Мы в социальных сетях:



Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter
Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами. А также, Вы можете размещать свои статьи (Как разместить статью).

Город и деревня: симбиоз или…?

Город и деревня: симбиоз или…?

Еще каких-то 10-15 лет назад число городских жителей на планете Земля было меньше числа тех, кто проживает в деревне. Не на много, но все-таки. Сегодня их количество примерно сравнялось, и тенденция такова, что деревенских с каждым годом будет становиться все меньше, а городских все больше. Хорошо это или плохо, и не возникнут ли, в конце концов, между ними непримиримые противоречия?


КОГДА И ЗАЧЕМ

Когда – понятно. Самые первые города, как учит нас наука археология, возникли около 9 тыс. лет назад. Максимум, 10-ти. Более ранние даты, относятся к домыслам, не подтвержденным в достаточной мере фактами, а посему и говорить о них не стоит. Собственно, возникновение города совпадает по времени с рождением государства, как более продвинутой формы организации человеческого общества по сравнению с родо-племенной. Которое, в свою очередь, тоже возникло не просто так, а с появлением оседлости, письменности, умением плавить металл и возделывать землю. То есть, ответ на вопрос «зачем» не так уж и сложен. Новые отношения между людьми и природой, а также (и это главное) между людьми и людьми потребовали новой организации жизни. Результатом чего и стал город. Ур, Мемфис, Иерусалим, Мохенджо-Даро, Иерихон… Названия первых городов звучат, как древняя и загадочная музыка. Некоторые из них давно превратились в легенду, некоторые живы до сих пор и выполняют все те же функции, что и тысячи лет назад – защищают человека от враждебного окружающего пространства и дают ему возможность строить цивилизацию.


ВЕСЬ МИР – ДЕРЕВНЯ

Но до возникновения первых городов, на протяжении десятков тысяч лет, человечество обитало исключительно в деревнях. Да и до сравнительно недавнего времени абсолютное большинство населения Земли проживало отнюдь не в городе. В 1900-м году, например, только 13% были горожанами, а в начале 60-х годов прошлого века, когда человечество уже вышло в космос, — всего треть. Все остальные – это жители деревни. Начиная от диких и полудиких племен, обитающих в Африке, Южной Америке и Индонезии, и заканчивая гражданами развитых цивилизованных стран. Скажем больше. И жители городов, в своем большинстве, — это, по сути, вчерашние деревенские жители. Во всяком случае, так было еще каких-то полвека назад, не говоря уже про сто или двести лет. Потому что заметное переселение народа из деревни в город началось лишь с началом промышленной революции, случившейся как раз около двухсот лет назад, когда ручной труд повсеместно в городах заменялся машинным. А до этого и говорить нечего – весь мир, можно сказать, был деревенским. И менталитет среднего горожанина не так уж сильно отличался от менталитета сельского жителя. Во всяком случае, к природе они были почти одинаково близки. И, поскольку разделение труда еще не дошло до сегодняшних показателей, когда городской менеджер среднего звена не знает, с какого конца берутся за лопату или плуг (да-да, многие в русской деревне до сих пор используют самый настоящий дедовский плуг, чтобы вспахать огород!) и как выглядит поле озимых, то и умениями они обладали одинаковыми.

А теперь те, кто живет и даже родился в городе, пусть вспомнит своих мам и пап, дедушек и бабушек, а также прадедушек и прабабушек. Можно ручаться, что у большинства уже мамы и папы родились и выросли в деревне, а уж о дедушках и прабабушках и речи нет – все деревенские.


ПРОГРЕСС И ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Так откуда же взялось это противостояние (не прямое, разумеется, но всё же) между жителями города и деревни, о котором говорят и которое мы наблюдаем без малого сотню лет? Тут, пожалуй, уместно будет вспомнить слова известного немецкого мыслителя Освальда Шпенглера. Вот, что он писал в своей работе «Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории»: «…все великие культуры были городскими. «Высокий» человек второго тысячелетия – это животное, строящее города. Это собственный критерий «мировой истории», в корне отличающийся от истории человечества вообще. Мировая история – это история городского человека. Народы, государства, политика и религия, все виды искусств, все науки основываются на одном древнейшем феномене человеческого существования – на городе». И еще, оттуда же: «Деревня стоит в стороне от мировой истории… Крестьянин – это вечный человек, не зависимый от культуры, гнездящейся в городах. Он был до нее и останется после нее, ограничившись связанными с землей профессиями и способностями. Мистическая душа, сухой, вечный источник крови, которая в городах делает историю». С чем-то в размышлениях Шпенглера можно поспорить, но в основном он прав – именно город является двигателем и сосредоточием всего того, что мы называем прогрессом и цивилизацией. Наука, искусство, литература, технологии – все это город. И, следовательно, чем быстрее развивается вышеперечисленное, тем быстрее растут города и, следовательно, городское население. Которое в массе своей начинает считать себя умнее, образованнее и в чем-то даже лучше жителей деревни. Смотрит на них сверху вниз. Совершенно естественно, что деревенские отвечают горожанам тем же. Но горе тем государствам, в которых к власти приходят люди, обладающие крепким деревенским менталитетом. Не потому, что таковой плох сам по себе, вовсе нет. А потому, что, как мы писали выше, само понятие «государство» неотделимо от понятия «город». В силу изначальных, сущностных, корневых причин. Это, по сути, одно и то же. Поэтому и управлять государством должны горожане. Разумеется, учитывая интересы деревни.


ГОРОД – ЦАРСТВО, А ДЕРЕВНЯ – РАЙ

Гласит пословица. И, как это чаще всего и бывает, она абсолютно права. Царство – это и есть государство (читай — город). То бишь, порядок, власть, иерархия, финансы, разделение труда и прогресс. Но для русского народа, еще сто лет назад почти на 80% состоявшего из крестьян, город, при всех его несомненных достоинствах, никак не мог быть раем. А вот деревня – да. Ведь что такое рай в народном и христианском понятии? Изначальное место, в котором жил человек до своего изгнания в нынешний греховный мир. Чистейшие вода и воздух. Богатая плодами и всякой жизнью земля. Честные, простые и понятные отношения. Благородный и благодатный труд, наконец. В общем, идеальная деревня, с какой стороны ни посмотри. А город? В том же народном крестьянско-деревенском сознании – это, в первую очередь, средоточие всяческого соблазна и греха, шума, суеты, грязного воздуха и недоброкачественной пищи. Еще не полный ад, но где-то близко. В город ездили на заработки, но потом всегда возвращались домой, к семье, к истокам. Истоки – вот верное слово. Деревня – это наш исток, как бы пафосно данная сентенция ни звучала. Чистый, дающий духовную и физическую силу, неисчерпаемый (если, конечно, его специально или по глупости не перекрыть). Поэтому без деревни нам никуда. Пусть растут города, развивается наука, культура и промышленность. Ускоряется прогресс. Крепнет государственность и цивилизация. Но пусть всегда будут на нашей земле места, больше всего похожие на рай. Деревенские места.

Аким Бухтатов

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


+12
60
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео