Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 58

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Загадочная диарета кубок Ликурга
Среднее время прочтения:

Источник:
Загадочная диарета кубок Ликурга

В Британском музее экспонируется кубок Ликурга – единственная сохранившаяся со времён античности диатрета с фигурным узором. Диатреты были для римлян изысканными и дорогими изделиями. Эти сосуды из стекла были преимущественно колоколообразной формы с двойными стенками: тулово сосуда находится внутри внешней стеклянной ажурной «сетки» прорезной работы.

- Salik.biz

Первый экземпляр диатреты был обнаружен в 1680 г. в северной Италии. Начиная с этого времени предпринимались попытки восстановить методику производства и создать копии.


Форма диатрет и надписи на них позволяют предположить, что они использовались как сосуды для напитков. Однако своеобразная кромка сохранившихся диатрет (у одного из экземпляров, хранящегося в Музее Корнинга в Нью-Йорке, на ней даже сохранилось бронзовое кольцо с тремя ручками) свидетельствует против этой версии: за кольцо диатрета могла подвешиваться как светильник.

Известны античные законы, регулировавшие ответственность шлифовальщиков за порчу диатрет. Самые ранние экземпляры диатрет датируются I в. н. э. Расцвет производства диатрет приходится на III и IV вв. На сегодняшний день известно около 50 экземпляров стеклянных сосудов этого вида, которые зачастую сохранились лишь частично, в осколках.

Рекламное видео:


Кубок Ликурга, с 1958 г. находящийся в собственности Британского музея, наиболее известная диатрета. Изделие представляет собой стеклянный сосуд 165 мм в высоту и 132 мм в диаметре, предположительно александрийской работы IV века. Этот единственный целиком сохранившийся стеклянный сосуд по своему цветовому эффекту и отделке считается уникальным.

Уникальность кубка состоит в способности менять цвет с зелёного на красный в зависимости от освещения. Этот эффект объясняется наличием в стекле мельчайших частиц коллоидного золота и серебра (приблизительно 70 нанометров) в соотношении трёх к семи. Обод из золочёной бронзы и ножка сосуда представляют собой позднейшие привнесения эпохи раннего ампира.

Как удалось создателям на уровне нанотехнологий создать такое творение – наука пока объяснить не в силах. Никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден в гробнице знатного римлянина. Потом, возможно, несколько веков пролежал в сокровищнице Римско-католической церкви.

В XVIII веке кубок был конфискован французскими революционерами, которые нуждались в средствах. Примерно в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.

В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген, который несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В 1862 г. банкир согласился и кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, где впервые был представлен широкой публике. Затем кубок вновь стал недоступен почти на столетие.

В 1950 г. лорд Виктор Ротшильд попросил Британский музей исследовать кубок. В 1956 году немецкий ученый Фриц Фремерсдорф опубликовал отчет, в котором указал, что кубок был произведен путем резки и шлифовки. Эта версия в настоящее время считается основной. В 1958 году барон Ротшильд продал кубок за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею.

В 1959 году подробный отчет о кубке Ликурга опубликовали Дональд Харден и Джоселин Тойнби. Современные реплики кубка были сделаны несколько раз, частично для проверки гипотезы метода изготовления.

Исследователи считают, что на стенках кубка изображена гибель фракийского царя Ликурга, возможно жившего около 800 г. до н. э., которого за оскорбление бога вина Диониса опутали и задушили виноградные лозы.

По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, уничтожил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Придя в себя от такой наглости, Дионис подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Гиада явилась к нему под видом обворожительной красавицы, околдовала его своей красотой и уговорила выпить вина.


Опьянев, царь обезумел: он напал на собственную мать и попытался изнасиловать ее, затем помчался вырубать виноградник – и разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу, потом та же участь постигла его супругу.



В конце концов, Ликург стал легкой добычей Диониса, Пана и сатиров, которые, приняв вид виноградных лоз, оплели его тело, закружили и замучили до полусмерти. Пытаясь высвободиться из этих цепких объятий, царь взмахнул топором и отрубил собственную ногу, после чего истек кровью и умер.

Существует гипотеза, что тема горельефа выбрана не случайно. Она якобы символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием.

Считают, что кубок мог передаваться из рук в руки вакхантами при дионисийских возлияниях. Во всяком случае, его необычная расцветка могла символизировать созревание винограда. Специалисты предполагают, что кубок мог быть изготовлен в IV веке. Однако, точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Не исключено, что эта диатрета могла быть изготовлена в более древнюю эпоху. Место изготовления также неизвестно и определено предположительно на основании того, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла.

Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в Дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого делали вино.

Однако артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зеленого цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.

Меняется цвет кубка и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становился ярко-красным.

Убедительных гипотез изготовления кубка нет, также как и не было достаточных для изготовления кубка нанотехнологий в IV веке.

Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что все дело в особом составе стекла. На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре – в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золотосеребряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.

Ученые считают, что принцип действия технологии следующий: на свету электроны драгоценных металлов начинают вибрировать, меняя цвет кубка в зависимости от расположения источника освещения. Инженер, специалист в области нанотехнологий Университета штата Иллинойс Лю Ган Логан и его команда исследователей обратили внимание на огромный потенциал этого метода в сфере медицины – для диагностики заболеваний человека.

Исследователи предположили, что при наполнении кубка жидкостями его цвет, благодаря различной вибрации электронов, будет меняться.

Ученые не могли экспериментировать с ценным артефактом, поэтому они использовали пластиковую пластину размером примерно с почтовую марку, на которую через миллиарды крошечных пор нанесли наночастицы золота и серебра. Таким образом, у них получилась миниатюрная копия Кубка Ликурга. Исследователи наносили на пластину различные вещества: воду, нефть, растворы сахара и соли. Как выяснилось, при попадании данных веществ в поры пластины ее цвет менялся. Например, светло-зеленый цвет получался при попадании в ее поры воды, красный – при попадании нефти

Прототип оказался в 100 раз более чувствительным к изменению уровня соли в растворе, чем распространенный сегодня коммерческий датчик, созданный для аналогичных тестов. «Принцип работы» кубка Ликурга физики из Массачусетского университета (США) решили использовать для создания портативных тестеров. Они могут выявлять патогены в образцах слюны и мочи или распознавать опасные жидкости, проносимые террористами на борт самолета. Таким образом, неизвестный создатель кубка Ликурга стал соавтором революционных изобретений XXI века.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+22
726
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Наш чат ВКонтакте:   Войти в чат