Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 66

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

История одного шедевра
Среднее время прочтения:

Источник:
История одного шедевра

Краков – древняя столица Польши и один из самых красивых городов страны. Своей мировой славе он во многом обязан Мариацкому собору, точнее, его главной святыне – алтарю работы немецкого мастера Фейта Штоса. Бесценное сокровище чудом уцелело во время Второй мировой войны.


- Salik.biz

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ГЕРМАНИЮ В ПОЛЬШУ

1477 год. Фейт Штос уже несколько дней находился в пути. Ему досталась проворная лошадка, но накануне повсеместно прошли дожди, дороги развезло, и бедная кобылка с трудом тянула повозку. Штос устал, измучился и уже сам был не рад, что поддался на уговоры краковян оставить Нюрнберг и отправиться за тридевять земель. Если бы семья не нуждалась, Штос и не подумал бы покидать славный немецкий город. Но в Нюрнберге таких, как он, пруд пруди — попробуй пробиться, а в Кракове его ждала большая и ответственная работа — создание алтаря в Мариацком костеле. Да вознаграждение краковяне обещали огромное — 2808 флоринов, это была сумма, равная годовому бюджету города. Не каждый день скульпторам поступают такие предложения! Имел бы Штос положение, клиентуру, имя, он бы еще подумал, ехать или нет, но в свои 30 лет ничем выдающимся он пока похвастаться не мог. А в Кракове у него будет своя мастерская и, самое главное, полная свобода действий.


Наконец, на горизонте показался Краков. Издалека на солнце сверкнул шпиль башни Мариацкого костела – самого высокого строения в городе. Фейт услышал звуки трубы: трубач на башне трубил «гейнал» — военную песню польских рыцарей. Традиция появилась в Кракове не от хорошей жизни. Однажды дозорный заметил врагов и предупредил об этом горожан, но доиграть мелодию не смог: татарская стрела пробила ему горло. С тех пор каждый час трубач, попеременно поворачиваясь ко всем четырем сторонам света, трубил «гейнал». Штос отметил про себя: часы на башне – дорогое удовольствие, только очень богатый город мог его себе позволить. Краков – мог. На его улицах то и дело слышалась армянская, русская, иранская речь, купцы со всех концов света почитали за счастье торговать на Главном рынке – самой величественной и великолепной площади.

На окраине Краков походил на все средневековые города: тут теснились трущобы, по улицам бегали проворные крысы, а хозяйки прямо под колеса повозки выливали помои… Но вот чуткий нос Штоса уловил знакомые запахи краски, кожи, хлеба, пива, лекарственных трав, дерева — пошли дома ремесленников. Вот бондарь выставил на всеобщее обозрение бочки, гробовщик — свежевыструганные гробы, перчаточник в окне лавки разложил новые изящные перчатки, а с соседней улицы слышался такой знакомый стук кузнеца… Сердце скульптора забилось, и он понял, что за время путешествия сильно соскучился по работе. Наконец, Штос въехал в пышный центр. Перед ним возвысилась громада Мариацкого костела…


ТРИУМФ И ПОБЕДА

Рекламное видео:


Прошло двенадцать лет. 25 июля 1489 года Вит Ствош закончил работу над алтарем. Сколько бессонных ночей он провел, раздумывая над его композицией, над эскизами фигур, сколько осталось в прошлом споров с подмастерьями, заказчиками, поставщиками, сколько раз он отбивал себе пальцы, когда вырезал скульптуры из дерева! И все же последнее слово всегда оставалось за ним, и теперь он с полным правом мог сказать: Мариацкий алтарь – мое детище. Но что скажут краковяне? Торжественное открытие Мариацкого костела и освящение алтаря состоится в конце месяца. Ждать недолго.

В назначенный день Главный рынок был битком забит. Празднично одетые горожане с нетерпением ожидали, когда перед ними откроют двери главного собора. Наконец, трубач сыграл «гейнал», и двери костела распахнули. Первыми в базилику вошли богачи, за ними – купцы, ремесленники, последними – бедняки. Люди заходили в костел – и столбенели! Перед ними возвышался алтарь невиданной, редкой красоты из высоченного липового дерева. Почти трехметровые фигуры Иисуса Христа, Марии и апостолов были вырезаны из цельных стволов дерева — и где этот Ствош раздобыл такое, ведь дереву никак не меньше лет пятисот?! Боже ж мой, а сколько золота пошло на украшение! – шептали в углу старые евреи, тоже пришкандыбавшие поглядеть на труд немца. Люди долго ходили по костелу, как зачарованные рассматривали каждую деталь на алтаре. Матерь божья, да тут можно ходить, задрав голову, целую неделю, столько этот немец наворотил! А где же он сам, зовите его сюда! Вит Ствош – он давно привык, что по-польски его имя звучит именно так – робко вышел из тени и посмотрел на битком забитый храм. Люди смотрели на него восторженно, многие плакали от радости. Епископ жестом попросил тишины и предложил всем собравшимся помолиться за здоровье скульптора Вита Ствоша. Все подхватили молитву. Такого единения и согласия краковяне давно не испытывали!..


От волнения и хронической бессонницы скульптор едва стоял на ногах, но это были лучшие мгновения его жизни! Он прожил очень долгую и очень бурную жизнь, но такого триумфа никогда больше не было…

Благодарные краковяне освободили Ствоша от уплаты всех налогов и подателей и поручили создание надгробия короля Казимира IV и алтаря святого Станислава. Но Штоса тянуло домой, и в 1496 году он покинул Польшу. Эх, знал бы он, сколько испытаний ему предстоит на родине! В 1503 году скульптор отдал все заработанные в Кракове деньги одному банкиру, который оказался мошенником. Мастер в одночасье потерял все. В отчаянии он попытался вернуть хоть часть и… подделал чек и подпись обманувшего его купца. Но подлог вскрылся, и Штосу раскаленным железом нанесли на обе щеки клеймо и запретили покидать Нюрнберг. Он сбежал в Мюннерштадт — его схватили и бросили в тюрьму, и даже письмо императора не помогло… Отправляясь на родину, Штос ничего этого не знал, как не мог знать и того, что спустя несколько веков его соотечественники едва не уничтожат лучшее из его произведений…


ЛАКОМЫЙ КУСОК

1939 год. Европа стояла на пороге самой кровавой и страшной войны. 26 августа Гитлер объявил тайную мобилизацию вермахта и начал стягивать войска к польской границе, а 1 сентября напал на Польшу. Всего за две недели польская армия была уничтожена. В это время краковские патриоты под руководством профессора Кароля Эстрейхера пытались спасти Мариацкий алтарь. С большой осторожностью разобрали его на составные части, тщательно упаковали их в ящики и погрузили на речное судно, которое доставило ценный груз в Сандомир – город на юго-востоке Польши. Там ящики спрятали в подвалах местного собора. Но фашисты имели большие виды на творение Фейта Штоса. Еще не заполучив его, спорили, где должен находиться Мариацкий алтарь. Нет, то, что в Германии — это само собой разумеется, но где конкретно? Он должен украшать «музей фюрера» в Линце! – твердили одни немецкие бонзы. Другие мечтали заполучить алтарь в свои коллекции награбленных произведений искусства. В конечном счете, одержала верх идея установить алтарь в Нюрнберге – в будущей духовной столице Третьего рейха. А пока верхушка спорила, немецкие «шестерки» рыскали по Польше в поисках сокровища, не останавливаясь перед допросами, пытками, убийствами. Только благодаря предателям удалось найти сокровище, и вскоре заветные ящики разместились в подвалах берлинского рейхсбанка. В мае 1940 года его перевезли в один из нюренбергских замков, чтобы после победы установить в кафедральном соборе святого Лаврентия. План был утвержден лично Гитлером. Но ему не суждено было сбыться. Когда англо-американская авиация начала бомбить Нюрнберг, часть ящиков перевезли в новое место, часть осталась в замке. После разгрома фашистов алтарь искали несколько лет. Наконец, нашли. Некоторые его детали находились в таком плачевном состоянии, что потребовалась длительная и дорогостоящая реставрация. Лишь в 1957 году алтарь предстал в новом обличье в родном Мариацком костеле, где радует посетителей и сегодня.

Ирина ПЕРФИЛОВА

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+17
451
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Facebook:   Подписаться