религиозного мировосприятия и даже самостоятельно приходили к догадке о причастности к феномену плесени, попыток собрать образцы или просто проинформировать кого-либо из специалистов соответствующего профиля ими не делается.


Примечания

1. Не все токсичные соединения, выделяемые грибами, называют микотоксинами. Так, вещества, токсичные преимущественно для бактерий, называют антибиотиками, а токсичные для растений – фитотоксинами.

2. В данном случае речь шла о мироточении из пасхального яйца.

Роман Солженицын

Часть первая -

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+45
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+23
584
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу страничку в Twetter:   Подписаться