Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 31
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Идущие к смерти
Среднее время прочтения:

Источник:
Идущие к смерти

Средневековая военная культура Японии умудрилась совершенно очаровать цивилизованный мир в конце XX – начале XXI века. Мальчишки мечтали сражаться на катанах и с жаром брались за изучение восточных единоборств, играли в ниндзей и воображали себя самураями – благородными воителями, практически рыцарями древней Японии. Но, как настоящее рыцарство вовсе не состояло из безусловно достойных мужей, так и самураи во многом выходили за рамки популярного образа.


- Salik.biz

ПУТЬ БЕЗ СТРАХА

«Когда на выбор есть два пути, выбирай тот, что ведет к смерти. Бусидо – путь воина – означает смерть». Эти пугающие слова взяты из кодекса самурая, зародившегося с этических ценностей воинов XII века и окончательно сформированного в веке XVI-м. «Буси», кстати, это основное слово для обозначения самурая в Японии, что и означает «воин». «Самурай» происходит от неопределенной формы старинного глагола «служить», «сабурау». Соответственно, самурай – тот, кто служит. Служит, ежедневно смиряя себя с мыслями о смерти, и не только с радостью умирая за господина, но и лишая себя жизни при удобном случае. «Удобным», конечно, можно считать лишь случай достаточно выдающийся – позорный провал при исполнении задания, поражение в битве… Тем не менее, известный нынче всему свету ритуал сэппуку, он же харакири, проводился среди «людей служилых» с пугающей частотой. Воспитанным на христианских ценностях европейцам самоубийство через вспарывание живота долгое время казалось невероятной дикостью, но для древнего, да и относительно современного японца, иного выхода попросту не было. Жить в бесчестии могли себе позволить лишь люди самого низшего сорта, трусы и подлецы, недостойные зваться «буси».

Кажется, будто фатализм, возведенный в абсолют, должен был отрицательно сказываться за воинских качествах самураев, но на деле все обстояло наоборот. Воин, шагающий в битву без малейшего страха смерти, оставался предельно спокоен даже в самой отчаянной ситуации и мог выжить там, где гибли те, кто тряслись за свою жизнь. Другой разговор, что требовалось не только выжить, но и победить – ведь харакири никто не отменял…


ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Восприятие самураев в качестве рыцарей Японии напрашивается само собой. Вооруженная до зубов военная элита на службе у верховного правителя, зачастую владеющая крупными земельными наделами – разница почти нулевая, верно? А вот и нет. Даже если оставить в стороне ярчайшие отличия, связанные с философией и восприятием жизни, главное, что не совпадает – особенности вассальной службы и посвящение в должность. Действительно, самураи возникли как выходцы из влиятельных родов еще в середине VII века и многие последующие столетия оставались если не аристократами, то, по крайней мере, состоятельными людьми. «Золотым веком» самурайства считается период с начала правления первого сегуна – Минамото-но Еритомо до войны Онин, т.е. с 1192 по 1477 годы. Уже тогда сегун мог назначать самураем любого отличившегося в бою крестьянина, хотя такое случалось исключительно редко.


С 1478 года в Японии настало смутное время, страну сотрясали беспрерывные гражданские войны, в которых каждый из губернаторов провинций формировал собственный отряд самураев – по понятным причинам, не из феодалов. В середине XVI века Ода Нобунага попытался положить конец междоусобице, и ему это почти удалось, пока его не предали, вынудив совершить харакири. Первый из генералов Нобунаги, Тоетоми Хидэеси, завершил объединение Японии, а затем посвятил под конец похода в самураи всех набранных в пехоту простолюдинов. Хидэеси и сам родился в крестьянской семье, прорвавшись из грязи в сегуны, но тем самым окончательно развеяв образ самурая как аристократа. Единственное, что требовалось от «буси» – беспрекословная верность господину, соблюдение кодекса бусидо и боевые навыки. И уж что-что, а сражаться самураи умели на славу.


ДВА МЕЧА, ОДНО ОРУЖИЕ

То, что самураи всю жизнь думали о смерти, все же не значило, что они шли в бой без защиты. Их знаменитые пластинчатые доспехи вполне надежно оберегали от вражеских мечей и стрел, а кроме того позволяли владельцу свободно двигаться. Броня зачастую передавалась по наследству, как и оружие, и не требовала особой подгонки под фигуру наследника. Кроме того, благодаря на удивление продуманной теплоизоляции, в самурайских «латах» зимой было тепло, а летом – не жарко. Щитами самураи не пользовались из принципа, но причины этого до сих пор не ясны. То ли все же из-за нацеленного на смерть кодекса, то ли из-за нехватки в Японии железной руды, то ли для большей мобильности. Зато мечей носили сразу два – по крайней мере, в «золотой век» и далее. У них даже название было как у единого оружия – «дайсе-но косимоно», «большой и малый мечи». Большим мечом выступала катана, она же дайто, малым – вакидзаси, он же сето. Первая «половинка» оружия предназначалась для боя, вторая – для отрезания голов убитых и совершения харакири. Можно подумать, что при строгих правилах бусидо длина мечей должна быть прописана до миллиметра, но ничего подобного там не говорилось. Самураи таскали катаны длиной от 60 до 80 см., подстраивая размер исключительно под собственные вкусы. Другим важнейшим оружием являлся длинный лук оюми, практически не поменявший форму с древних времен до заката эпохи самураев. Как и в любых японских луках, место для наложения стрелы у него было расположено не по центру, а немного ниже. Самураи, сражающиеся верхом, не могли обойтись без копья яри, которое, впрочем, использовалось и обычной пехотой. Мастерство владения любым оружием самурай был обязан довести до совершенства, но кроме того не мог забывать про связанные с тем традиции – иногда поистине ужасные.


КРОВЬ НА КЛИНКЕ

История японского средневековья содержит немногим больше войн, чем темные века любой другой страны. И все же, некоторые обычаи, связанные с «благородными» самураями сегодня вызывают оторопь. Самый страшный из них – тамэси-гири, «убийство на перекрестке дорог». Новый меч, еще не проливший вражеской крови, требовалось на ком-то испытать, и под удар попадали обычные люди. Самурай не нес никакого наказания за убийство простолюдина – и потому спокойно ожидал жертву на дороге, чтобы хладнокровно прикончить ее во имя бессмысленной традиции. И это при том, что меч являлся фактически религиозным символом, средоточием чистоты, добра и справедливости. Только вот крестьяне и нищие воспринимались на уровне насекомых. Те воины, чьи понятия чести были близки к современным, отдавали меч палачам, дабы тамэси-гири был совершен на осужденном преступнике, а не невинном человеке. Другая традиция, не связанная с оружием, зародилась в XV веке. Сюдо, гомосексуальная связь взрослых самураев с юношами, напоминала схожие отношения из древней Греции и Рима. Четыре столетия среди благородного воинского сословия воспевалось то, что ныне воспринимается не иначе как педофилия.

Впрочем, учитывая число самураев на момент возникновения сюдо, далеко не все склонялись к подобным «утехам». В конце концов, семья для воина также была понятием святым, а в самых вовлеченных в традиции кланах даже девочки воспитывались по самурайским обычаям. Им не дано было сражаться на поле битвы плечом к плечу с мужами, но защитить дом от захватчиков и даже возглавить оборону замка – вполне. Распад самурайского сословия начался с XVIII века, окончательно завершившись после расформирования вооруженных сил Японии в 1947 году. Рыцарей «буси» пережили с большим запасом, хотя ни о каком классическом вооружении в эпоху огнестрельного оружия речи уже не шло. Самураи постепенно растворились в истории, во многом превратившись в красивый миф, под поверхностью которого еще можно разглядеть не засохшую кровь.

Максим Филаретов

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+50
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+21
459
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу страничку в Twetter:   Подписаться