Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 31
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Поляницы: Девы-воительницы
Среднее время прочтения:

Источник:
Поляницы: Девы-воительницы

Амазонки — героини древнегреческих мифов — известны, наверное, каждому современнику. Однако и Русская земля славилась когда-то могучими воительницами, сражающими наповал (в прямом и переносном смысле) своей красотой и ловкостью представителей сильного пола. Наши предки называли этих дев поляницами, но сейчас память о них сохранили лишь немногие предания и легенды.


- Salik.biz

Удалые поединщицы

Согласно былинам, у русских богатырей было немало «подлых супротивников», но кроме широко известных супостатов, таких как Змей Тугарин или Идолище Поганое, им приходилось сражаться и с могучими поляницами. Эти облачённые в броню и хорошо вооружённые дамы из загадочного племени, живущего в далёких южных степях, ни в чём не уступали прославленным воинам, а подчас даже превосходили их силой и ловкостью. Чаще всего поляницы появлялись у русских границ в одиночку и требовали поединщика, т.е. Соперника себе под стать. Надо сказать, что таких находилось немного, и храбрецы, принявшие вызов поляницы, зачастую расставались с жизнью в схватке с воинственной девой. Одолев поединщика, поляница отрубала ему голову, забирала её с собой в качестве трофея, после чего отправлялась восвояси, растворяясь без следа в широкой степи.

Однако бывало и так, что хорошо обученное войско удалых поляниц осаждало стольный Киев-град, приводя в ужас самого князя Владимира. Надо сказать, что зачастую от таких набегов столицу русского княжества спасала не сила, а дипломатия, когда после длительных переговоров воительницы, получив свою дань, закрепляли недолгий мир «питием», садясь за пиршественные столы рядом со своими противниками.


Муж в кармане

Интересен тот факт, что воинственные девы выступали в поход не только ради знатной поживы в русских землях, но и для того, чтобы при случае наладить свою личную жизнь. Былины гласят, что справиться с поляницами в бою мог только один богатырь — Илья Муромец, а остальным богатырям встреча с ними сулила скорое расставание с холостяцкой свободой.


Примером тому служит история Добрыни Никитича. Как-то в чистом поле он встретил могучую воительницу Настасью и вызвал её на поединок. Однако после первых же ударов стало ясно, что русский богатырь намного слабее своей противницы. Легко справившись с Добрыней, Настасья посадила его в ларец и, спрятав свой трофей в карман, спокойно отправилась дальше. На привале поляница вспомнила о богатыре. Она извлекла его из позорной тюрьмы, после чего предложила Добрыне стать её мужем. Причём в случае отказа ему грозила неминуемая смерть, так что прославленный богатырь просто не смог отказаться от такого предложения.


Дамы Ильи Муромца

Былины гласят, что у другого витязя, Ильи Муромца, взаимоотношения с поляницами развивались по совсем другому сценарию. Он был единственным из русских богатырей, кто мог дать достойный отпор дерзким девам, а потому заслужил в их кругах огромное уважение. Именно благодаря его воинской славе и состоялась встреча витязя со знаменитой бабой Горыникой. Прослышав о доблестном витязе, поляница отправилась к рубежам Киевского княжества, чтобы в бою испытать его силушку богатырскую. Однако когда дева приблизилась к границе, Ильи на заставе не оказалось — он уехал по делам в Киев, а потому на поединок с поляницей решился Алёша Попович. Эта короткая схватка закончилась плачевно для молодого воина, и тот просто чудом не лишился жизни, а спас его вовремя подоспевший Илья Муромец.

Три дня и три ночи длился поединок богатыря с бабой Горыникой, после чего супротивники согласились на боевую ничью. Видимо, в ходе сражения между ними зародилась взаимная симпатия, а потому недавние противники уединились на три дня в шатре поляницы. Но, видимо, расставание воинов прошло не совсем гладко: на что-то обидевшись, баба Горыника покинула богатыря, отказавшись стать его женой. Вернувшись в свои земли, поляница в положенный срок родила сына (по другой версии — дочь) — Сокольничка, которого воспитала в традициях своего племени. Достигнув совершеннолетия, отпрыск богатыря, так же как и мать, стал совершать набеги на русские земли и однажды в жарком бою погиб от руки своего отца.

Другая былина рассказывает о некоей полянице Савишне, которая была побеждена богатырём в поединке, после чего стала Илье Муромцу верной и нежной супругой. Долгие годы Савишна даже и не вспоминала о своей удалой юности, и только однажды ей все же пришлось взяться за оружие. Как-то в отсутствие Ильи напал на Киев Змей Тугарин, и никто из княжеских дружинников не смог с ним справиться. Казалось, ещё чуть-чуть, и город сдастся на милость захватчика, но положение спасла супруга Муромца. Надев доспехи своего мужа и опоясавшись его мечом, Савишна выехала навстречу Тугарину и дала достойный отпор «ненавистному ворогу».


Сарматское племя

Сегодня о загадочных поляницах нам рассказывают лишь былины и предания, однако современные исследователи считают, что воинственные девы существовали в реальной истории. Древнегреческий историк Геродот после своего путешествия по Северному Причерноморью записал рассказы греческих колонистов о сарматском племени женщин-воительниц, досаждавших его соотечественникам. Эти дамы были искусными наездницами, метко стреляли из лука, а в ближнем бою легко побеждали даже прославленных воинов. У сарматских амазонок существовал обычай, запрещавший девушке выходить замуж до тех пор, пока она не проявит себя в пылу сражения или же не представит военачальнице голову убитого врага. Если же у сарматки в браке рождался мальчик, его тут же убивали или калечили.

Подтверждение этих записей Геродота было получено в наши дни, когда при раскопках сарматских курганов найдены захоронения совсем ещё молодых девушек — самой младшей из которых было 14 лет — в полном воинском облачении. Тогда как мужчины этого племени были погребены с глиняными горшками и прочей хозяйственной утварью. Интересен тот факт, что подобные захоронения относятся к IV-II векам до нашей эры, после чего оружие и доспехи «перешли» к мужчинам. Это позволяет судить о том, что именно в то время поляницы уступили власть своим сыновьям и мужьям.


Поляницы нового времени

И хотя следы удалых поляниц сегодня и затерялись во мраке веков, однако древние традиции воспитания женщин-воинов ещё долго существовали на Русской земле. Старинные русские летописи гласят, что ещё в походах князя Святослава принимали участие славянские девы-воительницы, половая принадлежность которых открывалась врагам лишь после того, как они, мародерствуя, снимали доспехи с убитых противников.

Во многих исторических источниках, рассказывающих о монголо-татарском нашествии, говорится и о бесстрашных женщинах, принимавших активное участие в обороне городов и сражавшихся рядом с мужьями и братьями.

А вот в казачьих станицах девушка с оружием в руках на протяжении нескольких столетий была вполне обычным явлением. Военный историк Василий Потто отмечал в своих работах, что казачка всегда считалась среди мужчин полноценным бойцом, готовым дать врагу достойный отпор.

А как же иначе, если до XIX века станичные девчушки воспитывались наравне с мальчиками, учась ездить верхом, бросать аркан, стрелять из лука, а также владеть огнестрельным оружием. И надо сказать, такие навыки не пропадали даром. Примером тому служит знаменитый подвиг казачек станицы Наурской. В 1774 году отряд из 10 тысяч турок окружил селение, а так как строевые казаки в это время были в походе, их жёнам и дочерям пришлось взяться за оружие. В течение нескольких дней полторы сотни казачек отражали натиск врага, паля по туркам картечью из пушек, поливая со станичного вала горячей смолой и даже отсекая косами головы супостатам.

За храбрость и удаль императрица Екатерина II приказала наградить доблестных защитниц медалями, а также учредила в память об их подвиге новый праздник — День матери-казачки, который казаки вот уже более двух столетий отмечают 4 декабря.

Елена Лякина

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+50
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
1525
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте:   Подписаться