Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 72

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Покровская обитель отвергнутых жен
Среднее время прочтения:

Покровская обитель отвергнутых жен

Покровский женский монастырь в Суздале по праву считается одним из самых известных. И влекут сюда людей не только старинные храмы и чудотворные святыни. Так уж вышло, что на протяжении нескольких столетий за стенами этой обители разыгрывались настоящие исторические трагедии, сюжет которых вряд ли смогут передать даже современные популярнейшие телесериалы.


- Salik.biz

Обет за спасение

Покровскую обитель можно назвать одним из древнейших монастырей русской земли, ведь заложен он был на правом берегу реки Каменки в 1364 году. Предание гласит, что своим появлением монастырь обязан страшной буре, которая захватила в пути ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича. Готовясь к смерти, князь дал обет, что в случае своего спасения он отстроит на берегу реки новый девичий монастырь.


Молитва его была услышана, и буря тут же утихла. Помня о своём обещании, князь занялся строительством новой обители, сооружая первые деревянные храмы и сестринские корпуса.

Но изначально это был небольшой ничем не примечательный монастырь, каких тогда имелось немало на русской земле, а расцвет его пришёлся на последние годы XV — начало XVI века, когда здесь пожелала принять постриг старшая дочь Ивана III Александра.

С тех пор маленький девичий монастырь в Суздале стал пользоваться огромной популярностью у знатных людей. Его монахинями становились женщины и девушки из самых родовитых семей, что позволило обители получать щедрые вклады от близких этих насельниц. В XVI веке её территория украсилась прекрасными каменными постройками, в числе которых были Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.

А в XVII веке здесь была построена приказная изба — судный дом, где вершились судьбы провинившихся монахов и инокинь суздальской земли и учинялись расправы над крестьянами за недоимки.

Рекламное видео:


Княжеский развод

Однако всё страсти, кипевшие в приказной избе, меркнут перед трагедией, разыгравшейся в главном монастырском соборе зимой 1525 года, когда там насильно постригали в инокини великую княгиню Соломонию Сабурову. Не желавшая расставаться с мирской жизнью, отвергнутая супруга Василия III плакала, вырывалась из рук своих мучителей, а затем выхватила у священника приготовленное для неё монашеское одеяние и принялась топтать его ногами, за что была жестоко избита плетью. Однако её судьба была предрешена. Попавший под чары юной красавицы Елены Глинской, великий князь отослал в Покровский монастырь немилую жену, обвинив её в бесплодии.

Но, видимо, Василий ошибся. Многие историки считают, что насильно постриженная под именем инокини Софьи Соломония была беременна, когда приехала в монастырь. Через несколько месяцев новоявленная монахиня родила мальчика — царевича Георгия, которого вскоре, опасаясь козней своей соперницы, объявила умершим. Предание гласит, что этот мальчик, спасённый и воспитанный сердобольными монахинями, спустя несколько лет стал знаменитым разбойником Кудеяром — защитником обиженных, чьи похождения доставили много серьёзных волнений его брату царю Ивану Грозному. Подтверждение этой легенде было найдено спустя 400 лет, когда при раскопках в монастыре учёные обнаружили каменное надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, наряженная в рубашку, украшенную жемчугом. Сегодня эту находку может увидеть каждый посетитель музея Покровского монастыря. Видимо, эту куклу несчастная мать и выдала за умершего младенца.

Что же касается инокини Софии, то она примирилась со своей жестокой судьбой и вела жизнь обычной монахини. Скончалась она в 1542 году и позже была причислена к лику православных святых как преподобная София Суздальская.


«Блудное» дело

Надо сказать, что пример Василия III оказался «заразителен», и на протяжении нескольких десятилетий многие знатные и монаршие особы ссылали в Покровский монастырь неугодных жён. В числе таких венценосных узниц были супруги Владимира Старицкого и Василия Шуйского, Анна Васильчикова — пятая жена Ивана Грозного.


Однако самой несчастной из этих дам оказалась Евдокия Лопухина — первая жена Петра I, которую даже монастырские стены не спасли от злобы разлюбившего её императора.

В 1698 году вернувшийся из Европы царь распорядился отправить царицу в Покровскую обитель и там постричь её в монахини, желает она того или нет. Причём Пётр не выделил даже рубля на содержание бывшей жены, а потому первое время несчастной царице приходилось голодать и буквально выпрашивать у монахинь дрова, чтобы протопить свою келью. Но такое жестокое обращение пусть и с бывшей, но государыней вызвало негодование среди бояр, и вскоре Евдокия начала получать щедрые «милости» от знатных семейств, а кроме того, в Суздаль перебрались и некоторые из её придворных. Отчасти такое внимание бывшая царица получала благодаря предсказанию епископа Ростовского Досифея, почитаемого как святого, которое гласило, что «Евдокии внови на троне бывать», потому-то знатный люд спешил сделать «вложения» в будущие милости.

В монастыре для Евдокии был построен специальный «двор» — дом с несколькими горенками, где старица Елена (это имя царица получила при постриге) вела вполне светскую жизнь. Целыми днями она принимала гостей, в числе которых был даже суздальский воевода, носила светскую одежду и даже не задумывалась о посте и молитве.

Однако такая беззаботная жизнь бывшей царицы продолжалась до 1718 года, когда Пётр начал расследование по делу своего сына Алексея. После тщётных поисков весомых доказательств измены царевича государь решил произвести обыск и в кельях его матери, так как не сомневался, что та может быть хранительницей тайн своего чада.

Посланный императором «для сыска» офицер арестовал нескольких монахинь, которые на допросах выдали единственную тайну Евдокии: вот уже несколько лет она состояла в любовной связи с майором Преображенского полка Глебовым. Так как доказательства участия Лопухиной в заговоре сына так и не были найдены, её дело стало не политическим, а «блудным», что ещё больше разозлило Петра. Евдокию доставили в Преображенский приказ, и после публичной порки кнутом она была отправлена сначала в Александровский Успенский монастырь, потом в Ладожскую Успенскую обитель, а затем заключена Шлиссельбургскую крепость. Глебов же подвёргся жесточайшим пыткам, после чего был посажен на кол.

Однако предсказание Досифея всё же сбылось. В 1727 году на русский престол вступил внук Евдокии Пётр II. Он вызволил бабушку из заточения, и последние свои годы Евдокия провела в довольстве и покое в московском Новодевичьем монастыре.


Святая заступница

И все же нужно отметить, что если бы не все эти трагедии царских и монашеском великокняжеских «разоблачении водов», суздальская земля не получила бы святую, которая и по сей день дарует помощь обратившимся к ней людям.

Первые чудеса у гробницы Софии Суздальской были замечены ещё в начале XVII века, когда прозрела приложившаяся к ней слепая дочь князя Ногтева. Весть о данном чуде разнеслась по многим городам и весям, после чего в Покровский монастырь потянулись больные и страждущие.

Однако своё самое известное чудо святая совершила в годы Смутного времени. Предание гласит: когда отряд под предводительством пана Лисовского захватил Суздаль и осадил Покровскую обитель, святая предстала перед предводителем разбойников, держа в руках горящую свечу. От пламени в её ладонях шёл страшный жар, который заставил Лисовского отдать приказ снять осаду с монастыря и покинуть разорённый город.

После революции, когда Покровский монастырь закрыли, мощи святой Софии долгое время считались утерянными, и вновь они были обретены чудесным образом в 1995 году.

Сегодня останки бывшей великой княгини являются главной святыней Покровской обители. Надо сказать, что и по сей день совершает она множество чудес исцеления, многие из которых отмечены в монастырской летописи.

Особо откликается святая София на просьбы матерей, молящих о здравии своих детишек, причём ей под силу «справиться» с любым, даже безнадёжным (с точки зрения врачей) диагнозом.

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+46
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+19
285
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Facebook:   Подписаться