Мы в социальных сетях:
Круглосуточное вещание!

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука»

Мы не автоматический, тематический новостной агрегатор

Статей за 48 часов: 133

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Дедушка на миллиард

Время прочтения:
Дедушка на миллиард

Маленький человек. Этот образ обожали русские классики – от Пушкина до Чехова. А совсем скоро его полюбят и немецкие литераторы. Наверняка, многие из них будут черпать вдохновение в истории 80-летнего Корнелиуса Гурлитта, скромного, ничем не примечательного пенсионера из пригорода Мюнхена, на поверку оказавшегося одним из самых богатых людей Европы!


ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА

Эта история началась совершенно случайно. 22 сентября 2010 года поезд «Цюрих-Мюнхен» пересекал пограничный курортный городок Линдау. Обычно там немецкие таможенники ищут богатых пожилых немцев с большой суммой незадекларированной наличности: обеспеченные бюргеры предпочитают держать сбережения в швейцарских банках и время от времени перевозить дивиденды по вкладам в виде черного нала. И действительно, при проверке у одного пожилого господина обнаружился конверт с лишними деньгами. Против разрешенных 8 тысяч евро дедушка перевозил 9. Всего одна тысяча сыграла с ним злую роль: полицейские стали выяснять, откуда у Корнелиуса Гурлитта «нетрудовые доходы». Въедливых немцев ожидал сюрприз: гражданин дожил до преклонного возраста, но не числился ни в одной налоговой инспекции, о нем ничего не знали социальные службы, он не имел даже медицинской страховки! Человек-невидимка, да и только. Но это не все сюрпризы: Корнелиус никогда не работал и жил в квартире, которой официально владеет его мать, умершая в… 1967 году!

Дальше — больше. Через год наблюдений Гурлитт продал за 864 тыс. евро картину «Укротитель львов» экспрессиониста Макса Бекманна. Полицейские поняли: дедушка совсем не прост! По признанию представителя кельнского аукциона, через который осуществлялась сделка, ни у кого не возникло сомнений в легальности происхождения картины. Но, похоже, арт-дилеры лукавили. Количество легально обращающихся на европейском рынке картин художников-модернистов крайне ограничено, и об этом торговцы от искусства отлично знают. Как только в их поле зрения оказывается новое полотно, они обязаны выведать все о его подноготной, чтобы не купить украденное. Однако на сей раз сработал, видимо, тот самый закон, о котором так вдохновенно пел Владимир Басов: «Давайте будем нести искусство людям, берут они охотно старинные полотна».


СОБРАНИЕ ДЕГЕНЕРАТОВ

Через полтора года слежки за таинственным гражданином полицейские получили ордер на обыск его жилища. Они ожидали увидеть все что угодно, но никак не «пещеру Аладдина»! В скромной квартирке картин было столько, что их пришлось описывать в течение трех суток! Среди них преобладали полотна «дегенеративных» художников — Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Пауля Клее, Макса Бекманна, Эмиля Нольде, Франца Марка, Оскара Кокошки, Макса Либермана, Эрнста Людвига Кирхнера и других. Некоторые вообще не были ранее известны искусствоведам, к примеру, «Аллегорическая сцена» Марка Шагала или «Автопортрет» Отто Дикса. Ценность подпольной коллекции была настолько высока, что целых полтора года следователи держали этот факт в тайне от общественности, лишь в ноябре 2013 года собрали пресс-конференцию. По словам специалистов, общая стоимость коллекции превышает миллиард евро! А собрал ее Гильдербрандт Гурлитт – один из четверых арт-дилеров, уполномоченных нацистами в 1930-1940-е годы продавать за рубеж картины «дегенеративных» художников. Корнелиус – его сын – в течение многих десятилетий был только ее стражем и хранителем.


НА СЛУЖБЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Представитель старинного немецкого рода, будущий арт-дилер Гильдербрандт Гурлитт родился в 1895 году в Дрездене в среде творческой интеллигенции. Его отец, дед Корнелиуса, занимался архитектурой и историей искусств, написал более 100 книг. Кузен Манфред, как и дядя Вольфганг, сочиняли музыку. Кстати, их деятельность сослужила Гильдербрандту дурную службу: нацисты сочли их произведения оскорбительными для арийцев. Но у Гильдербрандта имелась и своя ахиллесова пята: унаследовав от бабки еврейскую кровь, он нажил врагов в лице новой власти. Правда, до поры до времени отец Корнелиуса жил припеваючи: в 20-х годах открывал выставки современных немецких художников и даже возглавлял музей в саксонском Цвиккау. В 1930-х годах он стал продавать картины художников-модернистов, которых нацисты окрестили «дегенератами». Из-за этого Гурлитта лишили всех должностей, однако его предпринимательский талант все же пригодился им, когда они поняли, что «дегенераты» отлично продаются за границей. Гурлитт был назначен одним из арт-дилеров «Музея Фюрера» в Линце, где, по нереализованному замыслу Гитлера, должны были храниться настоящие художественные сокровища — например, Дюрер и Кранах. Сам австрийский Линц, для которого картины изымались из художественных коллекций других стран, обязан был с таким богатством превратиться в культурную столицу мира. Задачей Гильдебрандта Гурлитта была не столько закупка «нормального» искусства, сколько избавление от «ненормального». «Ненормальных» художников он вывозил на продажу за границу, а выручка от сделок шла в комиссию на формирование собрания музея в Линце. Указания торговцу давал лично Йозеф Геббельс. Однако даже столь высокое начальство не могло заставить арт-дилеров передавать всю выручку обратно в комиссию. Более того, они избавлялись далеко не от всех картин, попадавших к ним в руки. Гурлитт неоднократно сбывал картины немецким коллекционерам, а многих «дегенератов» оставлял себе. Как он их прятал от нацистов, у которых был на крючке, это отдельная тема. Наверняка, отцу Корнелиуса пришлось пережить немало, и он многое сумел бы рассказать о судьбе своей коллекции. Позже, после войны, ему снова пришлось врать и изворачиваться. Когда пришли союзники, он сумел убедить их, что его коллекция погибла при бомбежке в Дрездене, а сам пострадал от нацистской власти. Ему поверили и оставили в покое. Более того, когда в ходе поисков предметов искусства в руки союзников попало около сотни картин, Гильдербрандт смог доказать им, что все они принадлежали ему. В 1956 году Гильдербрандт разбился на машине, и коллекция перешла к жене Елене, а затем к сыну.


ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Корнелиус не обладал предпринимательской жилкой своего отца. Он имел другой талант – держать язык за зубами. Более полувека владел одной из самых богатейших коллекций в мире, и ни одна живая душа об этом даже не догадывалась! Лишь изредка Гурлитт продавал кое-что из собрания, дабы обеспечить свое существование. Бог знает, какими еще секретами обладает этот тихий, скромный гражданин Германии. Поговаривают, что он знает, где находится Янтарная комната, которая якобы сгорела в Кенигсберге в апреле 1945 года. Во всяком случае, так утверждает Экхарт Гурлитт – двоюродный брат Корнелиуса, профессиональный фотограф, обосновавшийся в Барселоне. По его словам, коллекционер не раз признавался, что владеет тайной Янтарной комнаты, но откроет ее человечеству только перед своей смертью. Впрочем, поскольку обстоятельства сильно изменились, возможно, ему придется открыться гораздо раньше. По крайней мере, ему уже пришлось сообщить полиции об еще одном тайнике с 22 картинами.

Теперь со всей остротой перед специалистами встают новые вопросы: какие из полотен принадлежали музеям, а какие – частным лицам? Ведь закон о реституции еще никто не отменял. Германское правительство заявило, что учредит специальный следственный отдел, который будет заниматься расследованием происхождения найденных полотен. Дабы избежать ложных реституционных исков.

Любовь ШАРОВА

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


Понравилась статья? Поддержите Салика, жмите:



+19
153
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Высший разум рекомендует
Пишут в блогах
Интересное видео