Мы в социальных сетях:
Круглосуточное вещание!

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука»

Мы не автоматический, тематический новостной агрегатор

Статей за 48 часов: 141

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Даргавс – Город Мертвых, северная Осетия

Время прочтения:
Даргавс – Город Мертвых, северная Осетия

Этот город мертвых находится в северной Осетии, скрытый в одном из пяти горных хребтов, которые пересекают область. Среди местных жителей ходит множество мифов и легенд, и все они сводятся к тому, что с этих мест никто никогда не возвращался живым. Местные жители туда никогда не ходят, туристов эта земля тоже не привлекает.

Лишь в том случае, если ехать дорогой города мертвых, то это займет 3 часа езды узкими дорогами и небольшими холмами. Всегда туманная погода еще больше движение замедляет. Попав туда вы обнаружите, что весь город стоит на холме и представляет собой небольшие белые здания. Эти белые здания и способствовали названию города. Дело в том, что эти белые здания ни что иное, как каменные склепы, где местные жители хоронили своих близких. Даргавс — древнее осетинское кладбище. Самый старый склеп ко времени 16-ого столетия относится.

Область малоинтересна туристам, а вот археологи делают здесь необычные открытия. Так было обнаружено например, что тела похоронены в деревянных формах, напоминающих лодки. Тайной остается: как лодки оказались в местах, где нет судоходных рек. Одно из объяснений заключается в том, что душа, перед тем как попасть на небеса, должна пересечь реку. Недалеко от склепов обнаружено множество монет. Это объясняется следующим образом: как только осетины хоронили близкого им человека, они бросали монету с холма, и если та ударится о камень — значит душа умершего достигла небес.

Некоторые склепы находятся отдельно. В этих склепах хоронили преступников земли. Таким образом, если во время какой-либо эпидемии умирала вся семья, то их хоронили другие люди в одном склепе.

В некоторой степени даргавс можно отнести к самым загадочным местам планеты, так как вокруг него ходит множество легенд и тайн.

Даргавс — это довольно большое селений, только вот постоянные жители там практически отсутствует. Дело все из-за схода ледника колка, которое произошло в сентябре 2002 года. Он разрушил ведущую в село дорогу, вследствие чего даргавс остался совершенно без связи с внешним миром. А еще даргавс известен своими боевыми башнями и «Городом Мертвых».

Дело в том, что даргавский некрополь — самый большой на всем северном Кавказе, тут есть 95 наземных и полуназемных склепов. Его также очень часто сравнивают с долиной фараонов в Египте. Создание этого «Города Мертвых» часто специалисты связывают со страшной эпидемией чумы — именно тогда население Осетии сократилось с двухсот тысяч до шестнадцати тысяч человек. Но вот исследования показали, что этот некрополь уже функционировал, начиная с IX века и по Xviii век.

Прямо на берегу реки уаллагдон есть башня мамсуровых — ее высота 16 метров, но, несмотря на то, что верхняя часть башни была разрушена, она все же впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход находится на высоте двух метров, а в случае опасности люди поднимались туда по приставной деревянной лестнице, а потом втаскивали ее за собой и запирали вход окованной железом дверью. Башня мамсуровых — это яркий пример осетинского каменного зодчества, кроме того, строительство таких вот подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.

Начало башенного строительства ко временам аланской эпохи относится. Но стиль кавказской осетинской башни сложился в Xvii — Xviii веках. Сначала башни строились как оборонительное, боевое, а часто и как жилое строение. Кстати, кроме военного значения при набегах захватчиков, часто башни в северной Осетии появлялись как средство защиты от кровной мести. Такие вот родовые башни почитались как святыни, так как они были местом обитания святого духа. Родовые башни — это оплот и гарант целостности и продолжительности рода и фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали даже объектами культа.

Башня Аликовых возвышается над «Городом Мертвых» всего в километре от селения, на склоне горы раминыраг. Этот масыг имел четыре балкончика. Эта башня подступы к даргавсу со стороны геналдонского ущелья контролировала. Она известна еще под названием башня бадтиевых — они захватили ее позже. Башня сильно пострадала в результате землетрясения 1923 года.

А на самой восточной окраине аула стоит жилая башня дегоевых. Она представляла собой некогда хорошо защищенный дом — крепость. Внутри были очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины, низкие трехногие столики для еды, выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.

В даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс тароевых, замок сахмановых, башня джибиловых, жилая башня сасиевых, а также множество других памятников не установленной принадлежности.

Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. Дуаргас ( «Привратник или Защитник Ущелья»), либо от из осет. Даргъ ( «Длинный») Фaeз («поляна». Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. даргавс был одним из главных центров формирования тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «Царевич Тага» (тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию восточной Осетии. Из даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: тхостовы, мамсуровы, тулатовы, кануковы. Особенно влиятельными были кануковы и мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану даргавского ущелья. Самые знатные фамилии даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например кануковы основали селение верхний кобан, которое известно на весь мир своими археологическими памятниками эпохи бронзы, давшими название древней кобанской культуре. Позднее тулатовыми основано селение нижний кобан. Пересление части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в даргавс ворвались царские войска под командованием генерала абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь. В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и даргавс остался без связи с внешним миром.

Чмийская котловина, санибанская котловина кауридона, котловины у селений тменикау и даргавс представляют собой части общей продольной долины, лежащей между боковым и скалистым хребтами. Скалистый хребет обрывается к долине высокими крутыми утесами, имеющими вид столовых гор. Высшая точка этого хребта столовой горой называется. Породы скалистого хребта представлены известняками юрского периода, а сама поперечная долина почти на всем протяжении покрыта мощными валунными отложениями, образованными древними гигантскими ледниками.

Район даргавской котловины безлесен, лишь на влажных северных склонах небольшие заросли карликовой березы, зато обилие кормовых трав для скота. В нижней части котловины растут сухолюбивые растения: различные колючки, можжевельник, встречается барбарис. На южных и западных склонах горы чиджитыхох круглый год пасутся отары овец опытной станции северо — осетинского сельскохозяйственного института.

Недалеко от селения даргавс, в долине реки мидаграбиндон, на юго-западном отроге горы читджитыхох находится историко — археологический памятник «Город Мертвых», который местное население называет издревле «уалмардты къуыбыр» («кладбищенский холм». — Комплекс из 99 полуподземных (IX — Xvii века) и наземных (XIV — Xviii века) каменных склепов, служивших фамильными усыпальницами и охраняющийся юнеско.

Местное название этого хребта — рабиныраг. Историко — археологический комплекс состоит на нескольких десятков каменных надземных или полуподземных могильников. Склепы по форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли. Пирамидальные и конусообразные формы кровли склепов сложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов. Могильники служили фамильными (родовыми) усыпальницами осетин. Обычай погребения в надземных склепах был связан с культом предков. Умершего хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Покойника вносили через лаз завернутым в ткань или в ладьеобразной деревянной колоде в одеянии и с некоторыми мелкими предметами (ножи, топоры, кинжалы, булавы, стрелы) и клали обычно на деревянные полки. В стенах делались небольшие отверстия для вентиляции. Благодаря исключительной сухости местного климата, хорошей проветриваемости и теплоте трупы мумифицировались и хорошо сохранялись. В средневековье во время эпидемии чумы, заразившиеся люди добровольно замуровывали себя в этих каменных жилищах.

В даргавсе сохранились оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни. Вблизи селения находится сторожевая фамильная башня мамсуровых (высотой более 16 метров; самая высокая в северной Осетии. Несмотря на то что верхняя часть башни разрушена, она впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 м; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня мамсуровых является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.

Башня Аликовых возвышается над «Городом Мёртвых», в километре от селения, на склоне горы раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля. Эта башня подступы к даргавсу со стороны геналдонского ущелья контролировала. Известна также под названием башня бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.

На восточной окраине аула расположена жилая башня дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни дегоевых. Жилая башня дегоевых представляла собой хорошо защищённый дом — крепость, внутри которой находились: очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины (хистар), низкие трехногие столики для еды (фынг), выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.

В даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс тароевых, замок (галуан) сахмановых, башня джибиловых, жилая башня сасиевых, а также множество других памятников неустановленной пр в верховьях ущелья сохранились ещё древние селения с каменными укреплениями и башнями, служившими убежищем предкам осетин.

Необычные архитектурные формы в бедное средневековье порождали самые необычные предположения о создателях некрополя. Называли монголов, ногайцев, аборигенов — кобанцев. Но сейчас считается установленным, что первостроители — аланы, предки осетин. Археологические Находки подтверждают, что уже с VI века эти места были плотно заселены аланами. Но это не устранило многих загадок. Удивителен тот факт, что зачастую умерших клали в небольшие ладьи, что не встречается ни у одного другого народа Кавказа, иногда рядом клали весло, это при том, что никаких судоходных рек в Осетии нет. Склепы использовались на протяжении очень длительного времени и становились последним пристанищем для целых поколений горцев.

Город мертвых в горах северной Осетии.

Северная Осетия — местность, не так широко известная своими легендами и своей историей, как, к примеру, тот же Египет, но представляющая не меньший интерес туристам. Тем более, что у гор Алании и Египта, а также других стран с очень древней историей, есть кое-что общее. А именно — некрополис, который находится здесь и вызывает одновременно благоговейный ужас перед той атмосферой, что витает здесь, и желание узнать об этом месте больше. И в последнем мы поможем вам.

Ничего мистического в создании города мёртвых в северной Осетии, в общем — то, нет. Это — комплекс наземных склепов, оборудованных в горах Алании близ селения даргвас. Это одно из старейших поселений этих мест, которое начало осваиваться ещё в бронзовом веке. С тех пор человек практически не покидал долину. Появилось селение, которое развивалось и процветало, позволяя здешним семьям организовывать довольно сложные и богатые места захоронения усопших.

В комплексе некрополиса более 90 склепов разных размеров, представляющих собой правильные параллелепипедные сужающиеся кверху постройки с крышами в форме ступенчатых пирамид, с небольшими оконным проемами. Чем богаче и знатнее была семья, тем больше был склеп, а у семей победнее склепы были маленькими, с двускатными крышами, а то и вовсе «Коробки» из каменных плит. Какие-то из склепов строились из камня с помощью раствора, а какие-то — из цельных каменных плит.

Само собой, здесь проводились раскопки, но ценных вещей практически не было обнаружено — склепы закрывались деревянными дверями, которые пострадали от времени, да и мародёры не смущаются этическими соображениями в поиске золота и т. д. но всё-таки учёным удалось найти очень интересные вещи — в частности, погребальные ладьи, выдолбленные из колод, куда укладывались тела. При том, что соседние народы подобные формы погребения не практиковали, возникает вопрос — почему именно ладьи были выбраны в качестве гробов?

Надо заметить, что и склепы, и типы захоронения имеют множество аналогов у древних народов, даже тех, что жили далеко и во временном, и в территориальном плане. Также здесь были найдены оружие, украшения, другие сопровождающие в последний путь объекты.

Неподалёку от города мёртвых стоят две каменные сторожевые башни. На территории Осетии расположена целая система сторожевых башен, построенных так, чтобы в поле зрения каждой из них были как минимум две других.

Соседство со склепами вовсе не смущает жителей села даргвас, да и не только их. В том же Египте есть свой город мёртвых, одно из древнейших кладбищ планеты, где давно уже есть целый жилой район, правда, для беднейших слоёв населения, но тем активнее кипит там жизнь. Так что бояться некрополисов не стоит. Но и тревожить покой мёртвых, превращая некрополис в некродиснейленд тоже не стоит — считается, что тот, кто обидит покоящихся здесь, будет сурово наказан.

Впрочем, если кара небесная вас не пугает, пройти в склепы можно абсолютно свободно (вход платный, объект находится под охраной государства, за ним ведется тщательный уход, памятник является частью всемирного наследия юнеско), но ничего интересного там, в общем — то, нет — кости и черепа, ветошь, плесень и пыль, а уж запах — совсем сомнительное удовольствие обонять подобное. Так что рекомендуем ограничиться внешним осмотром. Да и, знаете, нужно оставить мертвых в покое, не входить в их обители — склепы — это дань уважения усопшим.


Чума

У многих желание пройти в склеп может отбить тот факт, что внутри покоится немало останков погибших от чумы жителей здешних мест. Когда чёрная смерть прошлась по этим местам, погибли тысячи людей. И у большинства из тех, кто заразился, был только один страшный выход — взять семью, включая самых младших её членов, и уйти в семейный склеп, чтобы умереть там, не заставляя соседей возиться с останками, которые тоже представляли смертельную опасность. Поэтому далеко не все захоронения совершались по обряду — люди умирали вповалку в стенах склепов.

Только в 60-х гг прошлого века город мёртвых в северной Осетии был признан безопасным для посещения. Вот, кстати, одна из причин, объясняющих нежелание жителей даргваса приходить в некрополис или устраивать увлекательные экскурсии для туристов. Во-первых, это память весьма далёких, но всё-таки предков. Во-вторых, хотя чума уже исчезла, наверняка в памяти живущих здесь могли сохраниться рассказанные их отцами или дедами случаи, когда те, кто пытался выкрасть из склепов какие-то ценности, поражались болезнью, от которой не было спасения….

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


Понравилась статья? Поддержите Салика, жмите:



+17
218
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Высший разум рекомендует
Пишут в блогах
Интересное видео