Мы в социальных сетях:
Круглосуточное вещание!

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука»

Мы не автоматический, тематический новостной агрегатор

Статей за 48 часов: 140

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Египетская богиня Бастет

Время прочтения:
Египетская богиня Бастет

Мальчик-сирота по имени Менес – герой рассказа «Кошки Ултара», написанного Говардом Филлипсом Лавкрафто, – скитается по земле вместе с караваном странников. В городке Ултар, где они остановились, Менес находит чёрного котёнка и весело играет с ним.

Одинокому ребёнку котёнок становится едва ли не единственным другом. Но двум детям – рода человеческого и рода кошачьего – выпадает недолгое счастье общения: котёнок пропадает. Подозрение падает на зловещих старика и старуху, живущих в хижине на удалении от города, ведь пожилая чета не только дичится людей, но и лютой ненавистью ненавидит кошек.

Менес молится своим богам, а когда караван уходит из города, на странную парочку совершают покушение городские коты. У стариков нет шансов...

Какие молитвы и каким божествам возносил отчаявшийся найти котёнка мальчик? И почему он носил то же имя, что и основатель первой династии, которая объединила Нижний и Верхний Египет? Ответ напрашивается сам собой: «темнокожие странники» похожи на египтян. К тому же каждую их повозку украшали изображения древнеегипетских божеств – фигуры, имевшие торс человека, а голову – животного: барана, сокола, льва или кошки.

Лавкрафт к кошкам относится с большой симпатией, называя их в рассказе душой Древнего Египта. Кошка, по его мнению, древнее Сфинкса, а потому мудрее, хотя Сфинкс – её двоюродный брат, говорящий с ней на одном языке.

Кто знает, может быть в караване путешествовал тот мальчик, которому суждено было стать фараоном? И взойдя на престол, он велел почитать всех кошек, как божественных созданий. Повелительницей мурлычущих существ была богиня Баст, которую также величали Бастет. Изображали её с телом женщины и головой кошки, а иногда и в виде обыкновенной кошечки с утончёнными восточными формами. Бастет являлась Богиней любви и веселья, радости и женской красоты. Она «отвечала» за плодородие и домашний очаг. Что касается последнего, то мало что изменилось с тех времён: в наши дни кошка – символ домашнего уюта!

А вот ранние династии представляли эту Богиню несколько иной – в виде львицы. Неизменным было одно: статуэтки Бастет украшали драгоценностями. Считалось, что отец её – сам бог Солнца, верховный правитель Ра. Хатор, божество Луны, была её матерью. Нут, богиня неба, была сестрицей Бастет. Был у неё и братец Хонсу – бог-целитель. А бог грозы, ветра, бури и тьмы – Махес, был известен как сын богини-кошки.

Насколько египтяне почитали кошек, можно судить по легенде, где Ра обернулся в рыжего кота и прикончил огромного и коварного змея Апопа. Схватка кота и змея произошла в Гелиополисе. Добро побеждает зло, и вот Апоп – владыка подземелья, несущий мрак и олицетворяющий зло, повержен под священным деревом сикоморой. Этот сюжет можно найти в египетской Книге Мёртвых.

Однако расцвет почитания кошек можно отнести к периоду правления XXII ливийской династии Бубастидов. В те времена процветал город Бубастис. Его название можно трактовать как «Святилище Бастет». В иных источниках можно встретить слово Бубастион, обозначающее то же самое. Это была столица ХХ нома Нижнего Египта. Здесь, в восточной части Саккары, археологи и обнаружили невиданных размеров кошачий некрополь, который размещался подле холма, где стоял храм Бастет. Кошек тогда хоронили, как высокопоставленных людей, потому что ассоциировали их с Бастет.

Что касается самой богини, то торжества в честь неё напоминали фестивали. В Бубастисе пиво текло рекой, и употребляли в эти праздники напитка больше, чем за остальной год во всё Древнем Египте. Собравшиеся в городе музицировали, пели и танцевали, а опьянение казалось им божественным. Вот и богиня Бастет предстаёт перед нами с музыкальным инструментом, называемым систр. Сейчас этот инструмент – позвякивающую металлическими стержнями погремушку – определили бы к разряду перкуссии. Но в древности он занимал почётное место храмовых инструментов. До наших дней дошла статуэтки богини, держащей систр в руке, у её ног расположились четыре котёнка.

Так как Бастет была богиней плодородия, её нередко отождествляли с Исидой. Как дочь Луны, богиня-кошка отождествлялась с Хатор. Впрочем, Тефнут, Сехмет и Мут ставили в один ряд с Бастет. Слово Баст Раскладывали на Ба-Аст, что означало «Душа Исиды». Поэтому в храмах Исиды держали кошек. А когда храмы этой богини возводили на Ближнем Востоке и в Европе, туда переселяли пушистых питомцев.

Гелиополис – город, где поклонялись Бастет. Там выстроили статую кошки исполинских размеров, которая могла в зависимости от освещённости солнцем сужать и расширять зрачки, словно живая. Даже фараоны отправлялись в храм Бастет, чтобы совершить жертвоприношение. Храмовые кошки жили под неустанной заботой жрецов. А как только наступал праздник Бастет, тут же выходил запрет на охоту на «больших кошек» – львов.

А Геродот писал, что отважные египтяне могли войти в горящий дом, чтобы проверить, не погибает ли в дыму и пламени кошка, и спасти, если таковая обнаружится.

Когда умирала кошка, люди носили траур – сбривали брови, что полагалось делать скорбящим. А того, кто невольно убил зверька, полагалась страшная кара. Например, возницу, к которому под колёса угодила кошка, могли забить камнями до смерти.

Умершую кошку хоронили с почестями, тело её бальзамировали, а при захоронении должна была присутствовать вся семья, в которой жил зверёк. Вместе с телом кошки в могилу опускали игрушки и кушанья.

И как бы странно мы это всё ни воспринимали, у древних было объяснение подобному отношению к домашнему питомцу – они считали, что в кошке может воплотиться бог, а потому из-за кошки так сильно рисковали, так жестоко наказывали.

Показательный случай – захват крепости Пелусий персами под предводительством царя Камбиза. Персидский правитель долго не мог осадить город, пока не пообщался с греческим воином-перебежчиком, который рассказал, что значат кошки для египтян. Неизвестно, где персидские солдаты наловили пушистых красавиц и красавцев, но у каждого из наступавших к щиту была привязана живая кошка. Египтяне вынуждены были отложить стрелы и копья, боясь поранить или убить животное, ставшее для них святыней. Так, благодаря необычным заложникам, персы взяли город. Ни одна сторона не пролила при этом капли крови. Да и кошки – тоже.

Источник:

Поделиться в социальных сетях:


Понравилась статья? Поддержите Салика, жмите:



+4
125
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео