Мы в социальных сетях:



Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter
Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами. А также, Вы можете размещать свои статьи (Как разместить статью).

Возникновение разума или почему мы – люди

Возникновение разума или почему мы – люди

Как возник разум, и чем люди отличаются от животных? Эти вопросы мучают человечество с самого момента его возникновения. И, если вы думаете, что ответы на них давно найдены, то ошибаетесь. Ученые продолжат спорить и искать эти ответы. Давайте посмотрим, что у них получается.


«ЖИВОТНОЕ О ДВУХ НОГАХ И ЛИШЕННОЕ ПЕРЬЕВ»

Так, по легенде ответил Платон своим ученикам, когда те попросили его дать определение человеку. После чего Диоген принес ощипанного петуха и заявил: «Вот человек Платона!». «И с широкими ногтями», — не растерялся Платон. Думается, это был шутливый ответ, поскольку на самом деле великий философ точно знал, чем человек отличается от животного: умением мыслить (не соображать, а именно мыслить, анализировать, делать обобщения) и наличием бессмертной души, в наличии которой у человека Платон был абсолютно уверен. О душе поговорим как-нибудь в следующий раз, а пока вернемся к мышлению, которое суть порождение разума. Именно последний, по утверждению многих и многих философов, живущих после Платона, является определяющим признаком человека. Разум в первую очередь делает человека высшей ценностью и самобытной индивидуальностью, как считали в эпоху Рненессанса. Или независимой свободной личностью с неограниченными возможностями, по мнению мыслителей Просвещения. Кант, Гегель и другие немецкие классические философы рассматривали человека, духовное существо, а мыслители эпохи романтизма делали упор на человеческие чувства. По Марксу человек – это, в первую очередь, общественное существо, причина и следствие исторического процесса как такового… И так далее, и тому подобное. Следует признать, что ни одно из определений человека, имеющихся на сегодняшний день, не является безупречным и порождает больше вопросов, нежели дает ответов. Особенно при сравнении человека с высшими животными.


ЧАРЛИ, ТЫ НЕ ПРАВ

Чарлз Дарвин, чей авторитет и по сю пору необычайно весом в научном мире, в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» обосновывал отличие разума человека от животных не столько качественными, сколько количественными характеристиками. И многие современные ученые вполне согласны со своим коллегой из XIX века, приводя в качестве доказательства данные генетических исследований, по которым, к примеру, наш геном отличается от генома шимпанзе всего на 1%. Однако один простой вопрос, заданный не так давно гарвардским профессором эволюционной психологии Марком Хаузером в статье «Возникновение разума», опрокидывает «количественную» теорию, как шар кеглю. «Если нашего общего генетического наследства достаточно для того, чтобы объяснить происхождение разума человека, то почему тогда не шимпанзе пишет эту статью, и не он поет на сцене вместе с Rolling Stones, и не он готовит суфле?»

И впрямь, почему? Вполне вероятно, что Чарльз Дарвин и его последователи все-таки не правы и дело не в количестве, но в качестве. Наше мышление отделяет от мышления животных (при несомненных когнитивных, то есть познавательных свойствах последних) пропасть непреодолимых размеров. Не говоря уже о том, что тайна возникновения человеческого разума до сих пор находится за семью печатями и все указывает на то, что он возник практически ниоткуда и сразу.


КРИТЕРИЙ, АУ!

И все-таки, в чем главный критерий, отличающий нас от животных (особенно высших)? Умение изготавливать орудия труда и пользоваться ими? Все мы давно знаем, что и обезьяны, и многие птицы делают то же самое. Мало того, эксперименты показывают, что некоторые животные понимают основы физики! Так, например, шимпанзе и орангутанам давали пустотелый цилиндр, на дне которого лежали орехи. Ни дотянуться лапой, ни перевернуть цилиндр, чтобы вытряхнуть орехи, было невозможно. Тогда обезьяны набирали в рот воды и выплевывали ее в цилиндры. И так раз за разом до тех пор, пока уровень воды не повышался настолько, что всплывшее лакомство уже можно было достать.

Жизнь в обществе, понятие о справедливости? Муравьи еще и нас могут поучить первому, а собаки и те же обезьяны (в частности, шимпанзе и капуцины) демонстрирует, что прекрасно осведомлены о втором (особенно во время несправедливого распределения пищи).

Животные учат своих детенышей, как и мы. Пользуются сложными вербальными коммуникативными системами, которые вполне можно назвать языком – например, дельфины, в языке которых имеются звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст и даже свои диалекты. Искусство? Его зачатки демонстрируют самцы шалашника (птица из отряда воробиных), которые ради привлечения самки, строят гнезда — настоящие архитектурные сооружения, и украшают их не только перьями, листьями и найденными пуговицами, но даже краской из раздавленных ягод.


ТРИ КИТА РАЗУМА

И все-таки критерии есть. Вышеупомянутый профессор эволюционной психологии Марк Хаузер и другие ученые выделяют три «кита», на которых покоится и развивается человеческий разум. Это комбинаторность, символика и абстракция.

Первая особенность, комбинаторика, позволяет нам бесконечно комбинировать слова, любые символы (включая математические), понятия или действия, создавая все новые высказывания или смыслы. Действительно, известно ли нам хотя бы одно животное, сумевшее написать или озвучить хотя бы короткий рассказ или создать простейшее комбинированное орудие труда вроде перочинного ножа или карандаша?

Вторая особенность, символика, дает нам возможность выразить любое впечатление, полученное из реальности или нашего воображения, в виде символа. Который затем мы используем в языке, искусстве, математике или компьютерной программе. Ни одно животное, как нам известно на сегодняшний день, символами не пользуется (во всяком случае, в природной среде своего обитания). А значит, у них не может возникнуть и культура, которая вся строится на символах.

И, наконец, абстракция. Только люди способны к абстрактному мышлению (опять же, насколько нам это известно на сегодняшний день). Человек умеет и даже любит размышлять о том, чего нет или о том, чего он никогда не видел. К примеру, о Боге, эльфах или инопланетянах. А та же обезьяна думает в лучшем случае о том, что камень, на который она уселась, пожалуй, слишком холодный или как достать слишком высоко висящий банан.



ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩИЙ

И все эти отличительные способности аккумулируются, пожалуй, в главном качестве человека, отличающим его от животного. Мы умеем и любим решать новые проблемы. Не только индивидуальные, личные, но и возникающие перед тем или иным обществом, а то и всем человечеством. Разум любого животного способен решить только одну проблему да и то не слишком сложную (достать с дерева плод, научить детеныша охотиться и замечать опасность, устроить логово). Человеческий же разум позволил нам расселиться по всей планете, преодолев горы, леса, пустыни, реки и океаны. Построить города и государства. Придумать и создать лук, компьютер, автомат Калашникова, космический корабль и письменность. Написать гениальную музыку и вообразить вечную жизнь после физической смерти.

Что ждет наш разум дальше? Есть ли предел его развитию или наступит момент для нового, качественного скачка, когда он преобразится в нечто новое, отличающееся от нынешнего так же, как нынешний наш разум отличается от разума животных? Поиски ответов на эти вопросы продолжаются.

Аким Бухтатов

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


+19
77
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео