Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 30
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Язычницы долины ящеров
Среднее время прочтения:

Источник:
Язычницы долины ящеров

Они поклоняются небесным светилам, разводят карпов в рисовых полях, приносят в жертву быков ради процветания племени, больше верят шаманам, чем врачам… Что не мешает их детям учиться в университетах.

Мой народ апатани пришел с севера, где берет начало большая река Субансири. Это случилось много веков назад, когда долина Зиро была сплошным болотом. Бабушка рассказывала мне о буру — гигантских ящерах с маленькой головой, которые водились в этих местах.

- Salik.biz

Апатани всегда были лучшими земледельцами в Аруначале. Мы — единственное оседлое племя здесь. Мы заботимся о своей долине. Беря то, что дает нам природа, мы платим ей благодарностью. Не вырубаем сосновый лес, не посадив новых деревьев. В отличие от соседних племен ниши или ади, мы не бросаем землю, когда она иссякла, а орошаем ее водой. Наши предки еще несколько столетий назад прорыли в долине каналы. В заливных рисовых полях мы разводим рыбу: когда сбор урожая завершен, мы выпускаем в воду карпов, чтобы они росли, поедая остатки соломы и насекомых.

На берегах реки мы издревле выращиваем огурцы, шпинат, табак и просо. Тростник и другие растения используем для производства тапьо — нашей соли, которую добавляем в еду. Рецепт приготовления тапьо знаем только мы.

Кочевники-многоженцы из племени ниши в давние времена повадились воровать наших женщин прямо с полей, которые находились вдали от деревень. Им нужны были жены как рабочая сила, а платить выкуп за новую невесту ниши не хотели. Женщины апатани всегда были самыми красивыми в Аруначале. И в надежде, что их перестанут воровать, они начали обезображивать себя — наносить на лицо татуировки при помощи сажи и вставлять в нос черные ротанговые пробки. Когда-то все девочки с 10–12 лет проходили через это. Сначала делались небольшие прорези для тонких палочек, постепенно размер пробок увеличивался. Эту традицию мы потеряли полвека назад, когда наша молодежь начала учиться в университетах Ассама и Дели: многие из-за насмешек начали стесняться своей внешности, и апатани перестали вставлять пробки в нос. Традиция, которой мы гордились, умрет вместе с нами, последними старухами с пробками в носу.

На лицах пожилых женщин еще можно увидеть традиционную татуировку: ото лба до кончика носа и пять линий на подбородкеНа лицах пожилых женщин еще можно увидеть традиционную татуировку: ото лба до кончика носа и пять линий на подбородке

Я была ребенком, но хорошо помню, как в 40-х годах прошлого века к нам в деревню приехал с экспедицией австрийский путешественник Фюрер-Хаймендорф. Тогда я и моя родня впервые в жизни увидели белого человека. Апатани были рады пришельцу и тепло его встретили — танцевали всю ночь.

Подобно соседним племенам, мы верим в духов. Доньи-поло — это наше поклонение Солнцу, Луне и другим силам природы. Любая болезнь или недуг — происки злых духов. Задобрить их способен шаман, который принесет в жертву кур, цыплят или собаку, и тогда духи смилостивятся. Мы все чаще обращаемся к врачам, но если случится что-то серьезное, идем к шаману.


Ритуальный столб бабо апатани устанавливают у дома в знак рождения наследникаРитуальный столб бабо апатани устанавливают у дома в знак рождения наследника

По выходным мы собираемся в храме. Раньше у апатани не было своих храмов. Когда в середине прошлого века христианские миссионеры стали заманивать наших соседей красивыми церквями и песнопениями, апатани тоже начали строить храмы, объединяющие народ нашей веры. Мы сохранили традиции и гордимся этим. Мы поднимаем у своих домов белый флаг с изображением красного солнца как символ того, что у нас нет иной веры, кроме доньи-поло.

Дома в деревнях строят из бамбука на сосновых сваяхДома в деревнях строят из бамбука на сосновых сваях

Особой свадебной церемонии у нас не существует. Важнейшее событие, которое непременно празднуется, — выплата мужем выкупа за жену. Это может произойти в день свадьбы, но чаще всего после. Мой муж отдал за меня полдюжины быков спустя несколько лет с начала нашей совместной жизни.

Апатани строят дома из бамбука и только сваи делают из дерева. Поставить дом — несложная задача, хлопотнее собрать необходимый материал. На его заготовку уходят месяцы. Само же строительство всегда хорошо организовано, в нем участвуют мужчины всей деревни: начав рано утром, они заканчивают работу к закату. А мы, женщины, готовим им еду.

В длинном доме на сваях живем мы сами, а под домом — наши животные. Зачастую в одном доме соседствует несколько семей, у каждой свой очаг, где все встречаются вечерами после полевых работ и пьют рисовое пиво. В заднем углу — гордость любой семьи, священная коллекция из черепов быков-митхунов. Это важное жертвенное животное, похожее на буйвола. Митхун никогда не выживает в неволе, поэтому каждый раз мы идем в джунгли, чтобы отыскать полудикого быка и привести его в деревню.

Апатани не пьют молоко митхунов или коров, которых держат. Мы не разводим свиней. Просто покупаем маленьких поросят на рынке и выращиваем их на мясо. Вообще мой народ неприхотлив в еде: кроме любимых кур и яиц мы употребляем в пищу собак, кошек и крыс.

Большинство детей апатани учатся в школахБольшинство детей апатани учатся в школах

У нас в домах есть электричество, наши дети носят современную одежду, но мы чтим традиции предков. В любой деревне вы увидите бабо — ритуальные столбы, выструганные из цельных сосен. Во времена моей юности на бабо выступали акробаты: самые смелые мужчины племени удивляли нас так, что перехватывало дыхание. Теперь этого не увидеть… Мы воздвигаем бабо во время фестиваля Мьоко, когда весь март напролет апатани гуляют ради дружбы и процветания народа. Каждая семья устанавливает бабо у дома в знак рождения наследника, а у крыльца — сплетенный из бамбука и тростника агьян, оберегающий от злых духов. От каждого духа — свой агьян. Мы знаем, как сделать около ста таких оберегов!

Дети племени носят современную одежду, но чтят традиции предковДети племени носят современную одежду, но чтят традиции предков

Рядом с бабо мы всем кланом строим лапанг — большую деревянную платформу. На ней шаман совершает ритуал, принося в жертву митхуна во время другого фестиваля — Мурунг, который проходит в январе. В дом семьи, пожертвовавшей быка, обязательно придет благополучие.

Ничто нас так не объединяет, как религия и традиции.

Фотографии: Алексей и Кристина Кольбовы / vokrugsveta.ru

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+49
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+22
547
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте:   Подписаться