Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 92

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Крещение Руси
Среднее время прочтения:

Крещение Руси

Крещение Руси, по мнению ведущих отечественных историков, является знаковым событием для развития русского этноса.

Фактически, именно со времени крещения Руси начинает активно развиваться древнерусское Киевское государство, вобравшее в себя племенные союзы восточных славян. Принятие христианства в его православном византийском ключе обусловило процесс создания нашей страной «третьей» культуры, не похожей ни на культуру стран востока, ни на культуру западных стран.

- Salik.biz


Когда произошло Крещение Руси?


Существуют гипотезы, согласно которым на Руси одними из первых приняли крещение по греческому образцу киевские князья Аскольд и Дир со своими войнами, слугами и другими соратниками. Греческая церковь предполагает, что князья «убоялись» (то есть были потрясены) чуда, которое сотворил перед их глазами константинопольский патриарх, во время похода славян на Константинополь погрузивший в море мощи одного и святых и вызвавший с их помощью шторм, потопивший славянские корабли. В научной литературе это событие называют Фотиевым крещением Руси.

Однако частью историков данные сведения ставится под некоторое сомнение, поэтому факт «Фотиева» крещения Руси пока остается до конца не установленным.

Дату крещения Руси чаще всего связывают с 988 годом (это конец X века). В то время на киевском княжеском престоле «сидел» прославленный в боях русских князь Владимир, задумавший сплотить свое молодое государство не только с помощью военной силы, но и с помощью мощной религиозной идеологической системы.

При этом некоторые историки (например, В.Н. Татищев) полагают, что еще старший брат князя Владимира Ярополк (которого сам Владимир убил в междоусобной борьбе за престол) склонялся к выбору новой веры, при этом имея в виду, в первую очередь, веру Византии.

Рекламное видео:

Его брат Владимир, прозванный впоследствии святым, озаботившись данной проблемой, по преданию призвал к себе представителей различных религиозных течений из разных государств. Были здесь иудеи (скорее всего, хазары), католики (вернее, будущие католики, так как раскол христианских церквей на западную и восточную еще не состоялся, но все уже шло к этому) и последователи учения Магомета. Приехали и византийцы (представители греческого религиозного христианского течения, ставшего впоследствии православием). Среди всех предложенных учений Владимир выбрал православное христианство и крестился в Византии с именем Василий.

Историки спорят, почему князю приглянулась именно эта вера. Объяснения, ими предлагаемые, носят различный характер: от шутливых (например, таких, что князь любил пить вино и есть свинину, поэтому отверг мусульманство) до серьезных (которые обращаются к вере любимой бабушки князя Ольге, также ставшей христианской).

При этом существуют сведения, согласно которым в Киеве к 988 году уже жили христиане (по мнению историков, их могло быть около 10-20 % от населения города), поэтому выбор князя Владимира становится более объяснимым. Также известен тот факт, что еще, будучи язычником, он повелел своим воинам принести человеческую жертву богу Перуну (известному восточнославянскому богу огня и войны). В качестве жертвы был выбран юноша-христианин, отец которого сопротивлялся воинам князя, пытаясь объяснить им все омерзительность человеческих жертвоприношений. Воины по приказу князя убили как отца, так и сына, однако их мужество перед смертью надолго запомнилось Владимиру.


Как происходило крещение князя Владимира?

Повесть временных лет говорит нам о том, что князь Владимир для того, чтобы получить святое крещение, решил осадить византийский город Корсунь. Осада города закончилась победой князя. Взамен контрибуций князь потребовал от византийского императора отдать ему в жену его родственницу Анну. Император согласился на такое замужество, однако в свою очередь потребовал от Владимира принять греческую веру. Князь охотно согласился на это.

По преданию, перед самим крещением у князя стали болеть глаза, он начал фактически слепнуть, однако после того, как обряд крещения был совершен, Владимир (ставший в крещении Василием) прозрел. Наблюдя такое чудо, спутники и дружина Владимира тоже попросили покрестись их, что и было сделано священниками греческой церкви. После крещения Владимир взял себе в жены царевну Анну.


Как происходило Крещение Руси?

По преданию, нашедшему свое отражение в летописях, Владимир, крестившись сам и крестивши свою семью, приказал киевлянам приходит на Днепр креститься своими семьями, со слугами и другими домочадцами. При этом он пригрозил ослушникам его повеления личной враждою. Киевляне, зная о нраве своего князя, послушались приказа.

Также Владимир велел с позором разрушить статуи языческих богов, которым поклонялись его подданные раньше. Этот процесс вызвал определенное сопротивление среди населения страны, а также со стороны волхвов, являющихся своеобразными жрецами языческих культов.


При этом сам процесс христианизации страны растянулся на долгие десятилетия, что дает историкам основания говорить об эпохи «двоеверия» на Руси.

Первоначально христианство распространилось как новое религиозное ученые людей, близких к самому князю, в Киеве. Потом начался процесс христианизации всего региона. Часть историков утверждают, что это был насильственный процесс (например, приводят сопротивление населения богатого и великого Новгорода), однако другие полагают, что приехавшие из Византии епископы не стремились прививать слово Божие негреческим народам силою, а действовали с осторожностью и должным разумением.

Вот как описывается само Крещение Руси в «Повести временных лет»: «…Ісъсъ Хсъъ иже възлюби новъъ люди Рускую землю и просвъти ю кръщениємь стъмь / Иисус Христос возлюбил Русскую землю и просветил ее крещением святым».


Крещение Руси и организация Русской церкви

Первые русские епископы были вовсе не славянского происхождения. Как правило, ими становились греки, «выписанные» князем Владимиром на Русь для ее религиозного и духовно-нравственного просвещения.

Согласно летописным данным, первым Киевским митрополитом считается Михаил (Сириянин), ему же выпал труд организации на Руси первых монастырей, организации первых приходов, создания епархий и т. д.

Часто процесс создания таких епархий шел достаточно трудно. Так, летописи сохранили историю о том, что активно сопротивлялись приходу христианства на Русь не только гордые новгородцы, но и жители северных территорий (Ростова и Мурома). Например, ростовчане изгнали первых двух епископов, присланных к ним, но приняли третьего – вошедшего в летопись как св. Леонтий. Этот человек был по натуре добр и милостив к каждому, он предлагал суровым ростовчанам добровольный выбор веры, много рассказывал о христианстве и в итоге был принят населением. При этом окончательно ростовская земля была крещена приемником Леонтия епископом Исаией.


Продолжение процесса христианизации Руси

Историки много спорят о том, когда можно считать процесс христианизации Руси завершенным. Часть из них говорят о XII веке, другая часть считает, что это произошло только в XVI веке. При всем при этом никто не отрицает тот факт, что христианское мировоззрение как бы «наслаивалось» на прежние языческие обычаи и обряды. Так, языческий праздник весны и сжигания масленицы был принят русской церковью как некое народное торжество, предшествующее времени начала Великого поста, осенний праздник окончательного сбора урожая связался с празднованиями Покрова Пресвятой Богородицы. Языческие песнопения богу достатка Коляде стали рождественскими колядками и прочее.

Все это нашло свое отражение в фольклоре русских людей: в загадках, традициях, обычаях и поверьях, сохранявшихся в крестьянской среде вплоть до начала XX века.


Отношение русских людей к Крещению Руси

Отношение русских людей к выбору веры князем Владимиром в целом можно назвать положительным. Сама фигура князя, до своего крещения прославившегося братоубийственный усобицей, любовью к замужним и незамужним женщинам и девушкам, после крещения ставшего набожным и милосердным человеком (как известно, в своем государстве Владимир запретил смертную казнь, что было невиданной милостью в те суровые времена) рассматривается в положительном ключе.

Образ князя в народном эпосе был наделен светлыми чертами, Владимир получил прозвище «Красна Солнышка», мудрого и смиренного отца большой семьи, заботившегося о своих поданных как о родных детях. Русская церковь причислила Владимира к лику святых, дав ему характеристику равноапостольного святого.

До революции в царской России дата крещения Руси отмечалась как общенародный церковный праздник (это 28 июля каждого года). В Российской Федерации такая традиции была продолжена, 28 июля в календаре — это День Крещения Руси.


Каковы итоги Крещения Руси?

Безусловно, выбор веры Владимиром носил геополитический характер, ведь избери князь для своих подданных другое религиозное течение, то по-другому бы стала развиваться история Киевской Руси, да и последующая история Московского государства, Российской империи и.т.д.

Если бы выбор веры был связан с мусульманством, Русь, в конечном итоге, стала бы одной из восточных стран и, возможно, силою своего огня и меча, воинской доблести и силы духа помогла бы Востоку покорить католический Запад. Если бы Владимир избрал католичество, то его страна постепенно стала бы отождествлять себя с западными государствами (как это делает, например, Польша – католическая страна). И тогда бы «худо» пришлось восточным странам, которые запад с помощью Руси запросто мог покорить.

Что же касается избрания иудейской веры, то о его перспективах можно спорить, но, возможно, именно территория современной России стала бы «землей обетованной» для людей, принадлежащих к еврейскому этносу.

Выбор же веры русским князем позволили сохранить «баланс сил» в мире, и в этом заключается его огромное значение. Поэтому сам факт Крещения Руси является началом нового витка в развитии всего человечества.

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+45
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+23
2282
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Facebook:   Подписаться