Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 51

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Как стать самим собой: картина Рене Магритта «Сын человеческий»
Среднее время прочтения:

Как стать самим собой: картина Рене Магритта «Сын человеческий»

Ужас утраты людьми индивидуальности и отчаянные попытки обрести себя в подавляющем личность социуме представляют собой центральный сюжет культуры с начала XX века. Эти мысли звучат у всех крупнейших мыслителей, их повторяют музыка и кинематограф массовой культуры, литература и живопись культуры элитарной. Наконец, ими оперирует маркетинг, обещая человеку шанс самовыражения и обретения себя через потребление товаров и услуг. Это благородное побуждение и по большому счёту справедливая критика не избежали коренного заблуждения, а именно подвластности древнему архетипу изгнания из рая, соблазну преподносить ситуацию так, как будто бы раньше всё обстояло иначе и лучше. Однако свобода и индивидуальность всегда находились в дефиците и ни о какой массовой утрате индивидуальности не может идти и речи по той простой причине, что нельзя утратить того, чего никогда не имел. Человек не рождается индивидуальностью – напротив, он рождается биологической единицей (управляемой природными алгоритмами) и социокультурной единицей (управляемой социокультурными алгоритмами и их главными источниками: политикой, экономикой, религией, традицией). Индивидуальность, личность есть не данность, а задание, и не нужно впадать в иллюзию, будто в сегодняшнем мире его выполнить тяжелее, чем раньше.

Картина бельгийского художника Рене Магритта «Сын человеческий» (1964 г.) с присущим концептуальной живописи лаконизмом не только ставит нас лицом к лицу с этой проблемой, но и указывает на её причины, тем самым намечая пути спасения.

- Salik.biz

На картине мы видим одиноко стоящего господина, одетого в строгий костюм и котелок. Его лицо заслонено яблоком. Здесь важны две очевидные детали. Во-первых, сам костюм. Он есть не что иное, как стандартизированная социальная роль, совокупность алгоритмов поведения и мышления, ценностей и устремлений, некритически усвоенные им из внешней среды. Это его работа и выполняемая в социуме функция, его религиозные и политические убеждения, классовые предрассудки, сформированные пропагандой и рекламой желаньица, ворох подобранной по пути «культуры» и несколько грешков.

Во-вторых, важно яблоко. Оно мешает нам увидеть лицо джентльмена в котелке (по правде же, этого лица просто не существует), оно же не позволит и ему самому увидеть себя, если он вдруг вздумает встать перед зеркалом. Библейская аллюзия в названии картины не оставляет сомнений по поводу аллегорического смысла яблока – это яблоко из райского сада, причина грехопадения первых людей так же, как и причина грехопадения людей сегодняшних. Смысл грехопадения сосредоточен в акте стихийного, бездумного и навязанного извне желания (вспомните искушение змеем). Акт грехопадения Адама и Евы был вызван не сознательным и продуманным целеполаганием, нет, они подверглись манипулятивному влиянию извне. Более того, они получили то, что им даже не было нужно и отошли от своих истинных потребностей скорее от скуки, каприза и внутренней слабости, нежели из действительной нужды.


Яблоко, предложенное Адаму и Еве, предлагается каждодневно всякому человеку и навязчиво проталкивается политическими, экономическими и субкультурными агентами влияния, спекулирующими на его базовых инстинктах. Зачастую, в виде надкушенного логотипа Apple и других брендов, идеологий и субкультурных идентичностей, заслоняющих то место, где могло бы быть лицо. Однако там, где движущие человека силы поставляются извне, с массового конвейера, безликость неизбежна.


Человек в котелке – сквозной сюжет множества картин Магритта и его визитная карточка – это недочеловек, недоиндивид, поскольку его существо («костюм») и его устремления («яблоко») есть проекция внешней среды, он суть одна из потоковым образом штампуемых голограмм, трагически не осознающих собственной тавтологической природы.

Дабы обрести себя, «сыну человеческому» требуется совершить два очевидных шага.


Рекламное видео:

Шаг первый: снимаем костюм, попираем ногами котелок

Согласно библейскому мифу, изгнанный из рая человек устыдился своей наготы и начал носить одежду, то есть, в рамках нашей интерпретации, удушающий «костюм» слепо выполняемых социокультурных ролей. «Сын человеческий» Магритта должен вновь обрести первозданную чистоту, сбросить сшитые для него одежды и предстать нагим, таким, каков он сам по себе. Этот акт сливается с величайшим императивом в истории человеческой мысли, словами, начертанными на стене храма Аполлона в Дельфах: «Познай себя». Джентльмену в котелке нужно счистить с себя как с луковицы множественные напластования и обнаружить, чего он хочет, когда никто не шепчет ему на ухо, понять, куда он пойдет, когда никто не будет вести его на поводке и трясти этим искушающим его яблоком перед лицом. Для этого он должен независимо исследовать условия своего счастья и несчастья, изучить силы и слабости, законы и механику собственных души и тела – и построить своё существование экспериментально, на основании полученных ответов.


Шаг второй: выбрасываем яблоко

Не имея собственных целей, человек находится в плену желаний – как чужих, так и (куда реже, разумеется) своих собственных. Но удовлетворение желаний не способно сделать нас кем бы то ни было, так как оно не обеспечивает ни роста, ни здорового насыщения, а к тому же чревато ощущением вины и пустоты. Принципиальное отличие желания от цели, как эти понятия понимаются здесь, состоит в том, что желания, даже когда они подлинные, ориентированы на кратковременную логику – удовлетворение потребности здесь и сейчас, зачастую происходящее во вред нашим высшим интересам. Цель, напротив, исходит из восприятия нашей жизни в широком и долгосрочном контексте. И она, если опирается на познание самого себя, реализует наши высшие интересы и потребности, а не минутные капризы. Только цели имеют созидательный потенциал и лишь настоящее творчество (а работа над собой есть основополагающая форма творчества) может сделать из человека личность, а не 3D-голограмму. Если «сын человеческий» хочет этого, он бросит прочь греховное яблоко (предварительно можно надкусить) и последует своим внутренним ориентирам. Главное и самое сложное – не перепутать своего и чужого, это редко удавалось даже самым одарённым и проницательным представителям рода людского.

***

Здесь нужно подчеркнуть, что интерпретация произведения искусства не ставит своей целью точное воспроизведение изначальной задумки автора (что в большинстве случаев всё равно невозможно) и чтение его сокровенных мыслей, чем и отличается от научного комментария, школьного реферата и других жанров. Сам Магритт комментировал свою картину через ту же призму проблематики обезличенности, но без таких подробностей и несколько иначе расставляя акценты. Важно добавить, наконец, что он писал её как автопортрет, своего рода самокритику, переходящую в социокультурную сатиру.

© Олег Цендровский

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+45
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
Рейтинг: 0 - Нет голосов
42
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм:   Перейти