Мы в социальных сетях:



Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter
Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами. А также, Вы можете размещать свои статьи (Как разместить статью).

Атлантида Платона

Атлантида Платона

Платон (428/427 г. до н.э. – 348/347 г. до н.э.) — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью. Он один из самых известных античных философов, ученик Сократа и учитель Аристотеля.

В своих диалогах «Тимей» и «Критий» Платон положил начало огромной серии фантазий на тему Атлантиды.

Трактат «Тимей» в форме диалога, посвящён космологии, физике и биологии и написан Платоном около 360 года до н. э. В этом диалоге также излагаются краткие сведения об Атлантиде. Участники диалога: Сократ, Тимей, Критий, Гермократ. Было высказано предположение, что на диалог «Тимей» оказала влияние книга о Пифагоре, написанная Филолаем.

Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и пифагорейца Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание «послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств».

Откликаясь на пожелание Сократа, третий участник диалога, афинский политический деятель Критий излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный последним от жрецов в Египте. Смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад (от периода жизни Крития и Солона, то есть от VI—V вв. до н. э.), Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида.

«Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». На нём возникло «удивительное по величине и могуществу царство», владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов; и хотя все союзники им изменили, они одни благодаря своей доблести и добродетели отразили нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощённые ими народы. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Также в диалоге идет речь о природе физического мира, цели и свойствах вселенной, о создании мировой души и о элементах, составлявших физическую вселенную. Обширная заключительная часть диалога рассматривает создание людей, в том числе души, анатомии, восприятия и переселении души.

Время Платон именует “вечным образом” и размышляет о нем в Тимее. Здесь он излагает версию греческой теогонии как от Урана родился Океан, а от Океана Кронос, а уже от Кроноса Зевс. Платон рассматривает эфир как “прозрачную разновидность воздуха”.

Статуя Платона в ДельфахСтатуя Платона в Дельфах

«Критий» является продолжением диалога «Тимей», и дошёл до наших времён незавершённым. Это один из поздних диалогов Платона, содержащий рассказ о могущественном островном государстве Атлантида, и его попытке завоевать древнее Афинское государство. Участники диалога — те же, что и в «Тимее»: Сократ, Тимей, Критий, Гермократ.

Платоном предполагалась трилогия диалогов, в которую должны были входить «Тимей» и «Критий», за «Критием» должен был следовать диалог «Гермократ». Но последний, как принято считать, так и не был написан.

В «Критии» Платон сообщает о войне, произошедшей 9 тыс. лет между Атлантидой (большим островом по ту сторону Геркулесовых столбов) и “нашим царством”, т.е. Грецией.

Когда боги разделили по жребию поверхность Земли, то Греция досталась богине Афине, а Атлантида Посейдону.

Афины тогда (до землетрясения и наводнения) были центром большой и необычайно плодородной страны; они были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным (с точки зрения Платона) государственным устройством. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы на Акрополе коммунистической общиной.

Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида.

Критий сообщает, что Атлантида была больше Азии и Ливии. Посейдон и его возлюбленная — смертная девушка по имени Клейто (дочь Эвенора и Левкиппы), пять раз произвели на свет по паре близнецов мужского пола. Посейдон вырастил их, и назначил каждому из них часть острова, поделив весь остров Атлантиду на десять частей. Самому старшему из сыновей — тому, кто родился первым в самой первой паре близнецов — Посейдон назначил наилучшую и наибольшую долю, отдав ему дом матери и окрестные владения; и поставил этого старшего сына царём над остальными сыновьями. Остальных сыновей он назначил архонтами.

Имя старшего сына, который был поставлен царём над другими сыновьями, и соответственно над всем островом, было Атлант, и в честь его имени были названы «и остров, и море, что именуется Атлантическим». От Атланта произошёл «особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царём и передавал царский сан старшему из своих сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду». Власть атлантов распространялась на восток до Тиррении и Египта.

Центральная равнина острова простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину — на 2 тысячи стадиев (360 км), центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. Армия атлантов состояла из 10 тыс. колесниц и 1200 кораблей.

На острове располагался Храм Посейдона в 1 стадию длиной, 3 плетра (90 м) шириной и высотой. Внутрь Храма была помещена статуя бога на колеснице, запряженной 6-ю крылатыми конями, а также 100 нереид на дельфинах.

Платон уделяет очень много места описанию неслыханного богатства и плодородия острова, его густонаселённости, богатого природного мира, где обитали даже слоны и добывался минерал орихалк.


Благодаря обилию природных богатств острова, и мудрому правлению потомков Посейдона — государя и архонтов — государство Атлантида укреплялось и процветало. Но со временем, «унаследованная от бога природа» истощалась, «многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав». И тогда атланты «оказались не в состоянии выносить своё богатство и утратили благопристойность», и погрязли в роскоши, алчности и гордыне.

Последняя дошедшая до нас часть диалога, описывает то, что верховный бог Зевс решил наложить кару на народ атлантов, «впавший в столь жалкую развращённость». Для этого он созвал всех богов, «и обратился к собравшимся с такими словами…», и на этом месте диалог обрывается на незаконченной фразе.

Исследователи полагают, что диалог «Критий» дошёл до нас в незаконченном виде. Насчёт этого существует несколько гипотез. Главными являются:

– Платон на самом деле закончил диалог, но концовка была утеряна и поэтому до нас не дошла.

– Платон по каким-то причинам не смог закончить диалог, хотя собирался это сделать. Предположительно, Платон мог раздумывать над окончанием и не написать его сразу; затем был вынужден заняться другими делами и отложить написание окончание «Крития», вернуться к которому он так и не смог, так как через не очень долгое время последовала его смерть.

– Платон намеренно оставил диалог незаконченным.

Как полагают, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк бедных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен.

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


+16
231
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео