Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 110

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

О чём поют фениксы
Среднее время прочтения:

О чём поют фениксы

С древнейших времён Китай славился умением изготовлять великолепные изделия из бронзы. Техника исполнения была столь филигранной, что по сей день никто не превзошёл в этом деле местных мастеров…

- Salik.biz

Многие бронзовые предметы китайского происхождения были позолочены или инкрустированы золотом, серебром, эмалью и полудрагоценными камнями. К этим великолепным изделиям относятся и бронзовые колокола. Дошедшие до наших дней ритуальные, сигнальные и музыкальные колокола — обязательные атрибуты буддийских и даосских храмов. Они, как правило, устанавливаются на скобе, создаваемой мастерами в виде фантастического животного пулао, славившегося зычным криком. Пулао считается почётным отпрыском китайского дракона.



Молчащие клады


В течение последних столетий в самой Поднебесной и не подозревали, что у них были когда-то иные (добуддийские), совершенно необычные, уникальные в своём роде колокола. Лишь с развитием археологической науки они были открыты и представлены миру.

Впервые их обнаружили около 200 лет назад. А за последние десятилетия таких находок сделано на удивление много. Найдены наборы, целые ансамбли колоколов. На сегодняшний день найдено несколько тысяч колоколов и более 50 колокольных наборов (подобранный колокольный ансамбль). Один из уникальных «кладов» музыкальных инструментов найден в гробнице удельного князя Цзэн Хоу И — правителя древнего царства Цзинь. Находка представляет собой полный комплект для оркестра, состоящий из колоколов, дудок, струнных, гонгов. В наборе три ряда колоколов чжон, укреплённых на каркасе в виде буквы «L». Все они хранятся в Хубэйском провинциальном музее.

Колокола князя Цзэн Хоу И остаются непревзойдёнными по количеству, размеру, конструкции, диапазону звучания и степени сохранности. Другим крупным приобретением стала коллекция из усыпальницы одного из правителей царства Чу, занимавшего обширные области по течению великих рек Хуанхэ и Янцзы. Все эти колокольные наборы относятся примерно к V веку до н.э.

Основные сведения о разнообразии бронзовых колоколов в Древнем Китае исследователи сумели найти и прочитать в древнем трактате о ремёслах «Каогун-цзи». Колокольные оркестровые ансамбли называли бянь-чжун — буквально «упорядоченные колокола», что подразумевает их разнообразие по размеру, форме и звучанию. Среди них, например, встречались лин — подвесной колокольчик (с язычком), бо — крупный церемониальный колокол, который подвешивался вертикально, за поперечную рукоять-петлю, чу-нью — колокол с утолщением «луковицей» вверху и горизонтальным срезом овальной формы. Возраст древнейшего ручного колокольчика лин составляет 3600 лет.

Исполинских размеров колокол с миндалевидным поперечным срезом был найден в 1986 году. Он принадлежал к типу нао. У этих инструментов была особая «нога» для крепления — колокол устанавливался на «ногу» звучащим отверстием вверх. Появившийся впоследствии колокол юнчжун также устанавливался посредством «ноги», которая была полой изнутри и выполняла определённые акустические резонансные функции.

Уникальный комплект князя Цзэн Хоу И состоит из 65 колоколов трёх типов, подвешенных на раму, имеющую три яруса. Колокола весят в общей сложности 4521,5 килограмма, на них выгравированы свыше 3700 иероглифов. Содержание текста можно было бы назвать утраченным трактатом по древнекитайской теории музыки.


Симфония прошлого

Исследования показали, что все колокола имеют диапазон в пять октав, из которых средние три позволяют извлекать полные хроматические гаммы. Мелодия каждого яруса колоколов образуется на основе семиступенного звукоряда, позволяющего исполнять даже современную полифоническую музыку.

Извлечённые из земли инструменты вызвали у китайских музыкантов соблазн устроить концерт с использованием колоколов царств Чу и Цзен, но их проект вызвал возражения археологов, справедливо опасавшихся за сохранность уникальных находок. В результате решили изготовить точные копии колоколов, затем специалисты обеспечили идентичность их звучания, заодно прояснив для себя технику исполнения музыкальных произведений в далёком прошлом.


Все древние колокола производят звук от удара специальным молотом или жезлом. Все имеют миндалевидный горизонтальный срез, который делает звук более коротким, но сообщает чёткую высоту тона. Именно благодаря этой особенности стало возможно интонирование путём комбинации нескольких колоколов.

Реализация проекта позволила представить необычную концертную программу, подготовленную совместно профессиональными музыкантами и археологами. В городе Ухань (провинция Хубэй, там и существовало царство Цзен) исполнители играли на инструментах, которыми люди пользовались более 2,5 тысячи лет назад!

Несмотря на тщательный анализ колоколов при подготовке концертной программы, музыканты не сразу обратили внимание на то, что некоторые из них могут издавать два звука разной высоты и что эта особенность вовсе не случайна. Пришлось вновь взяться за исследования.

Учёные установили, что каждый колокол при ударе по нему сбоку порождает более высокий звук, чем при ударе по центру. Интервал между этими звуками всегда равен малой или большой терции. Были протестированы также два десятка колоколов эпохи Шан (XVI-XI века до н.э.) и эпохи Чжоу (XI-III века до н.э.), и в результате исследователи пришли к убедительному выводу, что колокола специально сконструированы так, чтобы издавать два отличающихся по высоте звука. В одном из наборов места удара по колоколам сбоку были украшены рельефными изображениями фениксов, что, вероятно, связано с древней китайской легендой, в которой пение феникса символизирует музыкальное исполнение.

Способность колоколов производить два звука разной высоты демонстрирует высокие как научные, так и технологические познания китайских мастеров. Ясно, что они имели широкие представления об акустике, ведь создание таких колоколов невозможно без теоретических основ, которые, как считалось прежде, стали развиваться лишь в XVIII веке.

Однако со временем и, вероятнее всего, из-за непрекращавшихся феодальных войн в Поднебесной империи колокольное дело, достигшее выдающихся вершин мастерства, было заброшено.

К правлению династии Хань (206 год до н.э. — 220) древняя традиция, совершенствовавшаяся в течение тысячелетий, была полностью утрачена. Последний отголосок перед этим временем — ритуальные колокольные изделия времён правления Цинь Шихуанди. Эти величественные колокола отливались из трофейной бронзы.

В результате искусство изготовления уникальных китайских колоколов и способы игры на них не были переданы последующим поколениям. А впоследствии в Китае распространились буддийские инструменты, поэтому все это и оставалось загадкой на протяжении более 2,5 тысячи лет.


Аналогов не имеют

Изучение находок показало, что древние китайские колокола отличаются от колоколов западных стран, издающих протяжный звук одного тона. Звуки китайских колокольных наборов сложные и быстро чередующиеся.

В твёрдом теле может одновременно возникать множество колебаний. Колебания с наименьшей частотой называются основным тоном, а высокочастотные — обертонами. Если ударить по колоколу или защипнуть струну, будут возбуждены все частотные составляющие, однако их амплитуды не будут одинаковыми. Соотношение амплитуд определяет тембр — музыкальную окраску звука, как комбинация длины волн определяет цвет.

Основы науки о музыке уходят в древнейшие эпохи Шан и Чжоу, когда появились первые духовые, струнные и ударные инструменты и была создана оркестровая музыка. С древних времён китайские музыканты были очень чувствительны к малейшим различиям в качестве звука, что проявлялось во многих созданных ими музыкальных инструментах. Возможно, этот фактор заставил их экспериментировать с конструкцией колоколов овальной формы, в которых возникает большое число видов колебаний и имеется широкий диапазон обертонов. Так появились колокола, издающие два звука разной высоты. Они не имеют аналога в современном музыкальном мире.

Максим КАРАСЁВ

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+45
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените статью:
122
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Facebook:   Подписаться