Мы в социальных сетях:



Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

«Истина где-то рядом»

Мистические тайны Гурджиева. Часть вторая: Гурджиев и Сталин / РГО
-----
Перемещения во времени. Создание богов. Магия / Тот.
-----
Перемещения во времени. Парадигма. Фаза «ГАЙА» / Тот.
-----
Все наши авторы

Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами на форуме. А так же Вы можете размещать свои статьи (Как разместить статью)

Приглашение на костер

Приглашение на костер

Ведьма — это всегда кто-то другой, но вера в колдовство — в нас самих.

Для многих людей Средневековье окутано флером романтизма. Рыцарство, турниры, соколиная охота  и  Крестовые походы, замки, красивые дамы и галантные кавалеры, трубадуры, барды и бродячие актеры, пилигримы.

Вот первое, что вспоминается  при слове Средневековье. Идеалистический  мир отважных мужчин и прекрасных женщин  из романов Вальтера Скотта. Но все же давайте немного отвлечемся от приятной глазу картинки и посмотрим немного с другой стороны.

На мир, где ни одна рана не заживала окончательно; где самое искусное лечение состояло в передаче больного покровительству какого-нибудь святого; где  большинство  детей  умирало, не дожив до года,  а каждая третья женщина  - родами;  где эпидемии уничтожали поголовно  все население страны, а на надгробных  памятниках изображались трупы, пожираемые червями. Туда  где над всем этим сияла ВЕРА, а церковь поучала свою паству непрестанно  думать  о смерти. На мир, где  каждый, как на добычу червей, смотрел на свое тело, и сама мысль о  смерти  была    привычной,  будничной и  естественной.

Средневековая Европа. Тесные города, стиснутые крепостными стенами, где в ужасной скученности и антисанитарии жило население, обитатели небольших деревень – под гнетом вечного страха грабежей, поборов и голода от частых неурожаев. Люди находились в жестоких тисках феодалов и отцов церкви, куда более мстительных, изворотливых и дальновидных, чем их владетельные сеньоры. Постоянные угрозы всяческих кар за непослушание и вольнодумство сыпались от власти светской и духовной на головы, склонявшиеся в покорности. Муки ада, сонмы чертей и злых духов незримо витали над психикой, давя ее несгибаемым бременем. Считалось, что тело — это осел, и слишком сознательная забота о нем — это еще одна кратчайшая дорога в ад. Древнеримская гигиена уступила место благочестивой грязи. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле. Мыться было нельзя, так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Как чудо можно воспринимать историю о том, как святая Бригитта была удостоена видения, из которого явствовало, что христиане не совершат особого преступления, если будут мыться дважды в месяц.

Люди добровольно стремились к посту, бичеванию и всяческому изнурению. В любой момент мог наступить конец света, и подготовка к этому событию была единственным полезным занятием для человечества, которое отчаянно стремилось к спасению. Единство с природой ушло в прошлое. Вместо этого люди с горячей благодарностью принимали рекомендации христианской церкви, пытаясь посредством покаяния и отпущения грехов достичь единства с Богом.

Мало найдется  людей, убежденных в том, что происходящие лично с ними события случайны. Пытаясь понять причины случившегося, человек редко довольствуется очевидным и ищет его тайные пружины. Представление о том, что мистической причиной несчастья может быть обида или зависть, характерно для каждого из нас. Думать и действовать в терминах колдовства — способ борьбы с невзгодами и с этой точки зрения колдовские представления — вполне удобная стратегия решения проблем. С ее помощью можно объяснить несчастье иначе, чем случайностью или собственной ошибкой.                        

Неумение справиться с крайне низким уровнем жизни, постоянные ограничение и самоограничения в любой сфере от экономической до  сексуальной привело к наиболее  простому решению – поиску виновника, проще «козла отпущения». Очень удобно: неурожай — ведьмы устроили; коровы не дают молока — ведьмы; засухи, наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых — ведьмы, и так во всем. Повсеместно создавалась атмосфера массовой паранойи.

Пока испанская инквизиция усердно чистила ряды соплеменников от инаковерующих, более старая папская обратила свой взор на нового врага – ведьм и колдовство.

Взаимоотношения церкви и колдовства на протяжении веков развиваются очень неоднозначно. Еще в IХ церковь постановила, что никаких колдунов и ведьм нет, а кто верит в них – еретик, а спустя шесть столетий «передумала» — есть колдовство и есть ведьмы, и принялась за чистку с присущим ей усердием.

Первые массовые процессы против предполагаемых колдунов или колдуний имеют место в ХIII в швейцарском кантоне Люцерн и приобретают особую интенсивность к середине XV в. В первое время репрессии проводят церковные судьи, инквизиторы, а в XVI в. у них принимают эстафету светские суды. Истерия становится уже массовой.

Своей буллой «С величайшим рвением» (Summis desiderantes affectibus; 1484 г.) папа Иннокентий VIII назначает двух инквизиторов — Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса, — поручая им искоренить ведовство в долине среднего Рейна и таким образом санкционируя авторитетом Святого Престола охоту на ведьм. Сезон охоты на ведьм можно считать официально открытым.

В I486 г. Якоб Шпренгер и Генрих Инститорис издают в Страсбурге книгу, имевшую огромную популярность, — Молот ведьм (Malleus maleficarum).

Впервые эти авторы заявляют о прямой связи между колдовской ересью и женщиной. Чтобы доказать то, что им кажется очевидным, исходя из их опыта инквизиторов, они используют аргументацию, взятую из Ветхого Завета, античных классических текстов Сократа и средневековых авторов Иеронима, Лактанция… Впоследствии возникло много подражаний Молоту ведьм, но никому не удалось превзойти его («Демономания» Жана Бодена, «Демонология» короля Якова I Стюарта, «Демонолатрия» Николя Реми).

Идея неполноценности женщины восходит к Книге Бытия, точнее к двум эпизодам, дотошно прокомментированным теологами: сотворение Евы и грехопадение. Бог создал Еву из Адама, что оправдывает в глазах теологов подчинение женщины мужчине. Еще лучше для их аргументации, что Ева была создана из ребра Адама. Поскольку ребро представляет собой изогнутую кость, ум женщины мог быть только кривым и извращенным. Грехопадение — другое доказательство того же самого. Если Сатана искушал только Еву, то она-то и соблазнила Адама и увлекла его к греху: женщина, следовательно, непосредственно ответственна за грехопадение человека.

Авторы Молота ведьм видят только две пользы от женщины: она необходима для продолжения рода, поскольку дарит мужчине детей, и в экономической жизни для поддержания домашнего хозяйства, поскольку помогает мужу в его трудах своей преданностью и своей любовью. Но, с другой стороны, женщина опасна своей сексуальностью. Для христианства девственность остается идеалом, супружеская жизнь — вынужденная необходимость, благодаря ей миряне могут избежать смертного греха блудодейства и разврата.

Женоненавистичество авторов Молота ведьм основывается на этой очень старой христианской традиции. Они, не колеблясь, выносят женщине безапелляционный приговор, следуя св. Иоанну Златоусту, согласно которому женщина есть «враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная глазу шелуха, изъян природы, подмалеванный красивой краской».

Женщины с большей легкостью, чем мужчины, встают на путь суеверия по трем причинам. Во-первых, они более доверчивы, нежели мужчины, о чем Сатана прекрасно знает, поэтому он и обращается прежде всего к ним. Во-вторых, они более впечатлительны от природы, а значит — более податливы дьявольским иллюзиям. И наконец, они очень болтливы и не могут не разговаривать, передавая друг другу искусство магии. Их слабость заставляет их использовать тайные средства, чтобы отомстить мужчинам посредством колдовских наговоров и проклятий. Текст «Молота ведьм» с завидным постоянством возвращается к теме интимных отношений. Авторы «Маллеуса» подробно и в деталях описывали совокупление с дьяволом, инкубами, сукубами, поражая богатством эротической фантазии.

Вся остальная книга посвящена описанию пыток, того, как их применять, и технике допроса, ибо добиваться признания во что бы то ни стало — вот естественная задача подобных расследований. Уликами являются или собственное признание, или показания соучастников. Принцип «еретик обвиняет еретика» положен в основу.

Очень скоро образ демонической ведьмы внедряется по всему Западу. Страх подпитывается все более и более многочисленными судебными процессами и кострами, которые в свою очередь укрепляют народное представление, что ведовство практикуется именно женщинами.

Полеты на шабаш и прочие необычные способности ведьм подчеркивают эту их нечеловеческую природу. Казнь ведьмы уже не была для палачей и большинства ротозеев человеческой смертью, она была освобождением мира от еще одного врага. В числе особо неблагонадежных оказались женщины, наделенные красотой, ибо всякая красота, как известно, от дьявола. Чем красивее и умнее была женщина, тем больше у нее было шансов взойти на костер, ибо красота и ум всегда привлекают внимание, всегда выделяются и падают жертвой злобы. Любого слуха было достаточно для возбуждения дела. Еще в 1254 году папа Иннокентий IV даровал обвинителям анонимность.

Современник и противник «охоты на ведьм» Фридрих фон Шпее пишет: «Если ведьма делает признание под воздействием боли, она не только не может помочь себе, но вынуждена обвинять и других, которых она даже не знает, чьи имена вложены ей в уста следователями, либо сообщены палачами, либо она сама слышала о них как о подозреваемых и обвиняемых. Те же в свою очередь вынуждены были обвинить других, те — еще кого-то и так все это продолжается. Теперь, во имя Господа, я хотел бы знать: если та, что призналась, и та, что не призналась, в равной степени обречены на смерть, то кто же, будь он хоть трижды невиновен, сможет избежать наказания?» 

Если ведьма  обнаруживает страх —  она виновна: совесть ее выдает. Если же она, держит себя спокойно — она виновна, ибо, ведьмам свойственно лгать с наглым спокойствием. Если она защищается и оправдывается против возводимых на нее обвинений – она виновна; если же в страхе и отчаянии от чудовищности возводимых на нее поклепов она падает духом и молчит — это уже прямое доказательство ее преступности. Если она находит в себе силу переносить ужасы пытки – она виновна, ибо дьявол ее поддерживает и ее необходимо терзать еще сильней. Если она не выдерживает и под пыткой умирает – она виновна, дьявол ее умертвил, чтобы она не сделала признаний и не открыла тайны. Была ли возможность быть оправданной после подобных постулатов?

Отказ говорить, отказ свидетельствовать, все  считается  преступлением  и наказывается сожжением. Демонологи объясняли молчание не силой характера, а дьявольскими чарами и талисманами. «Нелепо верить в то, что заключенный выдерживает пытку, потому что он стоек и мужественен. Его стойкость доказывает, что он колдун и поддерживается заклинанием или талисманом.» — заявляет Сьер ле Буве в своем «Manieres admirables».

У инквизиторов было много средств для того, чтобы сломить волю своей жертвы. Тюрьмы XV-XVI вв. — это зловонные подземелья, крысы, паразиты, голод, специально пересоленная пища, чтобы вызвать состояние постоянной жажды и, конечно же, изощренные пытки, но на грани, чтобы не позволить ведьме слишком быстро уйти в мир иной, прежде чем она «раскается» и выдаст сообщников. От тюрьмы, голода, страха и пыток психика человека надламывалась. Он превращался в безвольное, покорное своим палачам существо, готовое возвести на себя любую вину, сознаться в чем угодно, лишь бы избавиться от мук. И все шли на костер. За редчайшими исключениями, никто из схваченных не спасался: слуги божьи не могли ошибаться…

В охоте на ведьм, что весьма показательно, объединились два непримиримых, казалось бы, противника: католическая и протестантская церкви. География великой охоты на ведьм в XVI и XVII вв.: Нидерланды, Люксембург, Лотарингия, долина Рейна и Южная Германия; Бургундия, Франш-Конте, швейцарские кантоны, Дофине, Беарн, Страна басков и некоторые районы в долине Луары и Нормандии.

В Германии — эпицентре ведовской паники — охота унесла жизни десятков тысяч человек. Охота на ведьм в Германии достигла своей высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовской ереси.

Шотландия занимала второе место после Германии по жестокости процессов над ведьмами. Начавшись довольно поздно, в конце XVI века, особенно интенсивной охота на них стала со времени правления короля Якова VI Стюарта.

Испания пострадала меньше других стран Европы. Наказания суда инквизиции были даже легче, чем у светских судов.

В Англии закон против колдовства был принят в 1542 году, причем пытки были запрещены, а ведьм казнили через повешение. Жертвами охоты на ведьм стали около 1000 жителей Англии.

Франция была одной из первых стран, где охота на ведьм началась уже в первой половине XIV века. В 1390 году состоялся первый светский процесс по обвинению в колдовстве. С начала XVI века суды становятся массовыми, начинается настоящая эпидемия колдовской истерии, а последний ведовской костер во французской столице горел совсем незадолго до гильотин буржуазной революции конца XVIII века.

Последняя ведьма в Европе была казнена в 1782 году в Швейцарии.

В России уголовное законодательство в отношении колдовства в допетровскую эпоху не было развито, а Петр I своим указом 1715 года против кликуш раз и навсегда перекрыл канал доносов. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи, в которые, безусловно, верили русские крестьяне и горожане. Ведовская истерия не коснулась России. Хотя православие унаследовало христианское представление о женщине как сосуде греха, оно не приняло идеи падения Адама и первородного греха как основы христианского учения. Последствия были огромны: если для католицизма и протестантства грехи плоти — основной порок и причина падения мужчины, то в православии плоть воспринимается не как неизбежное зло, а скорее как благо, освященное воплощением Спасителя. В России не было теологической теории колдовства, и оно не было окрашено в сексуальные тона.

Однако еще более значим психологический аспект ненависти к женщине: ведь в отличие от православия, которое предписывает безбрачие только монашеству, в католицизме на целомудрие были обречены не только монахи, но и священники всех рангов.

Неудовлетворенная сексуальная потребность часто трансформировалась в обостренное религиозное чувство, однако не менее часто она же принимала и другие формы — садизм, характеризующийся страстью к жестокостям и мучительству, к получению наслаждения от созерцания чужих страданий, что было свойственно и самим инквизиторам, и палачам. Следует признать, что в роли  воспитателя морали ни католицизм, ни протестантство явно не справились с природой.

По мнению современных ученых, в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 000 ведьм, в Европе — около 100 тысяч. Воистину Европа напоминала сумасшедший дом.

Уже в ХIХ веке и по настоящее время термин «охота на ведьм» начинает иметь другое значение. Страницы истории стыдливо перевернуты и закрыты навсегда, а вопрос о признании преступлений изуверов Шпренгера, Инститора, Бодена, Дельрио, Карпцова и еще многих и многих не стоит. Церковь обходит этот вопрос скромным молчанием.

«Молот злодеек, поскольку эта ересь не злодеев, а злодеек, потому так и названо!» Маллеус Малефикарум. Молот ведьм. Популярность его была такова, что Молот выдержал 29 переизданий, огромное количество для того времени. С тех самых пор его не устают переиздавать.

«Рукописи не горят» — сакраментальная фраза Воланда. Да, Молот ведьм пережил на века и своих сочинителей, и своих ведьм, потому что рукописи не горят. Вот только очень хотелось бы, чтобы иные рукописи так никогда и не были бы написаны.

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


+13
87
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео