Мы в социальных сетях:



Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

«Истина где-то рядом»

Мистические тайны Гурджиева. Часть вторая: Гурджиев и Сталин / РГО
-----
Перемещения во времени. Создание богов. Магия / Тот.
-----
Перемещения во времени. Парадигма. Фаза «ГАЙА» / Тот.
-----
Все наши авторы

Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами на форуме. А так же Вы можете размещать свои статьи (Как разместить статью)

Пещера "Хрустальной девы"

Пещера "Хрустальной девы"

Гигантская подземная пещера Актун-Туничиль-Мукналь (иди пещера «Хрустальной девы») в джунглях западного Белиза по-своему уникальна. Чтобы проникнуть в это природное сооружение, нужно преодолеть подземную реку, которая вот уже много тысяч лет несёт через пещеру свои воды.

Археолог Калифорнийского университета Холли Мойес занимается изучением Актун-Туничиль-Мукналь. Вместе с небольшой группой археологов она пытается разгадать тайну пещеры, наполненной странными «экспонатами». Холли провела два десятилетия, буквально ползая в душных подземных лабиринтах. Она пыталась (и пытается до сих пор) найти ответ на один вопрос: что заставило древних майя совершать жертвоприношения именно в этом труднодоступном месте?


Жертва кровавым богам

Вместе с членами археологической экспедиции Холли из года в год пробирается в пещеру, двигаясь вверх по течению подземной реки. Рост женщины 160 сантиметров, и вода достигает её подбородка. В огромных пещерных залах, пол которых местами уходит под воду, каждый звук разносится эхом, а походные фонарики на касках исследователей кажутся в непроницаемой темноте маленькими светящимися точками.

"Хрустальная дева". Останки принесённой 1000 лет назад в жертву девушки"Хрустальная дева". Останки принесённой 1000 лет назад в жертву девушки

Пройдена четверть мили. Путешественники выбираются из воды на скользкий берег и оказываются в огромном помещении. Прямо на земле лежат сотни оранжевых и чёрных керамических горшков размером с футбольный мяч. Между ними тут и там разбросаны миниатюрные инструменты из обсидиана, пиритовые статуэтки и зеркала. По лестнице, вырубленной в камне, можно подняться ещё в одно небольшое помещение.

— Она здесь, — говорит Холли, как будто речь идёт о старой подруге.

Её фонарь освещает скелет молодой женщины, лежащий на спине. Кости, поблескивая в свете фонарика, кажутся хрустальными, поэтому это место и называют пещерой «Хрустальной девы». Эта женщина была принесена в жертву кровавым богам. И произошло это более 1000 лет назад.

За прошедшие 50 лет исследователи обнаружили подтверждение того, что в сотнях пещер на землях майя, простирающихся от полуострова Юкатан в Мексике до Сальвадора, проводились религиозные ритуалы с жертвоприношениями. В таких пещерах, как Актун-Туничиль-Мукналь, найдены останки людей и животных, а также огромные керамические горшки, музыкальные инструменты, драгоценные украшения, ритуальные статуэтки. Во многих пещерах имеются алтари. Стены некоторых пещер украшены роскошной резьбой по камню. А ведь древние резчики трудились почти в полной темноте.

Майя сильно рисковали, углубляясь под землю более чем на милю, преодолевая подземные реки, поднимаясь на крутые утёсы или опускаясь в бездонные трещины. Даже в наше время археологи пробираются в эти места только благодаря специальному снаряжению.


Конец цивилизации майя

Майя жили на большей части Центральной Америки. Их сакральным центром, судя по всему, была пещера Актун-Туничиль-Мукналь. Между 250 и 950 годами, которое археологи называют классическим периодом, джунгли являлись родиной великолепных городов. В Копане к югу от Актун-Туничиль-Мукналь жили 30 тысяч человек. В Тикале, в нескольких часах езды на запад, — 100 тысяч человек. А соседний Каракол являлся родиной целых 180 тысяч человек! Майя возводили в городах величественные пирамиды и стелы из серого камня. Они наблюдали звёздное небо, сочиняли музыку и писали книги. Их система письма до сих пор считается самой передовой в доколумбовой Америке. Но цивилизации майя наступил конец. Большие города были оставлены людьми и постепенно заросли лесом.

Черепки посуды, куда складывались приношения богамЧерепки посуды, куда складывались приношения богам

Начиная с середины XIX века археологи исследуют джунгли в поисках следов древних жителей. Самое первое, что они отметили в ландшафте, — это изобилие пещер с сенотами, естественными провалами, образованными обрушиванием сводов известняковых пещер, в которых протекают подземные реки. Но эти пещеры поначалу не заинтересовали исследователей. Они нанесли на карту города, великие пирамиды, подробно описали богато украшенные дворцы, скопировали иероглифы со стел…


Нырнуть в реку!

Всё изменилось в 1959 году. Тогда неподалёку от руин известного ныне города Чичен-Ица на полуострове Юкатан была найдена пещера. Её назвали Баланканче.

Там имеется тёмный очень узкий и низкий туннель. Нужно лечь на землю и проползти примерно 150 метров, чтобы оказаться в следующем помещении, которое выглядит как антикварная лавка, наполненная древними вазами. После обнаружения этого сокровища археологи призадумались: какие ещё сюрпризы скрыты в пещерах?

К 1996 году, когда Холли Мойес, в ту пору аспирант Атлантического университета штата Флорида, прибыла в Белиз, чтобы участвовать в проекте по изучению пещер, эти исследования уже шли полным ходом. Холли вместе с остальными с трудом продиралась сквозь джунгли. Оказавшись перед входом в «подземное царство», она поняла: чтобы проникнуть туда, нужно нырнуть в реку, вытекающую из пещеры. Другого пути нет. И Холли нырнула. И не пожалела об этом ни разу. Загадки древних майя заворожили её.


Вход в преисподнюю

Под руководством директора Института археологии в Белизе Хайме Аве Холли начала исследовать пещеры майя.

— Майя были одержимы пещерами, — говорит она. — Каждая пещера, по их поверьям, была входом в преисподнюю, которую они назвали Шибальба. По представлениям майя, владыки Ши-бальбы поражали людей болезнями.

Безжалостный Чак требовал новых человеческих жертвБезжалостный Чак требовал новых человеческих жертв

По ночам в лагере Холли читала миф майя о создании мира «Пополь-Вух» и нашла там описание Шибальбы. Речь шла о Хун-Ахпу и Шбаланке, героях-близнецах, которые отправились в подземный мир, чтобы сразиться со злым богом Шибальбы. Холли удивило противоречивое отношение майя к потустороннему миру. Шибальба считалась у них «местом страха», где обитали монстры с отвратительными именами — Демон Гноя и Летающие Струпья. В то же время преисподняя в мифе майя была связана с жизненными ресурсами. Они боялись Шибальбы, но не могли жить без неё. В этих тёмных пещерах обитал бог дождя Чак. Он пугал людей раскатами грома и сверкающими молниями, но жить без воды, падающей с неба, они не могли…

В 1997 году группа археологов под руководством Хайме Аве, куда входила и Холли Мойес, впервые подробно обследовала пещеру Актун-Туничиль-Мук-наль. Работы длились три месяца. Каждый день Холли ныряла в подземную реку, чтобы проникнуть в подземный мир древних. Долгие часы под землёй она наносила на карту планы пещерных помещений и тщательно осматривала их в поисках следов майя.

— Под землёй время останавливается, — говорит Холли. — Я работаю с утра до поздней ночи и не замечаю этого. Хайме приходится искать меня.


Это больше не интересно!

У входа в пещеру Актун-Туничиль-Мукналь археологи обнаружили несколько горшков и целые горы раковин улиток. Когда они углубились под землю, находок стало больше, они выглядели все более странными. Самый большой — центральный зал пещеры, расположенный в четверти мили от входа, — выглядел как склад керамических горшков и обломков обсидиана, всего более тысячи предметов. А ещё там находились 14 человеческих скелетов, считая «Хрустальную деву». Некоторые притулились в углах, другие лежали посередине. В тёмных пещерных нишах Холли Мойес увидела скелеты младенцев. Учёные брали образцы костей и кусочки древесного угля с пола пещеры для последующего радиоуглеродного исследования.

Результаты исследования озадачили археологов. Предметы, найденные ближе ко входу пещеры, датировались от 250 года до IX века. А образцы из главного зала принадлежали к VIII и IX векам. Получается, что в течение многих веков майя заходили в пещеру, но лишь в VIII веке рискнули войти в тёмную зону, то есть углубиться под землю, и постепенно эти походы стали для них постоянными. Снова и снова они уходили в глубины пещеры, проводили там религиозные церемонии и приносили жертвы. И затем, словно по мановению волшебной палочки, все это прекратилось. После IX века люди словно потеряли к пещере всякий интерес.


Мольбы о дожде и урожае

Тихим вечером в конце одного полевого сезона Холли Мойес сидела у входа в Актун-Туничиль-Мукналь. В кронах деревьев ссорились обезьяны, пронзительно кричали какие-то птицы. Река скользила от пещеры среди мшистых валунов тем же самым путём, которым она несла свои воды в течение многих тысячелетий. Холли думала о том, что около 1100 лет назад майя внезапно стали ходить в пещеру. Почему? И почему они так же внезапно покинули пещеру?

IX век был бурным временем в истории майя. Большие древние города современного Белиза, Гватемалы и Гондураса начали приходить в упадок. После шести веков процветания земли майя внезапно опустели. Население в городе Тикале, в джунглях к западу от Актун-Туничиль-Мукналь, уменьшилось с 90 тысяч до 10 тысяч человек. Население Копана также резко уменьшилось. Некогда великолепные города опустели, их начали поглощать джунгли. 

ЖертвоприношениеЖертвоприношение

Археологи называют это крахом цивилизации майя и вот уже в течение многих десятилетий обсуждают его причину. Некоторые утверждали, что майя были уничтожены иностранными захватчиками или разрушением торговых маршрутов. Другие обсуждали возможность какой-нибудь страшной эпидемии или крупного гражданского восстания.

В 2000 году части «пазла» начали вставать на своё место. Учёный-майянист Джилл Ричардсон закончил 17-летнее исследование климата Мезоамерики в древности. Ричардсон изучал осадки со дна озёр, годичные кольца деревьев, сталактиты и сталагмиты в пещерах и сделал однозначный вывод: в начале IX века нашей эры произошло резкое снижение количества дождей. В своей книге о великой засухе майя «Вода, жизнь и смерть» учёный пишет, что у майя всегда были непростые отношения с водой. С мая по октябрь на их землях ежегодно шёл сильный дождь, но в течение остальных шести месяцев царила засуха. Чтобы вырастить урожай для пропитания огромного количества населения, майя использовали сеть водохранилищ, ирригационных канав и систем дренажа, которые сохраняли дождевую воду влажных месяцев. Но в течение IX века осадки внезапно почти прекратились, даже во время сезона дождей.

Ричардсон описывает ужасную картину: водохранилища опустели, зерновые культуры на полях, отвоёванных у джунглей, погибли. Начался голод, погибли миллионы людей. Оставшиеся в живых, уже ни на что не надеясь, ушли к побережью океана или озёрам на севере.

Прочитав книгу Джилла Ричардсона, Холли задумалась: не были ли жертвоприношения в пещерах связаны с засухой? Она обратилась к книгам по истории искусства майя и в одной из них обратила внимание на фотографии ваз. На некоторых из них было изображено божество с огромными глазами и в экзотическом головном уборе. Это был Чак, бог дождя майя, живший в подземном царстве. Так, значит, майя верили, что дожди зарождались именно в пещерах.

В тех же книгах имелись фотографии наших современников, потомков древних майя, стоящих на коленях в пещере. Они держали свечи и молились. Нынешние майя — католики, но они по-прежнему совершают паломничества в пещеры и молятся там о дожде и богатом урожае.


Последняя попытка

В следующий раз, пробираясь по реке в Актун-Туничиль-Мукналь, Холли вообразила себя идущей в процессии древних майя. Они шли в темноте, освещая путь факелами. На спинах паломники несли гигантские керамические горшки и пели молитвы. Впереди шагал жрец в богатом наряде, на его поясе посверкивал обсидиановый нож. Люди выглядели измождёнными. Они пришли в царство Чака — Шибальбу, следуя путём героев-близнецов. Всем было не по себе, но другого пути у них не было. Позади жреца плелась двадцатилетняя женщина. Её колотила крупная дрожь. Через несколько минут она должна была отдать свою жизнь безжалостному богу дождя.

Приближался сезон посева, но на небе не было ни облачка. Водохранилища опустели, почва на полях была выжжена солнцем. Чака не радовали жертвы, которые ему приносили. Он ждал кровавого жертвоприношения. Наконец, шествие достигло центрального зала, который был завален прежними подношениями божеству. Жрец вынул нож…

Их мир разваливался, думала Мойес, и они сделали последнюю попытку понравиться Чаку. Она называет подземные ритуалы культом засухи.

С начала первого полевого сезона в Актун-Туничиль-Мукналь, за 17 лет, Холли Мойес и её команда исследовали больше 50 пещер, расположенных в Белизе. И все же археологи не берутся утверждать, что культ засухи был широко распространён. Область исследований планируется расширить до Мексики и Гватемалы.

— В некоторых пещерах почти физически чувствуется отчаяние майя, которые пытались спасти свой мир от гибели, — говорит Холли. — Скоро мы доберёмся ещё до одной пещеры, которая расположена в нескольких километрах к югу от Актун-Туничиль-Мукналь. Она огромная — в неё мог бы пройти океанский лайнер. Во времена засухи люди прибывали сюда со всех концов империи. Первый же зал заканчивается массивной каменной стеной, в которой имеется очень узкий проход, через который можно только проползти. Это одни из ворот в Шибальбу. Моё воображение рисует картину отчаянной молитвы тысяч людей майя, просящих о дожде. О дожде, который никогда не пойдёт…

Источник: «Тайны XX века»

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


+14
71
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео