Мы в социальных сетях:
Круглосуточное вещание!

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука»

Мы не автоматический, тематический новостной агрегатор

Статей за 48 часов: 57

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Клинопись

Клинопись

Клинопись считают самой ранней известной системой письма в мире. Она впервые появилась в XXXIV веке до н.э. в Древней Месопотамии.

К середине III-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте.

Клинопись Ксеркса в крепости Ван в Турции, написанная на трех языках: древнеперсидском, аккадском и эламском.Клинопись Ксеркса в крепости Ван в Турции, написанная на трех языках: древнеперсидском, аккадском и эламском.

Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинала распространяться и клинопись. В первую очередь вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситский, аморитский, амарнско-ханаанский, хаттский). Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский:

* эламская клинопись (2500—331 гг. до н. э.)

* хурритская клинопись (2000—XII/XI вв. до н. э.)

* хеттская клинопись (XVII—XIII вв. до н. э.)

* урартская клинопись (830—650 гг. до н. э.).

Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Большая часть клинописных систем письма восходят к шумерскому (через аккадскую). В позднем бронзовом веке и в эпоху античности существовали системы письма, внешне похожие на аккадскую клинопись, но иного происхождения (угаритское письмо, кипро-минойское письмо, персидская клинопись).

Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Древней Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.

Между Тигром и Евфратом находилось Шумерское царство, а на востоке — царство Элам. В городах этих довольно урбанизированных государств жили управляющие, торговцы, ремесленники. Вне городов — крестьяне и пастухи.

Как торговые, так и административные контакты всех этих групп необходимо было запечатлеть в определённой форме. Именно из этой необходимости и появилась письменность.

Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык.

Для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных фишек различной формы (Токенов). Изначально каждый токен обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма токена стали претерпевать изменения. А вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечки, узнаваемые геометрические формы).

Токены складывались в глиняный контейнер, который зачастую запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.

К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стали появляться отпечатки токенов, содержащихся в конверте. Таким образом информация, заключённая в наборе значков, помещённых в глиняный шар, дублировалась с помощью оттиска тех же самых значков на его поверхности. Это позволяло считывать информацию, содержащуюся в конверте, не разбивая его, и затрудняло несанкционированное изменение информации. Постепенно физические токены исчезли, остались лишь их отпечатки, а контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми записями о количестве определённых объектов: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество. При этом не существовало абстрактного понятия «универсальной единицы измерения». Каждый символ существовал только в связи со своим качественно-количественным признаком. Одна овца не равна одной мере зерна.

Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «1 коза», «2 овцы», «3 меры зерна» Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.

Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок. Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но и как абстрактный термин. Эти сочетания уже были идеограммами («символ-идея»).

К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы и идеограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов («символ-звук») слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.

Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы.

Параллельно с этим происходит разворот существующих символов на 90° против часовой стрелки.

Словарь новой письменности постоянно пополняется, начертания оттачиваются и стандартизируются. Письменность уже способна довольно точно передавать шумерский язык, не только административные и юридические журналы, но и литературные произведения, такие, как «Эпос о Гильгамеше».

Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку, о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив.

Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.

Развитие клинописи из пиктограмм (на примере знака SAG «голова»): 1) пиктограмма, ок. 3000 до н. э. 2) перевёрнутая пиктограмма, ок. 2800 до н. э. 3) идеограмма, высекавшаяся на камне или металле, ок. 2500—2350 до н. э. 4) клинописный знак, выдавливавшийся на глине, ок 2500—2350 до н. э. 5) конец III тысячелетия до н. э. 6) II тысячелетие до н. э. 7) I тысячелетие до н .э.Развитие клинописи из пиктограмм (на примере знака SAG «голова»): 1) пиктограмма, ок. 3000 до н. э. 2) перевёрнутая пиктограмма, ок. 2800 до н. э. 3) идеограмма, высекавшаяся на камне или металле, ок. 2500—2350 до н. э. 4) клинописный знак, выдавливавшийся на глине, ок 2500—2350 до н. э. 5) конец III тысячелетия до н. э. 6) II тысячелетие до н. э. 7) I тысячелетие до н .э.

Шумеры пользовались клинописью, развившейся из пиктографии. Клинописные знаки делятся на несколько категорий:

— логограммы, выражавшие только значение корня;

— силабограммы, обозначавшие только звучание слога;

— цифры;

детерминативы, непроизносившиеся знаки, служившие для отнесения слова к какому-либо лексико-семантическому полю.

Клинописными по форме, но самостоятельными по происхождению являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит. Последний, по мнению А. Г. Лундина, представлял собой адаптацию к написанию на глине иной письменности (протоханаанейской или синайской), от которой произошло также финикийское письмо, в пользу чего свидетельствует порядок знаков и их чтение.

Кипро-минойское письмо также представляло собой попытку адаптировать письмо эгейского типа к написанию исключительно на глине. Наиболее близкими к клинописному начертанию являются знаки таблички, найденной в Ашдоде.

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


Понравилась статья? Поддержите Салика, жмите:



+16
180
Распечатать
RSS
22:21
Амарнская переписка составлена преимущественно на аккадском, служившим во времена Нового царства языком международного общения на Ближнем Востоке. Архив был обнаружен местными жителями в 1886 г., когда египетская крестьянка из Амарны наткнулась на многочисленные таблички из обожжённой глины с письменами.

Находки были тайно вынесены и реализованы антикварам: первооткрывательница разломала таблички на несколько частей, которые предложила торговцам-перекупщикам.
Те, впрочем, отнеслись к ним довольно скептически и предложили за них весьма низкую цену.
Только один из торговцев понял, что таблички покрыты какой-то письменностью, и стал предлагать их различным музеям Европы.

Однако и учёные, испытавшие много разочарований из-за восточных подделок, отнеслись к табличкам из Амарны с недоверием.
Лишь сотрудники Берлинского музея не только доказали подлинность глиняных фрагментов, но и решили скупить все письменные таблички, к тому времени оказавшиеся в разных частях света…

Первым археологом, который предпринял систематическое исследование места обнаружения переписки, был Уильям Флиндерс Питри в 1891—1892 гг. Под его руководством был обнаружен 21 фрагмент переписки. Эмиль Шассина, возглавлявший Французский институт восточной археологии в Каире, нашёл ещё 2 таблички в 1903 г. Со времени издания норвежским ассирологом Йоргеном Кнудтзоном двухтомника с текстами Амарнской переписки (в 1907 и 1915 годах) были найдены ещё 24 таблички.
22:23
Материалы амарнского архива, обнаруженные местными жителями, первоначально не задерживались в Египте и уходили на зарубежный антикварный рынок.
По этой причине многие из их числа ныне рассеяны по музеям Каира, Европы и США:

B Википедии есть портал «Древний Египет»:

202 или 203 фрагмента — в Берлинском музее Передней Азии;
49 или 50 — в Каирском египетском музее;
7 — в Лувре;
3 — в ГМИИ имени А. С. Пушкина;
1 — в Институте Востока в Чикаго.
22:26
Богазкёйский архив — собрание текстов, обнаруженных на месте столицы Хеттского государства, города Хаттусас (ныне Богазкёй в Турции).
При раскопках археологами обнаружено свыше 14 тысяч клинописных текстов на глиняных табличках II века до н. э
.

Это один из древнейших государственных (царских) архивов; он даёт наиболее полные представления о Хеттском царстве и его обитателях.

Открытие Богазкёйского архива произошло в 1906 году, когда Германское восточное общество направило в Богазкёй специальную археологическую экспедицию во главе с Гуго Винклером.
Предварительное сообщение о своих раскопках Г. Винклер опубликовал в 1907 году.

До этого наиболее значимым с точки зрения хеттологии было обнаружение в 1891 году богатого Амарнского архива, среди клинописных табличек которого была обнаружена и переписка правителей хатти.
22:31
Клинописные тексты из Хаттусаса составлены на следующих восьми языках:

* хеттский — на нём написана большая часть архива;
* аккадский — семитский язык Вавилона и Ассирии (хетты называли его вавилонским);
* лувийском — находится в близком родстве с хеттским;
* палайском — индоевропейский язык о котором мало известно, так как он засвидетельствован только в культе одного божества — Ципарвы;
* хаттском — тексты на этом языке предварялись словом hattili;
* хурритском — фрагменты перевода шумерского эпоса «Гильгамеш» и т. д.;
* митаннийский арийский язык — отдельные глоссы в текстах;
* иероглифический лувийский («иероглифический хеттский» или «табальский»).
22:35
Богазкёйский архив публикуется начиная с 1965 года в рамках академического проекта Studien zu den Bogazkoy-Texten.
Он содержит царские анналы, хроники, указы, договоры, списки царей, дипломатическую переписку, дарственные записи, своды законов, судебные протоколы, мифологические и религиозные тексты, астрологические предсказания, шумерско-аккадско-хеттские словари, сочинения о коневодстве и пр.

Расшифрованные тексты большей частью относится к новохеттскому периоду (XIV—XIII века до н. э.),
но встречаются среди них и более древние (XVII—XVI века до н. э.).

Значение:

Обнаружение Богазкёйского архива положило начало систематической работе по расшифровке неизвестного языка обнаруженных табличек, которая успешно завершилась в 1915 году открытием Бедржиха Грозного, который доказал индоевропейский характер этого языка, названного хеттским.

Данный архив послужил основным источником исследования обширной хурритской литературы, а также истории контактов хеттов с хурритами].
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео