Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 95

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Развитие личности и общества. Часть 2
Среднее время прочтения:

Развитие личности и общества. Часть 2

Начало читайте здесь.

ДИСГАРМОНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

- Salik.biz

Палеолит — это детство человечества, время гармоничное и в то же время непродуктивное – как детство каждого из нас. Полноценная осознанная жизнь начинается не с рождения, а со времени возникновения достаточно развитого самосознания. Я не в коем случае не хочу сказать, что время раннего детства – примерно до 5-6 лет – время неважное. Очень важное время. Однако я совершенно не разделяю психоаналитическое положение об исключительной важности того времени и зависимости от него всей дальнейшей жизни.

В масштабах человечества детство кончилось после неолитической революции. Неолитическая революция случилась не одномоментно, это был процесс растянутый на тысячелетия – так же и детство человека не кончается сразу и вдруг. Впрочем, у некоторых людей бывает и резкий скачок в осознании себя, когда ребёнок с болью, с удивлением и отчётливостью внезапно осознаёт, что он – это он и никуда теперь от этого не деться. Описание этого внезапного самоосознавания у десятилетнего ребёнка приводится в начале второй главы книги Э.Фромма «Бегство от свободы».


Итак, неолитическая революция – долгая, постепенная, но бесповоротно и навсегда изменившая человечество. Напомню – неолитическая революция случилась порядка 10 тысячелетий назад, когда человек перешёл от охоты и собирательства как основного способа добычи пропитания к натуральному хозяйству. Люди, живущие в подходящих географических условиях, получили возможность не кочевать вслед за стадами животных, а добывать пропитание самостоятельно, своим трудом. Это связано с одомашниванием животных и окультуриванием съедобных растений, в первую очередь злаковых – без этого у человека не было бы возможности начать жить оседло, делать запасы продовольствия и высвобождать время для досуга. Это был гигантский скачок в развитии, изменивший все общественные отношения, способ ведения хозяйства сам и образ жизни людей. Так же важно и то, что люди смогли жить большими группами, а не племенами, которые представляли из себя по сути один род. Потому этот переход к ведению натурального хозяйства от охоты и собирательства – это именно революция, т.е. коренной, принципиальный поворот в жизни общества, выход на принципиально другой уровень. Только тогда стало возможно всё дальнейшее развитие – изобретение письменности, возникновение науки и философии, развитие искусств. Тогда же, порядка 10 тыс. лет назад, появились и первые протогорода,, т.е. во время неолитической революции.

Отношения людей тоже коренным, революционным образом изменились. Они не могли не измениться после изменений экономических (хозяйственных) и имущественных отношений. Впервые появилась частная собственность (не путать с индивидуальной). Впервые появились правители и подчинённые, богатые и бедные, высшие и низшие. Пленных врагов раньше сразу же убивали и, чего уж греха таить, съедали, т.к. главной проблемой до неолитической революции была проблема физического выживания. После неолитической революции эта проблема по большей части перестала быть доминирующей, но появилось множество других проблем. Например, проблема рабочей силы. И пленных врагов стало выгоднее оставлять в живых и эксплуатировать их как рабочую силу, т.е. делать из них рабов. Произошла рабовладельческая революция — произошла не одномоментно, она происходила на протяжении веков, но она неузнаваемо изменила общественные отношения. Каннибализм стал аморален, но владение человеком, как вещью, стало нормой — общественная мораль изменяется вслед за условиями, в которых существует общество и это неизбежно, ведь иначе общество не сможет существовать. Рабовладельческое общество подарило нам всю плеяду древнегреческих философов и учёных, римское право и каноны классического искусства. Потом, когда опыт показал, что свободный человек работает эффективнее и за ним не нужно досматривать, то произошла следующая революция – феодальная. После феодальной была буржуазная, она же капиталистическая, которая была так же была напрямую связана с проблемой высококвалифицированной рабочей силой на технически сложных работах… Но по масштабам, по колоссальности и важности стоит выделить ту, первую революцию – неолитическую. Все последующие принципиально меняли общественные отношения, но во всех них оставалось то, что впервые оформилось после неолитической революции – разделение общества на массы и элиты. Именно это разделение порождает в обществе дисгармонию и противоречия, существующие с тех давних пор и остающиеся до настоящего времени.

Сразу же отмечу, что само понятие «дисгармония» следует понимать диалектически. С одной стороны, дисгармония – негативное явление, несущее страдание и способное привести к катастрофе. Отсутствие дисгармонии гарантирует стабильность. У нас есть примеры совершенно гармоничных обществ, живущие в полном равновесии с природой, и они показательны: это племена Австралии, Африки и Америки до прихода белого человека, народы крайнего севера. У них нет революций, диктатуры и борьбы идей, нет классов и классовой борьбы, но у них нет и развития, отчего они практически оставались и остаются в палеолите. Дисгармония может быть важнейшим условием развития, являясь стимулом для него. В масштабах личности развитие (изменение) быстрее всего происходит во время возрастных кризисов. Каждый возрастной кризис – это революция в масштабе одной человеческой души, когда новые желания и потребности входят в противоречие устоявшимися алгоритмами, с привычным мировоззрением. Успешно преодолевая кризис, человек выходит на новый уровень, приближаясь к психологической зрелости. Но если кризис был «задавлен» и человек не разрешил те проблемы, которые кризис выявляет перед ним и человек личностно не меняется, то следующий кризис не заставит себя долго ждать и будет глубже, болезненнее и тяжелее. Мне это необычайно напоминает ситуацию в обществе, когда «верхи не могут, а низы не хотят», т.е. общество в предреволюционной ситуации. В данной аналогии верхи – это сознательная часть личности, а низы – это бессознательные или частично сознательные желания и потребности, возникающие вследствие объективных факторов. Предпосылки для кризиса накапливаются постепенно и незаметно для самого человека. В какой-то степени кризис и призван обратить внимание человека на кризисные явления для того, чтобы он начал их решать. Если человек способен к самоанализу такого уровня, что замечает в себе кризисные явления до того, как они обретут критическую массу, в самом их зародыше, то он развивается относительно бескризисно, но на это способна только личность на третьей стадии развития, т.е. только психологически зрелый человек. Незрелый человек не может избежать кризисов, впрочем, как и человеческое общество на данном этапе своего развития не сможет избежать кризисов и потрясений. Пока общество разделено на эксплуатируемых и эксплуататоров, на массы и элиту, противоречия неизбежны. Кризисные явления будут накапливаются до тех пор, пока, достигнув некой критической отметки, не приведут к социальному взрыву, т.е. к революции. В этом свете становится лучше понятен тезис Ленина о том, что революцию делает народ, а не революционеры. Революционеры для общества – это психолог для человека в кризисе. Психолог только помогает человеку преодолеть кризис – поддерживает, даёт направление работы и веру в успех, но саму работу над собой человек может совершить только сам, своими волевыми усилиями, своим трудом. Никакой психолог не может влиять на человека против его воли так же, как никакие революционеры не смогут совершить революцию в обществе, в котором нет кризисных явлений, достигших критической отметки. Так называемые цветные революции (т.е. государственные перевороты с участием иностранных спецслужб) не являются исключением из правила, так как для успешного осуществления они тоже должны опираться на реальные кризисные явления в обществе. Обществу стабильному и справедливому не страшны никакие цветные революции, как не страшны инфекции здоровому организму с сильной иммунной системой. Так и отдельный человек тоже может попасть не к психологу, а в секту, где опытные манипуляторы используют реальный кризис человека для эксплуатации, обмана и личного обогащения. Таким образом, дисгармония сама по себе не развивает ни общество, ни личность. Она не указывает пути развития, она только даёт стимул для развития, энергию для него. Энергия же эта может быть использована как во имя благих, так и манипуляторных целей.

Рекламное видео:

Кризис стоит понимать, как конфликт. Возрастной, экзистенциальный и любой иной личностный кризис — это внутренний конфликт, в котом участвуют разнонаправленные желания, убеждения и потребности одного и того же человека. Общественный кризис — это общественный конфликт, в котором участвуют разнонаправленные общественные классы с противоположными целями, т.е. принципы что внутреннего, что общественного конфликта одинаковы. Так же можно вспомнить и межличностный конфликт, который тоже не так прост и однозначен. Именно конфликты являются узловыми моментами в отношениях людей, моментами, которые могут привести как к разрыву, так и к пересмотру устоявшихся правил. Прожитый, полностью преодолённой конфликт выводит отношения на новый уровень, способствует более глубокому пониманию людьми друг друга. Конфликты в отношениях неизбежны, конструктивные отношения — это не бесконфликтные отношения, а те, в которых конфликты успешно преодолеваются и изживаются до конца. Каждый полностью изжитый конфликт меняет обе стороны конфликта к лучшему. Пары, которые умеют конструктивно проживать конфликты — это пары, стремящиеся понять друг друга и уважающие как свои интересы, так и интересы партнёра. К сожалению, элиты и массы едва ли могут быть в таких отношениях. Чтобы аристократия стала уважать интересы буржуазии, во Франции пришлось отрубить королю голову. И не только ему.

Человек до достижения зрелости не может развиваться бескризисно. Оформившееся, но не развитое самосознание эгоцентрично и потому неизбежно входит в противоречие с реальным миром, который не крутится вокруг данного Я. Бесконечный путь потребления, стремление минимизировать обязанности и максимализировать права есть ни что иное, как стремление реализовать эгоцентризм на практике, заставить мироздание обслуживать эгоистичное Я. В обществе роль этого Я играют элиты. Что такое элиты в моём понимании? Я понимаю этот термин как расширенный вариант марксистского термина «правящий класс». У Маркса правящий класс определялся правом владения на средства производства: в эпоху рабовладения это были рабовладельцы, владеющие «говорящим орудием», в эпоху феодализма это были феодалы, владеющие землёй и эксплуатировавшие закрепощённых на ней крепостных крестьян, после буржуазных революций правящим классом стали капиталисты (они же буржуазия), владеющие капиталом и эксплуатирующие наёмных рабочих. Все эти такие разные эпохи роднятся именно этим разделением людей на правящих и подчиняющихся, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Под термином «элиты» я объединяю не только непосредственно владельцев средствами производства, но и всех причастных к этому, всех, кто получает выгоду из данного порядка вещей. Марксисты, должно быть, не согласятся со мной, но полагаю, что в некоторых обществах элита может не обладать классическими признаками правящего класса как непосредственного владельца средствами производства, например, в кастовом обществе Индии права и род занятий определялся принадлежностью к касте, а в позднем СССР элитой стала партийная номенклатура, возникновение которой и заложило условия для дальнейшего его развала.

Наглядная картинка, упрощенно иллюстрирующая классовую структуру капиталистического общества. Денежный мешок на самом верху — это не член общества, разумеется, это принцип, который определяет саму структуру общества и даёт ему смысл — получение прибыли ради еще большей прибыли. Еще можно отметить, что в наиболее развитых странах Запада основания пирамиды как бы и нет… Но на самом деле основание имеется, только находится оно в странах третьего мира, куда выносится производство. По большому счету, эта картинка иллюстрирует положение дел не столько в отдельной стране, сколько во всем мире.

У элит любой эпохи есть главный признак: элиты преследует исключительно свои интересы, а не интересы общества (страны) в целом, т.е. элита эгоцентрична. Из этого следует и вторая закономерность: снижение обязанностей и рост прав. В кастовом обществе Индии за преступление, караемое смертной казнью, брахман подвергался лишь остриганием волос на голове! А у нас дворяне из служилого сословия, каким они были при Петре Великом, ко времени Екатерины Второй уже превратились по сути в класс-паразит: на военную службу по бумагам записывали с самого рождения, чтобы годам к 20-ти «дослужиться» до офицерских чинов… Интересы общества элиты защищают лишь в двух случаях: когда эти интересы совпадают с их собственными или когда это вынужденная мера перед угрозой свержения и утраты власти. В третьем случае это возможно лишь в то время, когда смена элит произошла только что и новые правители не утратили связей с массами, с народом, т.е. элиты ещё не оформилась и потому не приобрели своих характерных черт. Но тенденции к увеличению своих прав и сокращения обязанностей, всё увеличивающаяся закрытость от остального общества и постоянно усиливающийся отрыв от масс делают своё дело и вскоре новые правители становятся новой элитой. Впервые схожие рассуждения зазвучали ещё в античности, когда Платон в диалоге «Государство» описывал, как справедливая монархия деградирует до тирании, а аристократия (власть лучших, думающих об общем благе) до олигархии (власть богатейших, думающих только о себе). Чем больше элиты приобретают свои характерные признаки, тем сильнее в обществе проявляются противоречия, тем сильнее социальное напряжение, приводящее в конечном счёте к кризису и смещению элит. Смещение существующих элит может произойти как сверху, со стороны противоборствующих элит (как, например, у нас при Петре Великом), так и снизу, из народа (Великая Французская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция). Судя по всему, противоречия, достигшие некой критической массы, не могут быть разрешены иначе, чем революцией, только в случае проведения революции сверху она будет называться реформой.


Ещё одна характерная особенность элит в том, что массы не воспринимаются представителями элит людьми, т.е. элита в обязательном порядке подвержена социальному шовинизму. Большинство помещиков относилось к крестьянам, как к людям третьего сорта, скорее даже, как к рабочей скотине. Слово «быдло», такое модное в определённых кругах, происходит от презрительного наименования крестьян шляхтой – польской знати – и переводится, как «скот». Отношение владельцев предприятий к рабочим было исключительно меркантильным и потребительским. Условия жизни рабочих на предприятиях были поистине адскими, а попытки рабочих защищать свои права и даже просто саму возможность выживания элита подавляла силой. Подробнее про это может узнать каждый, почитав про происхождение праздника Первомая. Для удержания власти и приумножения богатств элиты не будут считаться с жертвами, так как главные интересы – свои собственные. Дело не в том, что представители элит – какие-то особо жестокие люди. Там всякие люди, как и везде. Но люди всегда являются частью системы, а система диктует свои правила, следовать которым человек обязан, чтобы не быть отторгнутым или даже уничтоженным системой. Даже самодержцев убивали, если они шли против системы, как это случилось с императором Павлом Первым. Тут мы видим справедливость марксистского утверждения, что правит не правитель, правит правящий класс. Народная мысль эту идею о зависимости человека от системы (от своего окружения) выразила пословицей «с волками жить – по волчьи выть». С другой стороны, не стоит воспринимать элиты, как нечто единое и монолитное, движимое единой волей. Я намеренно говорю «элиты» во множественном числе, подчёркивая их разделённый, многослойный характер. Внутри элит есть множество течений, группировок и игроков и конечный вектор проводимой политики определяется результатом борьбы разных сил – либо компромисс между ними, либо победа одной из них. Так и в отдельном человеке существует множество мотивов, находящиеся друг с другом в постоянной борьбе и потому конечное поведение человека так же не обязательно должно быть продиктовано одним мотивом, часто это компромисс множества порой совершенно разнонаправленных мотивов.

Элиты по своей сути являются паразитом на теле общества, так как они потребляют львиную долю всех благ и они не могут самостоятельно ограничить себя в своём потреблении. На данный момент (если точнее, на 2016 год) 80% всех благ принадлежит 1% населения земли – это по данным организации Oxfam (Великобритания), которая заявила на экономическом форуме в Даосе, что «Вместо экономики, которая работает на общее благосостояние, для будущих поколений и для планеты, мы создали экономику для одного процента». Тенденция к увеличению разрыва между бедными и богатыми продолжает набирать обороты, и, судя по всему, этот процесс элиты не смогут обратить даже при желании отдельных ее прогрессивно мыслящих представителей. У элит нет командного центра, а потому они подчиняются стихийным законам, подобным законам биологической эволюции с её извечной борьбой за существование и естественным отбором. В мире капиталистической конкуренции побеждает не наиболее прогрессивный, гуманный и ответственный, а тот, кто успешнее увеличивает свой капитал и тем самым побеждает в конкурентной борьбе своих более честных, более ответственных за будущее планеты, более гуманных конкурентов. Вспоминается американская поговорка о том, что украдёшь булку — сядешь в тюрьму, а украдёшь железную дорогу — станешь сенатором: хорошая иллюстрация к тому, что в конкурентной борьбе в условиях капиталистических отношений выигрывают самые масштабные, самые циничные игроки, готовые идти на крупные преступления. Основываясь на этом правиле, ряд учёных пришли к выводу, что основанная на конкуренции рыночная экономика неизбежно приведёт к глобальному экологическому кризису. Хорошо, обоснованно и аргументированно это изложено в лекциях и докладах биолога В.С. Фридмана, всем интересующимся настоятельно рекомендую.

Если искать в элитах светлую, конструктивную сторону, то можно отметить, что именно представители элит на протяжении тысячелетий двигали прогресс, так как только у них и была такая возможность – в первую очередь в силу возможности получения образования и наличии свободного времени. Искусство из масс большую часть человеческой истории было представлено лишь фольклором, а классическое, высокое искусство было привилегией элит, а именно это искусство по настоящему развивает культуру нации в целом. Белинский не зря писал, что «Евгений Онегин» Пушкина – это куда более русское произведение, чем любое народное искусство, так как была написана образованным, гениальным русским человеком. И действительно – русская культура по праву считается великой не за народное творчество, а за творчество плеяды наших писателей, композиторов, художников, учёных. Наука тоже долгое время могла двигаться только представителями элит. Наверное, лишь с конца XIX века люди не из элиты стали вносить свой вклад в искусство и науку. Впрочем, удачливый творец из народа сам вскоре попадал в круг элиты и терял с ним связь. Трагический путь талантливого писателя из масс описал Джек Лондон в своём во многом автобиографическом романе «Мартин Иден». Паразитическая сущность элит проявляется и в этом – она потребляет не только материальные блага, но и самих людей для «свежей крови».

Мартин Иден — этого персонажа Лондон во многом списал с самого себя.Мартин Иден — этого персонажа Лондон во многом списал с самого себя.

И в этой двойственной, диалектической природе элит – с одной стороны, образование и развитие, а с другой стороны – эксплуатация и паразитизм, способный привести даже к гибели общества – я вижу общность с двойственной природой человеческого Я в период дисгармонии. Начиная с подросткового возраста человек становится осознанным эгоцентриком, склонен стремиться к формуле «больше прав и меньше обязанностей», утраченную гармонию стремится преодолеть, идя по бесконечному пути удовлетворения желаний по образцу старухи из пушкинской сказки. Оформившееся, но неразвитое, охваченное эгоцентризмом Я преисполнено презрения к окружающим, причём зачастую самому чёрному презрению подвергаются обычно как раз те люди, которые обеспечивают эгоцентрику существование. Так, подросток презирает своих родителей, искренне считая их отсталыми, устаревшими, костными и не утончёнными людьми, т.е. тех, кто его обеспечивает, снабжает и несёт за него ответственность. При потакании эгоцентризму человек нередко всё больше отдаляется от реальности и от понимания других. Избалованные, поставленные в центр семьи и не встречающие запретов дети нередко становятся не способны на сочувствие, сострадание и заботу о других, т.е. они приобретают худшие свойства элит в социуме. Есть немало как народных, так и авторских сказок про избалованных принцесс, злых детей мачехи, принцев и нищих и т.д. которые это наглядно показывали. Избалованность, беспомощность, оторванность от реального мира, высокомерие, презрение к представителям масс, эгоцентризм и неблагодарность представителей элит отлично изобразил Салтыков-Щедрин в своей сказках «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Вместе с тем, именно в подростковом возрасте, в самый кризисный и дисгармоничный период у человека активно формируется мировоззрение, появляется потребность обретения собственных смыслов, может начать реализовываться творческий потенциал. Да, незрелое эгоцентричное Я во многом уродливо, но без него невозможно личностное развитие.

Подавляющее большинство людей находятся на второй стадии развития, в стадии дисгармонии, но это не говорит об их ограниченности, ненормальности, дефективности. Это говорит в первую очередь о состоянии нашего современного социума, который и определяет их уровень. Чтобы развиться до продуктивной гармоничности, должно совпасть множество факторов: окружение, конструктивная референтная (авторитетная) группа, определённый дискомфорт как стимул к развитию, соответствующие индивидуальные особенности, проработанность личных травм… и просто везенье. В статье «серое детство» я писал, что гопники, тысячи гопников, которые в 90-ые годы легионами шатались по улицам российских городов, родись они на 30-40 лет раньше, были бы пионерами с совершенно другим образом мыслей, с другими личностными качествами.

Моя надежда, моя вера в то, что социум может прийти к стабильному состоянию, к тому, что нам сейчас кажется утопией, основана на том, что человек в принципе способен развиться до психологической зрелости – порой даже вопреки окружению! Отдельные люди способны обогнать своё время и внести свой вклад в развитие общества. Таким образом, с одной стороны, человек во многом определяется окружением, а с другой – не окончательно детерминирован им. В конечном счёте, именно это даёт нашему обществу способность к развитию и надежду на светлое будущее.


Приложение

Личность — Общество.

Первый этап развития

Непродуктивная гармоничность, детство — Первобытно-общинный строй, первобытный коммунизм.

Отсутствие или незначительность внутренних конфликтов – Отсутствие классовой борьбы.

Способность жить «здесь и сейчас» — «Природосообразная» жизнь.

Невыраженность сознательной и бессознательной сфер психики – Невыраженность элит и масс.

Второй этап развития

Дисгармоничность, личностная незрелость – Классовое общество (рабовладельческое, кастовое, феодальное, капиталистическое).

Конфликт между сознательной и бессознательной сферой психики – Конфликт между элитами и массами, наличие классов-антагонистов.

Эгоцентризм, стремление к максимальному удовлетворению личных желаний (мир для меня), индивидуализм – Эгоцентризм элит, неспособность к самоограничению (массы для элит, народ для власти), навязываемый коллективизм/индивидуализм.

Приспособленчество, недоразвитость мировоззрения как внутреннего стержня, внутренний конформизм – Карьеризм, неспособность стратегического планирования, решение только сиюминутных проблем.

Третий этап развития

Продуктивная гармоничность, личностная зрелость – Объединённое бесклассовое коммунистическое общество.

Отсутствие конфликта между сознательной и бессознательной сферой психики (честность с собой) – Отсутствие деления на элиты и массы.

Развитое мировоззрение как внутренний стержень, свои смыслы, опора на свои силы – Способность к стратегическому отсроченному планированию, разумное (справедливое) распределение ресурсов.

Высокий профессионализм, умение доверять и любить, сознательный коллективизм, психологическое здоровье – Единство людей высокая эффективность, отсутствие лжи и/или сокрытия, заинтересованность в развитии каждого члена общества.

Продолжение: Часть 3

Б. Мединский

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+45
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+4
67
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм:   Перейти