Мы в социальных сетях:



Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

«Истина где-то рядом»

Мистические тайны Гурджиева. Часть вторая: Гурджиев и Сталин / РГО
-----
Перемещения во времени. Создание богов. Магия / Тот.
-----
Перемещения во времени. Парадигма. Фаза «ГАЙА» / Тот.
-----
Все наши авторы

Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами на форуме. А так же Вы можете размещать свои статьи (Как разместить статью)

Киевская княгиня

Киевская княгиня

Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою. 

Карамзин

Родилась Ольга в  Псковском крае (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской. Принадлежала она,  как уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X—XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами.

Она родилась в языческой семье и называлась варяжским именем Хельга, а Ольгой будущая княгиня была названа в честь киевского князя Олега, воспитавшего мужа Ольги Игоря и устроившего их брак. Согласно «Повести временных лет» в 903 г. Ольгу, в неполные 15 лет,  выдали замуж за князя Игоря. Брак был заключен по расчету, но дата женитьбы выглядит крайне сомнительно, учитывая, что сын Игоря и Ольги – Святослав, рожден в 942 году. Получается, что Ольга родилась в 80-е или в самом начале 90-х годов IX века. (По другим летописям, Игорь женился в 912 году на 10-летней Ольге.) Однако известно, что большинство летописных дат нашей начальной истории проставлены летописцем, что называется, «задним числом», и их можно принимать лишь условно. Это относится и к дате женитьбы Игоря, и к предполагаемому времени рождения княгини Ольги.

Как складывались дальнейшие отношения супругов сказать трудно. В ряде летописей сообщается, что кроме Ольги у Игоря были и другие жены. Известно, что к 40-м гг. X в. Ольга и Игорь жили раздельно – Ольга являлась княгиней Вышгорода, а Игорь оставался киевским князем. Пока Игорь был в походах, Ольга занималась внутренней политикой русского государства. У Ольги даже была своя дружина и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией после удачного похода Игоря.

В 945 г. князь Игорь был убит древлянами, недовольными возложенной на них огромной данью. Сын Ольги Святослав был еще слишком мал, чтобы управлять государством, правительницей становится Ольга.  Первым делом Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Эта месть почти мифическая, но рассказ о ней впечатляет. Именно это время ярче всего проявилась хитрость княгини Ольги. Хочется верить в любовь, которая связывала Ольгу и Игоря. Не хочется думать, что она начала мстить столь страшно, руководствуясь лишь политическими соображениями. Гораздо романтичнее видеть перед собой ослепленную горем женщину, которая ради любви опускается до мести.

Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны от обязательств перед киевской династией. Более того, древляне стали претендовать на киевский престол — они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала, и послали к Ольге своих послов.

 Возникла реальная угроза подчинения Киева древлянам. Однако, опираясь на поддержку киевских воевод Свенельда и Асмуда, Ольга сумела удержать в своих руках (а формально в руках своего сына — младенца Святослава) и Киев, и, в конечном итоге, власть над всей Русью.

Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними. Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет»: «Если и вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Древляне, услышав это, отправили к Ольге лучших мужей. Первая делегация послов была сброшена  в яму и погребена заживо. Вторая делегация была сожжена в бане.

Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну». Ольга взяла с собой небольшую дружину и двинулась налегке в древлянские земли. Оплакав мужа на его могиле, Ольга приказала насыпать курган и начать тризну.  Начался пир. Древляне подвыпили и по приказу Ольги ее дружинники порубили их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек). Вот такая кровавая вышла тризна. Надо отметить, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

В следующем, 946 году, Ольга вместе с малолетним Святославом отправилась в поход на древлян. Так началась долгая, длившаяся почти год осада Искоростеня. Только хитростью Ольге удалось уничтожить город. Она потребовала, чтобы жители города заплатили ей дань по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда, которые находились в сараях и на сеновалах в Искоростень. Город загорелся. Среди осажденных началась паника, они бросились бежать из города. Город был разрушен, а Ольга опять жестоко расправилась с его жителями — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила данью.

После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья княгиня установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева: уставы, уроки и погосты. Погосты – места сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени крещения Руси при Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями (лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ повелось словоупотребление «погост» в смысле кладбище).

Нормирование повинностей привело к укреплению власти самой княгини и ослаблению власти племенной. Долгое время Ольга приводила в действия эту реформу, оттачивая её механизмы. Незаслуженно, что работа не принесла ей славы, не обросла легендами, ведь она имела огромное значение в становлении русского государства. Теперь само государство уже имело административно–хозяйственную систему.

Русь росла и укреплялась, строились новые города. Сама княгиня, не пожелав больше ни с кем делить власть, отказалась выходить замуж, по-прежнему проживала в Вышгороде или, как называли его тогда, Ольгином городке, окруженная дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописца, шли в распоряжение киевского веча, третья — на военные цели. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские былинные заставы начинались как раз с Ольгиных указов. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно поступали в русское войско. Русь именно при Ольге становится сильной державой.

Во внешней политике во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, Ольга обратила взор на внешние рубежи Руси. И, если Ольгины предшественники: Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга, как истинная женщина, предпочитала всему дипломатию. И тут нельзя не вспомнить, что  княгиня  Ольга вписала особую страницу в историю христианства.

Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с Русью в значении и мощи: на востоке Европы —  Византийская империя, на западе — королевство саксов, а так как княгиня была еще и хитрым политиком, то получить  в союзники такую мощную соседку как Византия было бы весьма дальновидно, вот только как?

Гордая Византия с нескрываемым раздражением смотрела на новый «полудикий» народ, дерзнувший причинить ей  беды и стоявший в представлении императорского двора на самой низкой ступени дипломатической иерархии государств и народов. Отбиться, откупиться от него, а еще лучше превратить в послушного слугу, — вот основная линия отношения Византии к молодому государству руссов. Но Русь была вовсе не намерена склонить свою голову под иго Восточной империи. Русь пыталась, и отстоять свою независимость, и установить теснейший союз с Византией, но такой, в котором она заняла бы равное положение. Не знала тогда Византия, что Русь своего добьется.

Признание Руси, повышение ее статуса в иерархии союзников Византии, а, следовательно, повышение престижа в глазах остального мира, — вот что было особенно важно для мудрой Ольги. Но достичь этого можно было только принятием христианства, ибо в те времена доверие между государствами Европы устанавливалось на основе религиозной общности.

Взяв с собою особо знатных мужей и купцов,  княгиня Ольга летом 957 года отправилась с большим флотом в Царьград.

Это было мирный поход, но политические соображения требовали, чтобы он стал одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море, что напомнило бы гордым «ромеям» о победоносных походах князей Аскольда и Олега, прибившего в 907 году свой щит «на вратах Цареграда».

И результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога.

С великой честью была принята русская княгиня императором Константином VII Багрянородным (913—959) и патриархом Феофилактом (933—956).

Княгиня приняла христианство в храме Святой Софии — главном соборном храме Вселенской Церкви того времени. При этом она получила как бы благословение на апостольскую миссию в своей земле. Таинство её крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а император Византии Константин Багрянородный стал ее крестным отцом. В крещении Ольга приняла имя Елены в честь матери императора Константина, княгиня получает от императора также титул «дочери», ставящий Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств после самой Византии. Ольга с блеском добилась выполнения задачи, а такого ненавистника русских, каким был император Константин Багрянородный, не просто было заставить сделаться крестным отцом русской княгини. Было ли принятие новой веры «зовом души»? Или это была политика? Теперь сложно судить, но поставленной цели Ольга достигла.

Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Патриарх вручил княгине животворящий Крест Господень. Спустя много лет этот крест был поставлен в Киевском Софийском соборе. Он имел такую надпись: «Обновилась Русская земля для жизни в Боге через святое крещение, которое приняла благоверная великая княгиня Ольга».

Как бы то ни было, а в Киев Ольга с твёрдой решимостью обратить свой народ в христианство.

