Мы в социальных сетях:



Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter
Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами. А также, Вы можете размещать свои статьи (Как разместить статью).

Правят ли масоны миром?

Правят ли масоны миром?

Сегодня это слово встречается часто, особенно в газетах, называющих себя «патриотическими». Масонов винят во всем: в развале СССР, в распаде экономики, в обнищании людей, хотя стоит серьезно начать во всем разбираться, то никто нигде не сможет обнаружить даже признаков «масонских козней». Так кто же такие, эти масоны? Откуда они взялись, чем занимаются и к чему стремятся? Почему их существование вызывает так много кривотолков? Отчего, несмотря на самые фантастические обвинения в их адрес, к ним принадлежали многие известные люди.

Появление франкмасонства тесно связано с историей средневековых ремесленных гильдий и братств. В Англии, откуда, собственно, и ведется история современного масонства, первые цехи появились в XII веке, однако расцветом цехового движения считается XV век, когда ремесленные объединения стали играть важную роль в жизни сначала городов, а потом и всей страны. Так самые крупные из них обладали правом посылать своих представителей в городские советы и даже участвовать в выборах парламента. Члены наиболее почетных цехов носили мундиры и составляли городскую знать; они обладали широкими правами и привилегиями, которыми отчасти соперничали с земельной аристократией.

Цехи камещиков не были самыми старыми или самыми влиятельными среди других цехов, первое упоминание о них в официальных документах относится к концу XIV века, когда гильдия строителей была отнесена ко второму разряду. Но уже в 1411 году Лондонский цех каменщиков был инкорпорирован (т.е. включен в число официальных учреждений), а в 1472 году получил свой герб. С 1481 года королевским указом членам этого объединения было дано право носить мундир, иными словами, они получили весь объем прав и привилегий, которыми пользовались самые крупные и влиятельные гильдии ремесленников.

Одна из важнейших привилегий каменщиков — свобода передвижения, которая была необходима по роду профессии, поскольку средневековым строителям приходилось переезжать из города в город для участия в возведении замков, домов знати, церквей и соборов. В те времена все податные слои общества были обязаны соблюдать жесткие законы об оседлости. Каменщики были единственными податными жителями Англии, которым было позволено свободно передвигаться по стране. Поэтому их стали называть «вольными». Так появилось нынешнее название «франкмасон» (free mason) — «вольный каменщик».

Древнейшие документы, рассказывающие о жизни и деятельности английских строительных рабочих, — это артельные уставы, относящиеся к XIV и началу XV века. Из них видно, что их собрания проводились в специальном крытом помещении, называемом ложей, в которой бессемейные рабочие также и жили. За порядком работ и поведением каменщиков следил старший мастер и надзиратели.

Вступая в артель, рабочие приносили присягу «на книге» (очевидно, на уставе). В XV веке ложей стали называть не только мастерскую, но и саму артель.

Кроме цеховых организаций ремесленники объединялись в более тесные союзы — братства взаимопомощи, носившие церковно-религиозный характер. В них существовал культ святого покровителя цеха (у каменщиков, как правило, это был св.Иоанн), большую роль в деятельности этих братств играли взаимная забота и помощь, а также помощь в путешествиях, для него использовались пароли и тайные знаки, по которым братья могли узнать друг друга и оказать поддержку. Сообщения паролей и присяга верности составляли существенную часть церемоний вступления в братство. В ежегодные цеховые праздники устаивались пирушки, где ритуал соблюдался не менее строго, чем при проведении обычных встреч и бесед.

Пароли и тайные знаки существовали не только у членов братств, но и у членов цехов, где они были тесно связаны с квалификацией. При переходе от одного строительства к другому с их помощью каменщики сообщали о своей принадлежности к цеху и об уровне мастерства.

Со второй половины XVI века в жизни ремесленных союзов каменщиков настают трудные времена, Появляются новые, менее трудоемкие, методы строительства, готика сменяется новыми архитектурными стилями, в Англии появляются иностранные строители -французы, немцы, голландцы. С началом Реформации начались гонения на все организации, носившие церковный характер, и в 1547 году в Англии все они были запрещены парламентским актом.

Многие ремесленные братства не смогли пережить этого и исчезли. Однако, масонское братство устояло; оно перестало быть католическим, церковные обряды и мистерии на библейские темы исчезли из их обихода, но церемонии приема, годичные банкеты и другие старые обычаи продолжали сохраняться, превратившись в прочную традицию.

С этого времени началось заметное разделение цехов и братств: первые ведали чисто профессиональной стороной дела, вторые — хранили и развивали этические традиции братского общения и взаимопомощи. Со временем произошло и организационное разделение: уже можно было быть членом братства, не состоя в цехе, и наоборот.

Древнейший документально подтвержденный случай участия в масонских трудах нестроителя относится к Эдинбургской ложе Шотландии: 3 июня 1600 года на собрании присутствовал сэр Джон Босуэлл, лорд Очинлекский. С тех пор присутствие шотландской знати в ложах становится заурядным. Правда, в конце XVII века встречались ложи, состоявшие сплошь из каменщиков (например, ложа в Глазго), но одновременно с ними были ложи наподобие Абердинской, где в 1670 году из 49 членов только 12 были профессиональными каменщиками, остальные были пасторами, коммерсантами, представителями интеллигентных профессий — учеными, писателями или представителями дворянского сословия.

Можно только догадываться о причинах, толкавших этих людей к вступлению в масонские братства. Для некоторых привлекательными могли быть льготы и привилегии, которыми продолжали пользоваться строительные гильдии, но вряд ли они могли быть притягательными для аристократов и деятелей церкви, которые были самым привилегированным сословием Англии и других стран Европы. Предположительно, это могло быть стремление к старине и традициям, к древним легендам о происхождении масонских братств, веселым традиционным пирушкам или возможности покровительствовать слабым.

Некоторые исследователи масонской истории предполагают, что появление в ложах представителей высших слоев общества было вызвано их стремлением контролировать деятельность лож, ибо существовало опасение, что работы, проводившиеся в них, могли быть опасны для правящего класса. Нет смысла отрицать это полностью, но, видимо, нет смысла отрицать и то, что аристократия желала возглавить масонство в политических целях для того, чтобы использовать его возможности в своих интересах.


Братство и его покровители

Но как бы то ни было, масонское братство, продолжая оставаться в своей массе профессиональным объединением строителей, получило высоких покровителей, благодаря которым, видимо, и сохранилось тогда, когда ремесленные цехи стали постепенно приходить в упадок и исчезать.

В это время в ложи вступают представители ученой интеллигенции, философы и люди реформаторского склада ума, которые из-за наступившей вслед за Реформацией реакцией уже не могли свободно высказывать свои взгляды. В масонство проникают утопические идеи, утверждавшие, что можно построить справедливое общество на основах достижений науки и разума. Развитию этих идей как нельзя больше способствовал и состав строительных корпораций, в которые, наряду с представителями тяжелого ручного труда, входили люди творческие — художники, скульпторы, архитекторы. Масонский цех сам по себе был символом того, что любое крупное дело требует согласных усилий всех рабочих, как бы низки или высоки ни были их познания и умение. Эта древняя этика строителей стала благодатной почвой для развития идей справедливости, равенства и ненасильственного передела общества на новой, более разумной основе.

Идеи эти было небезопасно провозглашать открыто; отсюда берет свое начало символический язык масонства. Строительные инструменты становятся знаками, символизирующими нравственные качества, воплощают этические законы справедливости, сам процесс строительства становится символом построения нового, совершенного общества. Масонство, таким образом, постепенно превращается из корпоративной идеологий ремесленного братства в этическое учение, воспитывающее в своих адептах лучшие человеческие качества.



Первая Великан Ложа

По мере роста числа лож возникала необходимость координировать их деятельность. Поэтому в Лондоне в 1717 году четыре ложи объединились и создали своеобразный орган надзора, Великую Ложу, ежегодные собрания которой привлекали повышенное внимание общества и превращали орден в динамично растущее движение. Как бы то ни было, в Англии между 1737 и 1907 годами в братстве состояли шестнадцать принцев и четверо из них стали впоследствии королями.

С объединением оперативных и признанных масонов в единое братство масонство приняло ту форму, в которой оно существует и сегодня. От оперативного масонства оно переняло строительные инструменты, степени, отражающие уровень посвященности членов лож в масонские тайны, секретные слова и знаки, при помощи которых масоны узнают друг друга, обязанность трудиться и многое другое. Признанные масоны, которые в массе своей были людьми интеллектуального труда, на этом фундаменте построили стройное здание масонской символики, которая отражала их понимание мира, веру в возможность создания справедливого общества через совершенствование каждого из его членов и отношений между ними. Возникли масонские легенды, начались поиски истины в древних верованиях и учениях.

Считается, что последним Великим Мастером оперативного масонства был английский архитектор Кристофер Рен, построивший собор Святого Павла в Лондоне. В течение восемнадцати лет, пока шло строительство храма, он посещал расположенную неподалеку ложу Святого Павла.

О его мастерстве зодчего дает представление такая история. Когда собор уже был почти построен, городские власти обратили внимание на то, что в центральном пространстве храма нет колонн, которые поддерживали бы огромных размеров потолок. Кристофер Рен убеждал, что колонны не нужны и потолок не обвалится, и приводил в качестве доказательства свои расчеты. Однако ему не поверили и распорядились подпереть потолок собора колоннами. Рен выполнил это требование, но… возведенные им колонны не достают до потолка, между капителями и самим потолком есть пространство. Эти колонны, не подпирающие потолок, стоят и сегодня, являясь символом высочайшего мастерства зодчего и обычного недоверия властей к достижениям наук.

С годами масонство совершенствовало свою организацию. В 1723 году в Англии была опубликована «Книга Уставов», написанная шотландским священником Джеймсом Андерсоном. Этот документ провозглашал, что представители различных религиозных течений должны суметь объединиться в дружественной атмосфере ложи для спокойного обсуждения новых идей. «Хотя в древние времена масоны принимали вероисповедание той страны, в которой они находились, теперь же представляется целесообразным принудить их перейти в ту Религию, где все люди придут к взаимному согласию, оставив при себе свое частное мнение; то есть следует быть добродетельными и искренними людьми, людьми благородными и честными, как ни были бы различны их названия и убеждения», — говорилось в «Книге Уставов».

С тех пор терпимость и непредубежденность стали законом, свято соблюдающимся в масонских трудах. Типографским способом «Уставы» были изданы в Америке в 1734 году Великим Мастером Бенджамином Франклином в Филадельфии.

Очень быстро масонское братство пустило корни по всему Европейскому континенту. В конце 30-х годов XVIII века ложи существовали в Бельгии, России, Италии, Германии, Швейцарии. В 1735 году в Париже действовало 5 лож, к 1742 году их число возросло до двадцати двух, а через сорок пять лет, накануне Французской Революции, число масонов достигало 100 тысяч.


Масоны и Церковь

Католическая церковь с подозрительностью и опаской наблюдала за быстрым распространением масонства. Масоны быстро создали свои собственные ритуалы, историю, легенды и иерархию, которые являются неотъемлемой принадлежностью официальной религии. Уже в 1738 году Папа Климент XII выступил с первым и очень яростным обличением масонства. В своей энциклике он повелевал отлучать от церкви всех католиков, прошедших обряд посвящения в масонское братство. Папа объявил, что приносимая масонами клятва хранить секреты братства является угрозой священности исповеди и власти церкви, выступал против сотрудничества с людьми, исповедовавшими отличные от официальной церкви убеждения. По всей Европе гражданские власти начали выполнять предписания, накладывая на масонов штрафы и даже подвергая их пыткам.

Преследованиями со стороны католической церкви не исчерпывались гонения на масонов. Почти сразу после официального открытия Великой Ложи в Лондоне в 1717 году в газетах стали регулярно появляться «разоблачающие» сообщения о масонстве. Масонов обвиняли в союзе с антихристом, утверждали, будто на закрытых собраниях проходит разнузданные оргии. Политические события, аморальные поступки отдельных членов братства время от времени подогревали антимасонские настроения. В 1735 году были запрещены собрания голландских лож из боязни, что члены братства принимают участие в политических интригах. Аналогичные запреты последовали в Швеции в 1738 году и в 1745 году в Швейцарии.

Но начавшиеся гонения на масонов уже не могли привести к уничтожению братства, так сильны были их идеи и покровительство со стороны влиятельных людей. Однако под действием «разоблачений» общественное мнение временами становилось резко враждебным по отношению к масонству.


Каменщики уходят в науку

Ответом масонов стал уход в изучение истории. Состоявшие в братстве ученые стремились найти истоки представлений масонов об общественной морали в древних этических и религиозных учениях. Они одни из первых заметили родство древних религий и их этических систем между собой, они открыли поразительное сходство космогонических представлений о мире у различных народов. Так стало принимать современную форму представление о Великом Строителе Вселенной, воплотившем в себе черты верховного божества различных народов. Им удалось вое становить смысл античных мистерий, посвятительных обрядов жрецов Древнего Египта, расшифровать тайны карт Таро, по-новому прочесть предания арийских народов Центральной Азии, увидеть глубинное родство между этикой индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и других религиозно-философских систем Востока с этикой Ветхого Завета и Христианства. Постепенно масонство превращалось в синтетическое, универсальное этико-философское учение, что дало ему возможность распространиться по всему миру, не конфликтуя при этом с религиозными системами, отличными от христианской религии.

Заметим, что учение это особого свойства: вместо формулировок, вместо слов для обозначения человеческих качеств, моральных, философско-этических понятий масоны используют символы, в которые превратились в первую очередь строительные инструменты. Однако смысл понятий, которые олицетворяют эти инструменты, открываются только тем, кто прошел посвящение и взял на себя обязательство хранить тайну. Тайной являются также особые слова и знаки, по кото рым масоны узнают друг друга. Переходя из степени в степень масон узнает новые качества инструментов и стоящие за ними нравственные нормы, новые слова и знаки, которыми он может сообщить уже не только о своей принадлежности к масонскому братству, но и о степени своего посвящения.

Сегодня, когда о масонстве издано много книг, эти тайны тайной уже не являются, и тем не менее зольные каменщики продолжают их хранить. Такой парадокс объясняется довольно просто: умение хранить тайну — одно из человеческих достоинств, и воспитание этого качества б себе — одна из обязанностей масона. Для него тайна по-прежнему остается таковой, независимо от того, кто и когда ее раскрыл.

Обязанность хранить тайну проистекает и из других соображений. Масонство — движение филантропическое, т.е. одной из его целей является сотворение добра ближним. Но доброе дело, о котором объявили во всеуслышание, служит не столько добру как таковому, сколько гордыне того, кто его сделал. Это своего рода спонсорство ради рекламы, дело не ради добра, а ради выгоды. Такая помощь развращает дающего и едва ли помогает тем, кому она адресована. Подлинная благотворительность возможна только в тайне, она должна быть анонимной, только тогда помощь будет попадать к тем, кто больше всего в ней нуждается. Поэтому масоны всегда хранят молчание о своей благотворительной работе.

К сожалению, эти тайны, подчас, не дают покоя подозрительным людям, заставляя их видеть в этом секретные козни врагов или всемирный заговор злодеев, хотя масонство существует уже более 250 лет почти во всех странах мира и до сих пор никто не смог заметить следов или результатов «злодейской деятельности масонов».

Даже наоборот. К масонству принадлежали многие выдающиеся деятели человечества. Масонами была написана американская конституция, которая впервые в истории сделала права человека высшим государственным законом. К масонскому братству принадлежали композиторы Вольфганг Амадей Моцарт, Ференц Лист, Йозеф Гайдн, Людвиг вам Бетховен, Никколо Паганини, Яков Сибелиус, писатели и поэты Иоганн Вольфганг Гете, Рабиндранат Тагор, Вальтер Скотт, Оскар Уайльд, Марк Твен, поэты Александр Поп, Роберт Берне, Редьярд Киплинг. Теодор Рузвельт и целый ряд других американских президентов, Уинстон Черчилль тоже состояли в братстве. Масонами были такие известные люди, как Джон Джейкоб Астор и Генри Форд, авиатор Чарльз Линденберг, совершивший первый одиночный перелет через Атлантику, полярные исследователи Роберт Пири, Мэтью Хенсон, адмирал Ричард Берд, Американский астронавт Эдвин Олд-рин, ступивший на поверхность Луны 21 июля 1969 года, нес в кармане знамя с масонскими эмблемами.

Не менее известными и выдающимися людьми были и русские масоны: Александр Сергеевич Пушкин, Александр Васильевич Суворов, Михаил Иллиарионович Голенищев-Кутузоз — уже этих трех имен достаточно, чтобы отбросить всякую мысль о «масонском заговоре против России». Но список можно продолжить: Сумароков, Новиков, Баженов, Левицкий, Боровиковский, Жуковский, Грибоедов, А.Григорьев, Волошин, Гумилев, Алданов, Осоргин, Адамович, Газданов. Философско-этические взгляды Льва Толстого были очень близки масонству, что он сам признавал. Одно простое перечисление этих великих имен говорит о том, что масонские ложи России объединяли лучших людей страны, что в них концентрировалась атмосфера напряженных духовных исканий.

Михаил Осоргин, выдающийся русский писатель, который был в 1922 году выслан большевиками из России, так определил масонство в одной из своих речей: «Масонство вовсе не система нравственных положений, и не метод познания, и не наука о жизни, и даже, собственно, не учение. Идеальное каменщичество есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима… Братство вольных каменщиков есть организация людей, искренне верующих в приход более совершенного человечества. Путь к совершенствованию человеческого рода лежит через самоусовершенствование при помощи братского общения с избранными и связанными обещанием такой же над собой работы. Значит — познай себя, работай над собой, помогай работе над собой другого, пользуйся его помощью, умножай ряды сторонников этой высокой цели. Иначе — союз нравственной взаимопомощи».

Источник: «Интересная газета. Тайны истории»

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


+10
153
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео