Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 30
18 +


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Допрос монаха Авеля
Среднее время прочтения:

Источник:
Допрос монаха Авеля

О русском пророке монахе Авеле слышали многие. Правда, источники, сообщавшие подробности его биографии и пророчеств, были обычно очень сомнительные: то экзальтированные придворные фрейлины, то писатели-мистики… Редко кто читал подлинные документы из архива Тайной экспедиции или канцелярии генерал-прокуроров эпохи Екатерины II, Павла I и Александра I, связанные с судьбой загадочного монаха-провидца. Между тем они сохранились и охватывают довольно большой временной период с первого допроса в Тайной экспедиции в марте 1796 до марта 1826 года.


- Salik.biz

Святой крепостной?

Вся архивная часть умещается в очень пухлое (67 листов) «Дело о крестьянине вотчины Льва Андреевича Нарышкина, в Костромской губернии жившем в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Авеля и сочинявшем книги». Закрыто 17 марта 1796 года решением генерал-прокурора графа Самойлова на основании протокола допроса, проведённого в Тайной экспедиции 5 марта 1796 года коллежским асессором Александром Макаровым. Из протокола допроса ясно, что монах Авель родился в 1757 году в деревне Акулово Алексинского уезда Тульской губернии, принял постриг в Валаамском монастыре. В 17 лет по воле отца его женили, к моменту его ухода из семьи он нажил троих детей. Бродяжничал, посетил города: Москву, Тулу, Орёл, Сумы, Харьков, Полтаву, Кременчуг и Херсон. В Херсоне выучился на корабельного плотника и фамоте. Посетил Константинополь. Вернулся в Россию и в Бабаевском монастыре на Волге стал писать книги-пророчества. Показал записи духовному брату — монаху Аркадию. Тот помчался к епископу, владыка повелел отправить автора к генерал-губернатору Заборовскому. Из — Костромы Авеля в кандалах, как сумасброда и злодея, с его книгой отконвоировали под командой прапорщика Масленникова в Петербург, в Петропавловскую крепость. Денег при нем обнаружили 1 рубль 18 копеек. Всех возмутило больше всего пророчество монаха о том, что царствовать Екатерине II оставалось «сколько выносить матери младенца», то есть 9 месяцев, и что наказана она будет «за умерщвление мужа своего».


«Допрос иеромонаха показал, что среди сообщников его был торговец из Орла Фёдор Криков, иудейского вероисповедания, которого Авель считал вторым мессией. Тетради писал в доме помещика Исакова. Дескать, в Валаамском монастыре Авель как святой апостол Павел вознёсся на небо и после открывшиеся ему видения стал записывать в свои тетради». В протоколе не уточнили, каким образом подследственный «вознёсся» — посредством левитации или помог кто? Видимо, сочли его рассказ бредом и не стали уточнять детали. Дознавателей более интересовало, откуда простой монах из глухой провинции узнал об обстоятельствах смерти царя Петра III? Кто и когда ему о том поведал? И получалось, что Авель знал подробности того, о чём знать не мог в принципе. И тогда подследственный задал снимавшему показания Александру Макарову вопрос: христианин ли он сам и понимает ли сущность Бога и дьявола? Чем сильно смутил ранее невозмутимого коллежского асессора Тайной экспедиции.

Николай I повелел определить его на постоянное жительство в Спасо-Евфимиев монастырь, опять под именем Василий Васильев. На фото: титульный лист дела о заключении в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь Авеля.

По итогам допроса Авеля светским судом приговорили к смертной казни как «вора и злодея», а епископ Костромской снял с него монашеское одеяние. Перед вынесением приговора Авеля доставили к генерал-прокурору Самойлову, после беседы тот лично надавал ему «за дерзновенные речи пощёчин» и повелел быстрее оформить смертный приговор. Но царица приказала жизнь монаху сохранить и посадить в Шлиссельбургскую крепость. Все тетради были отобраны, запечатаны личной печатью Самойлова и сданы в архив Сената.



Русская «железная маска»

Маску на Авеля не надевали. Но посадили в Шлиссельбурге в камеру № 22 под именем Василий Васильев, выделили питание на 10 копеек в день, заковали в железо и категорически запретили арестанту с кем-либо говорить и тем более писать. 12 декабря 1796 года новый генерал-прокурор князь Алексей Куракин лично прибыл за узником, дабы освободить и представить Павлу I. В январе 1797 года состоялась встреча монаха с императором один на один. После чего Авель вновь вернулся в Валаамский монастырь, получив на дорогу от царя 10 рублей.


Настоятель монастыря отписал в Священный синод, что у монаха Авеля нашли при себе серебряные турецкие деньги (откуда на Валааме?), а также книги и рукописные листки на неизвестном языке. Пояснить, о чём книга и листки и на каком языке писаны, тот категорически отказался. 21 мая 1800 года монаха вновь привезли в Петербург. в камеру Петропавловки. Состоялась вторая встреча с императором, после чего и родилась легенда о ларце, якобы с пророчествами до 1918 года, который Павел I запечатал лично с указанием открыть русскому царю в мае 1900 года.

А 27 мая 1800 года Авель ошеломил архиерея Амвросия письменным пожеланием: «Я ныне имею желание определиться в иудейскую веру, дабы научить их народ иудейский познанию Христа, и прошу доложить о том его царскому Величеству». Доложили. И отправился «новый Христос» в камеру монастырской тюрьмы Соловков. Не столько за желание переменить веру, сколько за пророчество о царствовании Павла I.

17 октября 1801 года по повелению нового царя Александра I Авеля освободили из камеры. Но очень ненадолго. Ибо на Соловках он написал ещё одну книгу пророчеств, где описывал «грядущее взятие Москвы-матушки иноземным неприятелем». В Зимнем дворце рукопись Авеля прочли и отписали архангельскому губернатору приказ: опять отправить автора на Соловки. В декабре 1812 года, когда неприятеля из Москвы прогнали, вспомнили об Авеле. Князь Голицын лично прибыл на Соловки: освобождать реабилитировавшегося пророка и проводить героя в Петербург. Его принял в Зимнем дворце Александр I, но после беседы с узником его вернули на «родные» Соловки. Да и как не вернуть, если сей монах огорошил царя пророчеством «о мятежном строе дворян под копытами коня Петра Великого»?! Ну сумасшедший, что с него возьмёшь?

После 14 декабря 1825 года, когда картечью снесли строй дворян-декабристов перед памятником Петру I на Сенатской площади, в Петербурге приближённые нового царя — Николая I — вновь вспомнили о шибко прозорливом соловецком узнике. Доложили новому самодержцу. Но Николай I встречаться с Авелем не захотел. Повелел определить его на постоянное жительство в Спасо-Евфимиев монастырь, опять под именем Василий Васильев, со строжайшим запретом с кем-либо общаться. И в который раз узника лишили карандаша, пера и бумаги. Впрочем, монаху Авелю шёл уже 69-й год, а очков он не знал. Скончался он в том монастыре в 1841 году, дожив до 84 лет.


Правда и вымысел

В протокол допроса в марте 1796 года мирского имени монаха-чернеца Авеля не вписали: крепостные крестьяне в России до 1861 года фамилий не имели. Но в тюрьмы монах попадал всегда под именем Василий Васильев. Возможно, что до пострига его и звали Василием Васильевичем. Но главное — такой человек в реальности существовал, жил и писал при царствовании Екатерины I! и трёх императоров: факты заточения Авеля в тюрьмы и точные даты освобождения из них зафиксированы документально. Трудно определить, что он имел в виду, когда рассказывал о своём «вознесении на небо», часто старец говорил и писал иносказательно. И несомненно, у него был дар провидения, иначе его трижды бы не освобождали за точно предсказанные события: смерть Екатерины II, царствование и смерть Павла I, Отечественную войну 1812 года и взятие французами Москвы, мятеж 14 декабря 1825 года…


Многие знания многие печали

Николай I после казни «дворян под копытами коня Петра Великого» возвращать опального провидца в столицу не стал. И лично знакомиться с ним тоже. Возможно, подумал о том, что это плохо кончилось для его бабушки, отца и старшего брата. Все мы смертны, и простым смертным, пусть и самодержцам, не нужно знать то, что не положено свыше. Ну узнал бы он от Авеля про падение Севастополя, про убийство в 1881 году его любимого сына Александра… И что бы он мог изменить? Ведь будущее и каждого отдельного человека, и государства — это совокупность такого множества факторов и событий, предвидеть которые, а тем более предотвратить смертному человеку невозможно. Так стоит ли тогда знать о будущем? Павел I знал точно. И это его не спасло… А чтобы загадочный монах не смущал не окрепшие в вере умы, Николай I мудро изолировал старика, повелев обеспечить ему уход до самой смерти.


Журнал: Все загадки мира №10, Александр Смирнов

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+49
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+21
513
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Facebook:   Подписаться