Она воздвигла храм св. Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя — христианина и заложила деревянный собор  во имя Святой Софии. С проповедью веры Ольга отправилась на родной Север. У реки Великой её посетило видение: будто с неба сходят «три светлых луча», после чего на этом месте Ольга повелела поставить церковь во имя Святой троицы (кстати, особое почитание праздника  Троицы на Руси как раз идет с легкой руки Ольги). Произошло основание нового города Руси – Пскова.

Обращать в свою веру — действуя где убеждениями, где угрозами — посторонних зависимых людей оказалось куда легче, чем влиять на собственного сына. Святослав давно уже был «не мальчиком, но мужем». В его лице Ольга  встретила неодолимое препятствие для распространения христианства на Руси. Внешне почтительно выслушал он восхищённые рассказы матери о великолепии царьградского дворца, о чести, оказанной русскому посольству, о мудрости и праведной жизни патриарха Феофилакта, но подобные «бабские» глупости его интересовали мало. Святослав вырос добрым воином и его заботили ратные подвиги. Стоило ли тратить силы на пустяки, к которым склоняла его мать. Тем более, что большая часть дружинников не поддержала бы Святослава, решись он переменить веру, а враждовать с собственными товарищами князю в условиях постоянной войны не хотелось. Поэтому уклонился Святослав и от выгодного брака с византийской царевной и отказал матери в восстановлении существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

И все же Ольга попыталась навязывать свою волю сыну. Она обратилась к королю саксов Оттону (реверанс возможному союзу), будущему основателю Священной Римской империи, с просьбой прислать епископа и священников (во времена Ольги окончательного разделения христианских церквей на латинское и греческое вероучения ещё не произошло). Епископом Русским Оттон отправил Адальберта Трирского, но этот святой отец недолго выдержал в Киеве, увидев, что все его старания по обращению русских язычников напрасны, его проповедническая миссия провалилась. Вот так, благодаря упорству Святослава, неудача святоримских епископов оградила Русь впоследствии от католического влияния. Россия не стала католической страной и не познала  ужаса костров инквизиции в будущем, а может в истории вообще мало случайного?

Споры относительно веры не мешали отношениям между матерью и сыном. По-прежнему с Ольгой считались в государственных делах, обращались к ней в случае принятия важных решений. Святослав был прекрасным воином и очень удачлив в походах: Хазарский каганат, Волжская Булгария, дунайские походы – это победы его дружин.

В последние годы жизни Ольга нашла радость в воспитании внуков. Святослав за военными походами давно отошёл от воспитания детей, избрав своим городом Переявлавец-на-Дунае, а зря… забыл, забыл  взрослый сын, что его мать почитали не только мудрой, но и очень хитрой женщиной.  Бабка Ольга всей своей мудростью вливала христианский елей в уши любимого внука Владимира.

В 968 году Киев осадили печенеги, Ольга и малолетний князь подверглись смертельной опасности, но худа без добра не бывает. На помощь из Переяславца на Дунае,  поспешил сын. Печенеги были обращены в бегство, а тяжело больная Ольга уговорила сына не покидать больше Киев до её кончины.

В 969 г княгиня Ольга скончалась. Святослав исполнил сыновний долг до конца. Он не только остался у постели умирающей, но похоронил её по христианскому обычаю — так как просила Ольга.

Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, но её внук, Владимир Святославович продолжит дело своей бабушки.

Князь Владимир Святославич в 1000 году повелел перенести останки княгини Ольги в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг.

В 1547 году Ольга была канонизирована. Только шесть женщин в христианской истории удостоились этой чести — лика равноапостольных.  И  среди них она — единственная русская — княгиня Ольга. Первая русская святая.

Остается сказать о судьбе мощей  княгини Ольги. Увы, они разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви. Во время нашествия татар на Киев в 1240 году мощи были сокрыты под спудом в самой церкви, а потом, в XVII веке, согласно преданию, вновь открыты знаменитым киевским митрополитом Петром Могилой, проводившим раскопки Десятинной церкви и построившим на ее месте небольшой храм. В нем они и почивали до начала XVIII столетия, когда, по неизвестной причине, были окончательно утеряны.

Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, а история – Мудрою.

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


+11
86
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео