Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 94

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Колонна Траяна – рельефы, скрывающие тайну
Среднее время прочтения:

Колонна Траяна – рельефы, скрывающие тайну

Почти две тысячи лет над Вечным городом возвышается один из самых известных памятников Древнего Рима. Колонна Траяна, возведенная в 113 году, до сих пор является загадкой для потомков и предметом для многочисленных исследований, которые так и не могут достоверно подтвердить, являлась ли она погребальным памятником или прославляющем победы императора монументом.

Так или иначе, воздвигнутый в начале II века монумент был абсолютной инновацией, не имеющим аналогов. Его художественное оформление поражало современников обилием нанесенных рельефов, представляющих сцены военного похода императора Траяна при завоевании Дакии (земли современной Румынии). Детализированные в мельчайших подробностях изображения и по сей день являются открытой книгой истории Древнего Рима.

- Salik.biz



Особенности великолепной колонны

Древний памятник представляет собой мраморную колонну высотой около 40 метров, установленную на массивном прямоугольном основании, которая изначально была увенчана позолоченной бронзовой статуей самого императора. Подобные, но гораздо меньшие по своим масштабам памятники не являлись чем-то необычным в императорском Риме, однако Колонна Траяна имела несколько особенностей:

  • винтовую лестницу внутри, по которой можно было подняться на капитель колонны со смотровой площадкой;
  • сплошной спиралевидный скульптурный рельеф, украшающий Колонну с внешней стороны по всей ее высоте;
  • погребальную камеру, сделанную в основании постамента.

Возвышаясь над Форумом Траяна, Колонна была видна из любой точки древнего города. Те, кто мог позволить себе взобраться на ее смотровую площадку, открывавшийся вид поражал воображение.


Рекламное видео:

Колонна как Лестница в небо

Спиралевидная лестница внутри полой и темной шахты Колонны Траяна полностью дезориентировала восходящего посетителя. Редкие узкие окна, более похожие на щели, располагались на такой высоте, что из них невозможно было что-либо увидеть, а единственным ориентиром во мраке пространства являлся яркий прямоугольник синего неба вверху, завершавший длинное восхождение. Ослепленный дневным светом, первое, что мог видеть «прозревший» посетитель – Форум Траяна и величественный Колизей, огромные Рынки Траяна, прорезанные на склоне Квиринальского холма, а также массивную крышу базилики Ульпия, покрытую бронзой и сверкающую золотом в лучах Солнца. Все увиденное впечатляло современников императора даже больше, чем нанесенные на колонну рельефы, украшавшие памятник.


Колонна как Лестница в небо

Спиралевидная лестница внутри полой и темной шахты Колонны Траяна полностью дезориентировала восходящего посетителя. Редкие узкие окна, более похожие на щели, располагались на такой высоте, что из них невозможно было что-либо увидеть, а единственным ориентиром во мраке пространства являлся яркий прямоугольник синего неба вверху, завершавший длинное восхождение. Ослепленный дневным светом, первое, что мог видеть «прозревший» посетитель – Форум Траяна и величественный Колизей, огромные Рынки Траяна, прорезанные на склоне Квиринальского холма, а также массивную крышу базилики Ульпия, покрытую бронзой и сверкающую золотом в лучах Солнца. Все увиденное впечатляло современников императора даже больше, чем нанесенные на колонну рельефы, украшавшие памятник.


Рельеф Колонны Траяна

Скульптурные изображения длинной спирали рельефов, обвивающие Колонну Траяна 23 раза, повествуют о двух победных войнах над Дакией, которые вел император в 101-102 и 105-106 годах.

Войны показаны как серия батальных сцен, изложенных в хронологическом порядке, каждая из которых иллюстрирует конкретные события. Основная фабула перемежается второстепенными сюжетами, описывающими также, и созидательную роль легионеров на захватываемых территориях – от сбора урожая до строительства зданий, охватывая, таким образом, весь спектр римской военной деятельности. Историки предполагают, что весь скульптурный рельеф колонны Траяна был предварительно описан самим императором.

Его образная фигура, изображенная на рельефах монумента порядка 60 раз и, очевидно, имевшая портретное сходство, всегда представляется максимально реалистичной – композиции составленных сцен дополнены его выверенными жестами и фиксированным главенствующим взглядом, в них отсутствуют какие-либо льстивые атрибуты, которые бы намекали на его якобы сверхчеловеческие способности. Такое отношение к императору было результатом особого нравственного климата, созданного окружавшими его людьми, и должно было донести до потомков образ безраздельно властвующего, мудрого и авторитетного полководца.


Предположительно, изначально рельеф колонны Траяна был изготовлен в полихромном исполнении, а многие фигурки снабжены миниатюрным оружием, отлитым из бронзы. Об этом свидетельствуют многочисленные маленькие отверстия, предназначавшиеся для их крепления и беспорядочно присутствующие по всей поверхности с внешней стороны колонны. Достоверных сведений, кто именно изготовил рельеф колонны Траяна, на сегодня не существует – авторство произведенных работ приписывается анонимной мастерской Магистра Траянских Предприятий. Некоторые историки предполагают, что в монументальном проекте мог участвовать Аполлодор Дамасский, разработавший весь архитектурный план траянского Форума.


Пьедестал колонны Траяна

Многие историки до сих пор не пришли к единому мнению – являлось ли основание монумента погребальной камерой императора после его смерти, так как известно, что в Риме запрещалось делать захоронения в черте священной границы города. Некоторые источники утверждают, что для увековечивания памяти в основание пьедестала Колонны Траяна все-таки были помещены золотые урны с прахом императора и его супруги Помпеи Плотины (70-121гг.н.э.). Если это было так, то Колонна является монументальной гробницей, построенной еще при жизни Траяна.


Основание памятника украшено рельефами, изображающими груды оружия и доспехов, захваченные у дакийцев. Отображенные трофеи, как бы брошенные к ногам возвышающегося на вершине Траяна, символизировали полную победу над непокорным народом Дакии. С одной из сторон пьедестала находится дверь, над которой помещен римский лапидар, поддерживаемый двумя мифическими крылатыми фигурами. Из надписи, высеченной на нем, следует, что «сенат и народ Рима посвящает это императору Цезарю, сыну божественного Нерва – Траяну Августу Германику». В тексте, также упоминается, что на этом месте возвышался холм, который был срыт ради сооружения монумента.


Как строили Колонну Траяна

Даже сегодня, глядя на величественный монумент, многие задаются вопросом – каким образом был реализован столь грандиозный замысел императора. Из исторических источников доподлинно известно, что мрамор для изготовления колонны Траяна добывался в Лу́не (Lunigiana), недалеко от Каррары – самой северной оконечности современной Тосканы. Двадцать цилиндрических и восемь квадратных массивных мраморных блока для строительства Колонны и ее основания были доставлены по Тибру. Устанавливаемые блоки скреплялись между собой металлическими дюбелями, вставляемыми в верхний и нижний срез цилиндров, и закреплялись в них заливаемым расплавленным свинцом.

До сих пор не существует единого мнения, когда и как был нанесен рельеф на Колонне Траяна – до или после установки всех блоков друг на друга. Если предположить, что декоративное изображение наносилось в мастерской, где производилась окончательная обработка мраморных блоков, то потомкам остается лишь восхищаться работой древних мастеров, которые нанесли рисунок и подогнали разрозненные фрагменты рельефов с ювелирной точностью.

Существует также версия, что некоторые рельефы Колонны Траяна отлиты из римского бетона – смеси песка и мелкой щебенки, где в качестве их связующего применялась известь и вулканический пепел. Это предположение появилось в результате скрупулезных исследований, отметивших отсутствие на скульптурном рельефе точечных следов зубила, являвшегося одним из основных инструментов при ваянии памятников в древние времена. Вместо этого видны следы, оставленные рельефными шпателями, применявшимися для еще не застывшего материала, а также скребками, служившими для очистки.

Еще одним довольно интересным моментом является то, что высота спирального рисунка, обертывающего Колонну 23 раза, варьирует от 0,8 до 1,5 метров. Некоторые историки предполагают, что если строительство Колонны Траяна началось еще до завершения военной кампании в Дакии, то у резчиков попросту небыло уверенности, сколько еще понадобиться места для размещения сцен с последующими событиями.


Вокруг Колонны Траяна – интересные факты

  • Высота колонны без пьедестала и установленной статуи – 29,7м. Использовавшаяся в Древнем Риме мера длины «Piede Romano»(Римская нога) соответствовала среднему размеру ступни человека и была равна 29,7см. Таким образом, высота Колонны Траяна составляла сто ступней. Вместе с основанием и размещенной на вершине фигурой, сегодня общая высота памятника – 39,86м.
  • Несмотря на многочисленные землетрясения, происходившие в прошлом, сегодня отклонение колонны от центра масс составляет менее 1 градуса.
  • Для строительства колонны было использовано 20 блоков мрамора цилиндрической формы диаметром 3,83м. Общая масса монумента около 40 тонн.
  • Винтовая лестница внутри Колонны, ведущая наверх, имеет 185 ступеней и освещена 43 небольшими отверстиями.
  • Спиральный рельеф колонны Траяна в развернутом виде имеет длину 200м., на его поверхности находятся изображения 2662 фигур, задействованных в представлении 155 исторически важных сцен.
  • В 1162 году Римский Сенат утвердил специальный документ, определявший Колонну Траяна как государственную собственность, и законодательно запретил нанесение какого-либо ущерба памятнику императору. За нарушение этого закона полагалась даже смертная казнь.
  • В 1588 году, при понтификате Сикста V, на вершину Колонны была помещена бронзовая статуя Святого Петра, которую можно видеть и сегодня.


Неразгаданные тайны Колонны Траяна


Основательные исследования монумента начались лишь в середине XIX века. Пристальное изучение Колонны породило множество вопросов, на которые до сих пор не существует исторически обоснованного ответа:

  • рельефы не содержат никаких надписей – в них не упомянуто ни единого имени или названия места, где происходили те или иные события;
  • многие изображенные на рельефах Колонны Траяна фигуры прикрываются щитами, на которых нанесены османские полумесяцы со звездой и христианские кресты;
  • сделанные в XIX веке фотографические изображения памятника и его современный вид отличается заметными разрушениями, то есть за довольно короткий промежуток времени Колонна Траяна пострадала гораздо больше, чего не произошло за 2000 лет;
  • несмотря на многочисленные катаклизмы, включая землетрясения, колонна отклонилась от своей осевой линии всего лишь на один градус.

Приведенные факты наводят на мысль, что монумент был возведен гораздо позже, а изложенные сцены скорее относятся к совершенно другим событиям. Некоторые исследователи склоняются к версии, что рельефы Колонны Траяна отражают эпизоды Крестовых походов против мусульман, начавшихся в 1096 году и продолжавшихся вплоть до середины XV века. Таким образом, она могла быть воздвигнута в средние века, и описывать военные действия на территории Ближнего Востока. Так это или нет неизвестно до сих пор, однако не подлежит никакому сомнению, что Колонна является выдающимся сооружением прошлых эпох и одной из самых привлекательных достопримечательностей Рима.

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+46
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+20
506
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен:   Подписаться