Мы в социальных сетях:
Круглосуточное вещание!

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука»

Мы не автоматический, тематический новостной агрегатор

Статей за 48 часов: 139

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Джамский минарет

Время прочтения:
Джамский минарет

Джамский минарет (Minar of Jam) был построен еще в XII веке на территории нынешнего Афганистана в древнем городе Фирузкух. Из-за постоянных военных конфликтов и труднодоступности мест, где он расположен, очень мало людей могут похвастаться, что видели его собственными глазами. Затерянный в горах Этот памятник архитектуры скрыт в горах на северо-западе Афганистана. Если точнее — в 10 км северо-восточнее кишлака Джам в провинции Гор, в месте, где ручей Джамруд впадает в реку Герируд. Это хорошо сохранившийся минарет XII века высотой 65 м, второй по высоте памятник истории среди минаретов из обожженного кирпича после Кутуб-Минара в Дели.

Археологи предполагают, что Джамский минарет является единственной уцелевшей постройкой города Фирузкух – столицы династии Гуридов, которая существовала в в 1148 -1206 гг. и на пике своего расцвета контролировала огромную территорию от города Нишапура на востоке Ирана до Бенгальского залива в Индии.

Давайте узнаем об этой цивилизации

Открыт минарет был в 1886 г. во время работы русско-афганской пограничной комиссии, которую возглавлял английский полковник сэр Томас Хангерфорд Холдич. В 1943 г. губернатор Герата Абдулла Хан Малекяр сделал первые фотографии минарета и сообщил о нем в Афганское историческое общество. Спустя год в журнале «Anis» появилась первая публикация об этом памятнике древности. Первым из современных европейцев добрался до минарета в августе 1957 г. французский археолог Андре Марик, и опубликовал доклад в «Записках французской делегации в Афганистане».

В 1960 г. два представителя Французской археологической делегации в Афганистане — Ле Бер и его ассистент Маршаль — сфотографировали декоративные панели минарета и провели первоначальное исследование его архитектурной структуры и обнаружили вход в минарет. С 1961 по 1969 гг. минарет обследовал итальянский архитектор Андреа Бруно, который предложил план по укреплению памятника, которому грозило обрушение, а также открыл руины дворца, военных укреплений, мусульманское и еврейское кладбища, на котором сохранились надписи на иврите.

Однако труднодоступность памятника и нестабильная политическая обстановка в Афганистане, периодически вспыхивающие боевые действия, не позволили провести серьезные археологические исследования Джамского минарета. В то же время, землетрясения, часто случающиеся в этой местности, наводнения, подмывающие основание памятника, и незаконные раскопки «черных» археологов, ищущих ценности, угрожают сохранности памятника архитектуры.

Джамский минарет является одним из немногих хорошо сохранившихся памятников, представляющих образец художественного творчества и мастерства строительной техники того времени. Минарет высотой 65м и диаметром 9м в восьмиугольном основании сложен из обожженного кирпича, связанного между собой известковым раствором.

Широкое нижнее основание минарета имеет крепкие толстые стены, которые обертывают две винтовые лестницы в центре, поднимающиеся на высоту 38м, где ранее находился балкон. Минарет изящен и как бы парит в воздухе. Практически вся его поверхность покрыта узорами, а вершина — украшена синей терракотовой плиткой.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО этот памятник архитектуры и прилегающее неисследованное городище были включены в 2002 году: минарет с его инновационной архитектурой и отделкой сыграл значительную роль в развитии искусства и архитектуры не только Индийского субконтинента, но и за его пределами. Также Джамский минарет и связанные с ним археологические памятники являются исключительным свидетельством силы и качества цивилизации Гуридов, которая доминировала в регионе в XII-XIII вв.

Кроме того, минарет является выдающимся примером исламской архитектуры и орнамента в регионе. Эксперты признают его подлинными архитектурными и декоративными шедевром. К северу от минарета, высоко на скале, можно увидеть остатки замков и башен древнего города, с восточной стороны минарета были обнаружены остатки укреплений, от чего создается впечатление, что он был окружен не поселением, а военным лагерем. На восточной стороне минарета можно увидеть имя архитектора — Али ибн Ибрагим Нишапур.

Из-за труднодоступности местности, в которой расположен Джамский минарет, и неспокойной военной обстановки, только горстка отважных ученых отважилась побывать в тех местах и провести исследования. В 2003 г. группа западных археологов при поддержке Национального института Археологии Афганистана и ЮНЕСКО попыталась оценить, как повлияет на памятник запланированное строительство дорог и мостов. Ученые тогда обнаружили и раскопали около десятка траншей, которые оставили после себя охотники за древними сокровищами.

Оказалось, что «черные» археологи в поисках археологических ценностей даже пробили кирпичные стены в коренных породах в надежде добраться до подземелий! В ходе изысканий археологи обнаружили большие каменные стены, расположенные перпендикулярно склонам гор, и стены поменьше — параллельно склону горы. Эти сооружения свидетельствуют, что здания в древнем городе располагались по склону террасами, были также обнаружены стены, покрытые разноцветной штукатуркой — очевидно, остатки жилищ.

В 90м от минарета в шурфе, вырытом когда-то охотником за сокровищами, ученые наткнулись на тротуар, выложенный из обожженного кирпича, но кладка была схожей с той, которую можно увидеть во Дворцах империи Газневидов. Предположительно, это остатки пятничной мечети города, о которой летописец Гуридов пишет, что она была смыта паводком незадолго до 1200 г. Вместе с тем, ученые обнаружили признаки того, что мечеть, возле которой стоял сам Джамский минарет, была весьма скромных размеров, непропорциональна высоте минарета.

Во время экспедиции в 2005 г. археологи уже вооружились детальными снимками местности, сделанными со спутника. Тогда было решено оценить масштабы ущерба, нанесенного «черными» археологами, но эта работа оказалась столь неподъемной, что для исследований была выбрана только узкая полоска местности шириной 50м и длиной 225м. К концу сезона археологи только на этом участке нашли 121 шурф, пробитый охотниками за сокровищами. Масштабы работы «черных» археологов поражали — 11% территории были покрыты шурфами, тогда как обычно грабители могут перелопатить только 2-3%, и то — в течение нескольких сезонов. Если они возвращались в эти места снова и снова, то, очевидно, было за чем. Можно только себе представить, сколько интересного и ценного для науки было попросту украдено и продано на черном рынке! Однако самой большой бедой для Джамского минарета стало безразличное отношение местных жителей — малограмотные афганцы не научились ценить подобные памятники истории, даже если они являются национальным сокровищем.

В ходе раскопок ученые обнаружили мощеные обожженным кирпичом дворы, которые, по всей видимости, располагались возле общественных зданий, остатки крепости, которая защищала подходы к городу с востока, а также большую цистерну для воды, расположенную в 400м выше Джамского минарета. Этот искусственный водоем размерами 8,2*4,95м и глубиной более 4,5м, окруженный метровой толщины стенами, вмещал не менее 85т воды и был построен для сбора снега и льда, чтобы обеспечивать жителей Фирузкуха холодной водой в летнее время.

Однако только полевыми изысканиями ученые не ограничились. Археологические образцы были вывезены в Европу для более глубокого исследования, по результатам которого можно составить хотя бы приблизительное представление о том, как жили 800 лет назад жители древнего города: чем питались, что выращивали и каких животных разводили, какими ремеслами занимались и какими технологиями овладели, а также с какими странами торговали. Это принесло свои свои плоды: например, ботаники установили, что жители Фирузкуха выращивали ячмень и пшеницу, нут и чечевицу, а также виноград, инжир, яблоки, груши и фисташки. А исследование черепков показало, что посуда, изготавливавшаяся в Джаме, содержала мотивы восточных и западных традиций, в частности, Ирана и Китая.

Сегодня в Афганистане редко кто рискнет отправиться в путешествие, даже если его целью будет увидеть редкостную жемчужину архитектуры и истории. Однако смельчаки все же находятся. Вот как описывал свою поездку и ощущения от нее историк архитектуры Ден Крюикшенк, который в составе съемочной группы ВВС в 2007 г. побывал в Джаме: «После десяти лет неудачных попыток совершить это путешествие я, наконец, смогу увидеть одно из архитектурных чудес света. Я в пути уже 14 часов, мы продвигаемся по бездорожью и скалистым руслам. Вдруг, через щель в нависшей скале, я на миг увидел сам минарет! Он находится так далеко от цивилизации, что слухи о его существовании достигли Запада только в 1944 г…

Путешествие к Джамскому минарету считается слишком опасным — похищения людей бандитами или местными повстанцами здесь не редкость. Поэтому нужно тщательно подготовиться и вести себя осторожно. Наше путешествие было сложным, трудным, но удивительным. Когда мы, наконец, прибыл в Герат из Кабула, пришлось получать от афганских властей множество различных разрешений, а также ставить в известность о наших планах военных. Начальник полиции взял нас под свое личное покровительство и дал нам в сопровождение 60 полицейских.

Такой «эскорт» льстил и был больше, чем мы рассчитывали, но это было необходимостью, ведь в Афганистане полиция — мишень для боевиков. Мы также встретились с представителями итальянской армии, отвечающей за безопасность в провинциях Герат и Гор — они были поражены нашей дерзостью, поскольку сами никогда не посылали патрули в Джам. В самом деле, ни один из афганцев, которых мы встретили в Герате, не бывал там! Нам это удалось, и это того стоило. Поверхность минарета покрыта виртуозной кирпичной кладкой… Внутри минарета я нашел две винтовые лестницы, которые поднимались вверх, обвивая друг друга. Удивительно, но эта прочная конструкция в сочетании с тонкой кирпичной кладкой сохранилась, несмотря на землетрясения и безнадзорность.

Надписи на минарете и археологические находки убедительно свидетельствуют, что в городе жили мусульмане, христиане и евреи. Рядом с минаретом есть еврейское кладбище, что является еще одним доказательством, что люди разных религий жили мирно.

Этот потерянный город был оплотом средневековой толерантности. Пока мы снимали видео, полицейские нервничали все больше, опасаясь вооруженного налета, поэтому нам пришлось уехать гораздо раньше, чем мы хотели».

Внутри башни расположены две спиральные лестницы, уходящие на балкон первого уровня. Отсюда через узкие окна открывается изумительный вид на долину. Но интересно и то, что лестницы ведут и куда-то вниз. По преданию местных жителей раньше минарет Джам соединялся с расположенным на другой стороне реки Герируд мечетью и дворцом подземным тоннелем. Веру в это предание и усиливает то, что входа в минарет обнаружено не было. Сейчас его роль исполняет пробитый уже в наше время проход, так что подземные тоннели могли реально существовать.

Вызывает споры и происхождение башни. Некоторые считают, что ее построили в столице Гуридов городе Фирузкуха. Теорию подтверждает название одного из местных племен – «фирузкухи». Но у этой, казалось бы, замечательной гипотезы есть и свои минусы. Площадь местности, труднодоступный регион, отсутствие найденных достойных археологических объектов не могут не заставить сомневаться, что именно здесь находился древний крупный город.

У некоторых возникают мысли, что минарет вовсе не был таковым, а являлся всего лишь башней, на подобии возводимых в Римской империи памятных арок и колонн. Возможно, Джам увековечивает закрепление ислама в этой местности. Под эту теорию подходит смысл написанного здесь текста Корана, угрожающего неверным и восхваляющего всякого обратившегося на путь Мухаммеда.

Еще одной интересной находкой 1962 года стали разбросанные по округе камни с высеченными надписями. Скорее всего, они свидетельствуют о находившемся здесь ранее кладбище, а значит и мусульманской общины.

Так и стоит минарет Джам по наши дни в гордом одиночестве, храня тайны Гуридов. С каждой новой находкой перед исследователями встают новые задачи, но, возможно, когда-нибудь череда этих загадок откроет смысл послания древних.

Поделиться в социальных сетях:


Понравилась статья? Поддержите Салика, жмите:



+6
87
Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Высший разум рекомендует
Пишут в блогах
Интересное видео