Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 32


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Каковы три закона психологии толпы и о чём говорит эксперимент Милгрэма?
Среднее время прочтения:

Каковы три закона психологии толпы и о чём говорит эксперимент Милгрэма?

Любым живым существом, а человеком в наиболее выраженной форме, движет неутолимая и устремлённая на безграничную экспансию сила, названная Ницше волей к власти. Свидетельства прироста и присутствия силы (питание, безопасность, здоровье, избыток и приобретение, доминирование, одобрение, успех) приносят человеку удовольствие. Свидетельства падения или недостатка силы (голод, угроза, болезнь, нехватка или лишение, подчинённость, неодобрение, неудача) приносят боль и страдание – так эволюционные алгоритмы стимулируют наше продвижение по жизни правильным путём. При этом механизм выдачи мозгом пряников или же ударов кнута завязан на аппарат восприятия – достаточно, чтобы нам показалось, будто происходит нечто хорошее, чтобы получить пряник, – и наоборот. Это открывает бесконечные возможности для подлогов, и две наиболее фундаментальные и разрушительные стратегии симулятивного самоутверждения – это мазохизм и садизм.

Мазохизм в расширительном смысле представляет собой наслаждение от кажущегося прироста собственной силы и значимости за счёт принадлежности индивида к чему-то большему, чем он сам, подчинения индивида целому. Он есть растворение, идентификация с этой общностью и частичное отождествление его мощи с собственной. Садизм, с другой стороны, есть получение удовольствия от агрессивного высвобождения собственной силы – от подавления, разрушения, подчинения, унижения, манипуляции во множестве их видов и форм, в том числе сугубо словесных. Применение силы, само по себе психологически доказывающее её наличие и потому являющееся фактором наслаждения, дополняется и усиливается наблюдением её контраста с чужой слабостью, уступающей нашему воздействию.

- Salik.biz


Закон первый: либидо и мазохизм внутри группы


Образование людьми группы формирует идеальные условия для задействования обоих базовых механизмов и подстегивает индивида к тому, чтобы радостно идти у них на поводу. Будучи общественным животным, человек испытывает природную потребность во взаимодействии и объединении с себе подобными. Становление частью группы и частичное отождествление с ней дарит ощущение прироста собственной силы и уверенности. Желая сохранить названное чувство, человек всегда тяготеет к преданности группе, подчинению её целям, ценностям и правилам. Нормативное отношение людей внутри группы, если выражаться фрейдистским языком, определяется силами либидо – повышенным уровнем взаимной симпатии, любви и притяжения. Этот доминирующий принцип мы наблюдаем внутри любых общностей, среди людей одного этноса, нации, религии или субкультуры, будь то вегетарианцы или любители определенного вида спорта. Ни одна группа не лишена внутренних разладов и противоречий, индивидов, враждебно настроенных против отдельных её членов; кроме того, в разные моменты времени степень её гармоничности разнится. И всё же несомненен тот факт, что члены всякой общности, если они видят себя её частью, испытывают друг к другу повышенную симпатию, не мотивированную ничем иным, кроме как самим фактом включенности в данную общность, – внутригрупповое либидо.

С другой стороны, в отношении индивида к группе всегда присутствует мазохистское принятие воли, интересов, правил и ценностей общности и растворение личного начала в ней. Человек усиливает собственное эйфорическое отождествление путём частичного или полного отказа от свободы мысли, чувства и принятия решений. Он послушно и радостно следует туда, куда идёт толпа, куда указывают лидеры группы и даже чувствует то же, что другие, уподобляясь органу группового тела, а не отдельному существу. Мазохистское растворение личного начала оказывает приятное терапевтическое воздействие, снимает груз выбора, облегчает муку неуверенности, одиночество и напряжение, которое испытывает всякий человек, пробующий самостоятельно определить цели и маршруты своей жизни.


Закон второй: регресс личности и растворение ответственности

Рекламное видео:


По мере того как личное начало растворяется в групповом, регрессу подвергаются все высшие способности личности, в том числе интеллектуальные. Последние зависят от умения осуществлять трезвый и самостоятельный анализ и синтез, что невозможно в условиях догматической мазохистской любви к группе. Повиновение массовому сознанию, групповым порядкам, ограничениям, ценностям, целям и эмоциями приводит к постепенной атрофии собственных возможностей личности, которые ослабевают за ненужностью и редкостью эксплуатации. Чем фанатичнее, агрессивнее, стихийнее группа, тем более она подавляет личное начало и превращает человека в бездумное орудие собственных целей и капризов. Именно потому интеллектуальный уровень толпы (как самой иррациональной общности), по шутливым словам Пратчетта, «равен интеллектуальному уровню самого глупого её представителя, поделённому на число её членов».

Если мазохизм разлагает высшую умственную и эмоциональную деятельность, то сопряженное с ним внутригрупповое либидо подпитывает некритическое восприятие большинством членов группы её самой, провоцирует свойственное подобной нездоровой любви ослепление. Самый яркий пример такового – оголтелый патриотизм и национальная гордость, при которой генетико-историческая случайность воспринимается как громадное личное достижение, а своя страна видится в пасторально-радужных красках.

Третье фундаментальное следствие регресса индивидуального начала находит выражение в том, что лишенный значительной части свободы мысли, чувства и действия человек необходимым образом утрачивает и личную ответственность за собственные поступки, теряет инструменты морального самоконтроля. Отдавая собственную волю на откуп группе, лидеру или авторитету, он зачастую становится способным практически на любые действия, сколь бы чудовищны они ни были, ибо орудие лишено автономии и может быть применено по любому назначению, о чём свидетельствует исторический опыт немецкого нацизма.

Ярчайшую иллюстрацию данного феномена мы находим в классическом эксперименте в социальной психологии, названном «Подчинение», или «Подчинение авторитету», который провёл Стэнли Милгрэм из Йельского университета в 1962 г. Одной из главных руководивших им целей был как раз ответ на вопрос, почему миллионы немцев, граждан самой образованной и культурной страны западного мира в середине XX в., оказались способны на акты зверского насилия.

Участникам эксперимента, найденным по объявлению, сообщалось, что исследователи поставили перед собой задачу выяснить, как негативное подкрепление (наказание) влияет на процесс обучения, на запоминание материала. Каждый испытуемый знакомился с контролёром эксперимента («мистером Уильямсом») и другим участником, между ними проводилась жеребьёвка, кому достанется роль «учителя», а кому – «ученика». Второй испытуемый являлся подставным лицом, нанятым актёром, и ему всегда отводилась роль ученика. Он должен был находиться в смежной комнатке и запоминать диктуемые учителем словесные пары, после чего нажимать одну из четырех кнопок для контроля правильности. Руки ученика были привязаны к столу ремнями и подключены к электродам, проводившим разряды от шокового генератора. Ролью учителя (настоящего испытуемого) было отслеживать верность ответов и в случае ошибки давать из другой комнаты шоковый разряд ученику. Мощность разряда должна была повышаться с каждой ошибкой на один пункт.

Шоковый генератор в комнате, где находились учитель с экспериментатором, имел разброс от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт и снабжен следующими маркировками внизу: небольшой шок (15-75 вольт) – умеренный шок (75-135 вольт) – сильный шок (135-195 вольт) – очень сильный шок (195-255 вольт) – интенсивный шок (255-315) – крайне интенсивный шок (315-375) – опасно: серьезное поражение (375-435) – без маркировки (435-450).


Комнаты ученика и учителя были соединены интеркомом – устройством внутренней связи, благодаря которой учитель мог слышать реакцию ученика на удары электричеством. Перед началом эксперимента ученик сообщал, что у него проблемы с сердцем и он надеется, что это не опасно для здоровья, в чём его затем заверял «мистер Уильямс». Далее, учителю давали испытать небольшой удар током, в 45 вольт, на себе, чтобы он представлял меру испытываемых учеником болевых ощущений. Участники определяли удар в 45 вольт как ощутимо неприятный.

В ходе эксперимента ученик-актёр намеренно делал довольно много ошибок, и учитель был вынужден с каждой ошибкой давать ему, как он полагал, разряд всё возрастающей мощности, – в действительности, никаких ударов ученик, разумеется, не получал. При ударе в 75 вольт ученик имитировал небольшой вскрик боли. Начиная с разряда в 150 вольт, ученик рассержено просил остановить эксперимент различными заранее заготовленными репликами. Первая была такая: «Экспериментатор, это всё, выпустите меня отсюда, я говорил вам, что у меня проблемы с сердцем, моё сердце начинает беспокоить меня, выпустите меня, я отказываюсь продолжать, выпустите меня!», затем: «Я не могу переносить боль, выпустите меня!», «У вас нет никакого права держать меня здесь против моей воли» и другие. При сопротивлении учителя и нежелании продолжать мистер Уильямс настаивал на стандартизированными фразами: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали, пожалуйста, продолжайте»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»; «Независимо от того, нравится это ученику или нет, мы должны продолжать, пока он не выучит все пары слов верно»; «У вас нет другого выбора, учитель» – и так далее.

Многие испытуемые, отчетливо понимая, что они причиняют сильную боль ученику и он находится там против собственной воли и хочет уйти, отказывались продолжать на мощности 150-180 вольт. Прогноз организаторов эксперимента был такой, что почти никто не дойдет до мощности в 450 вольт, несмотря на настойчивость мистера Уильямса. Сорок профессиональных психиатров были опрошены касательно предполагаемого исхода эксперимента и заключили, что от 0.1% до 1% испытуемых достигнут максимальной мощности наказания, таковы же были прогнозы опрошенных непрофессионалов. Какова же была настоящая цифра? Пятьдесят процентов… Половина испытуемых превысила отметку «опасно: серьезное поражение» в наказании ученика, хотя они сами же морщились от боли при одной десятой от максимального разряда в 450 вольт.

Это были люди всех социальных классов, уровней достатка и образования, в том числе с учёными степенями – и почти все они в разной степени оказались подмяты давлением группы и авторитета, даже столь мизерного, как университетский профессор. Все они в научно-экспериментальных условиях продемонстрировали, сколь управляемыми делает людей регресс личного начала в группе и что авторитет, принимающий на себя ответственность, может заставить идти практически на любые поступки. Если половина участников эксперимента согласилась дать 50-летнему человеку с больным сердцем разряд в 450 вольт под вежливым давлением научного работника, стоит ли удивляться тому, к чему людей может склонить вся мощь и вес государства?


Закон третий: мортидо и садизм вне группы


Жестокость, на которую людей в группе столь легко подбить, не была бы возможна в таких масштабах, если бы не отвечала глубинным инстинктам человека. Один из них, как мы помним, есть инстинкт садизма – склонность получать наслаждение от применения силы и воспринимаемой слабости объекта. И если внутри группы люди склонны к реализации сил либидо, на членов, не входящих в ту же общность, проецируется противоположная стихия – мортидо, энергия разрушения и агрессии. Данное понятие было введено одним из учеников Фрейда, однако оно под другим названием появляется и у него самого, например, в поздней работе «Недовольство культурой» под именем Танатос. Поначалу сопротивлявшийся признанию существования противоположной либидо потенции, Фрейд после Первой мировой войны становится всё пессимистичнее и пессимистичнее. Ещё глубже разочаровавшись в природе человека, он стал видеть его как жестокого и порочного зверя, только ошейником цивилизации удерживаемого от бесчинств и высвобождения кипящих в бессознательном деструктивных сил. Ошейник этот, предсказывает он, никогда не будет в состоянии удержать нас. Умерев в самые первые дни Второй мировой, он так и не узнал, насколько оказался прав.

Именно мортидо и садистский инстинкт лежат в основании феномена ксенофобии, ненависти к чуждому и страху перед ним. Склонные к переживанию безотчётной симпатии друг к другу, члены группы в равной мере тяготеют к безотчетной антипатии к тем, кто в неё не входит. Образ врага потребен для существования большинства групп, так как он даёт естественный внешний выход бурлящей внутри неё негативной энергии. Более того, он укрепляет связи внутри группы, гармонизирует её, повышает лояльность и послушность входящих в неё членов, ибо возрастает их потребность друг в друге, дабы противостоять реальному или воображаемому противнику. Если у группы нет врага, нет объекта для высвобождения агрессии, негативная энергия обращается внутрь и разрушает общность. Это хорошо известно всякой мировой державе, пестующей образ врага в моменты кризиса для легитимации власти и решения внутренних конфликтов. Так, США целенаправленно культивировали и гиперболизировали страх перед СССР во время Холодной войны и в совсем недавней истории на пике борьбы с терроризмом для увеличения авторитета власти и послушности граждан. То же самое мы наблюдаем сегодня: подогреваемый страх перед терроризмом, Северной Кореей, Россией служит конструктивным целям, укрепляя и консолидируя национальные общности путём предоставления внешнего выхода деструктивным энергиям бессознательного.

Описанная здесь психология группы и психология толпы как её самой иррациональной формы ближе к нам, чем кажется, и проявляется каждодневно в большом и малом – достаточно выйти на улицу или набраться мужества и посмотреть, о чём рассказывают масс-медиа. Но можно и сузить масштабы, заглянуть в любую социальную сеть, где, стоит только случиться какой-то трагедии в мире или кому-то обронить неосторожную глупость, тысячи случайных людей слетаются пировать на костях. Они мгновенно формируют виртуальную общность объединенных горем или азартом травли и наслаждаются единением в общей эмоции, повышающей чувство их собственной значимости мазохистской причастностью к чему-то большему. Одновременно эти люди с огромной радостью набрасываются на всех тех, кто посмеет отнестись к событию недостаточно почтительно или равнодушно, – так заявляет о себе переплетение мортидо и садизма. Мы постоянно наблюдаем образование фальшивых общностей, единственная цель которых состоит в симулятивном самоутверждении через реализацию деструктивных мазохистских и садистских инстинктов. Мы постоянно видим, как они вместе с их более крупными сородичами разлагают индивидуальное начало людей и редуцируют их до орудий их собственных низших инстинктов, а также внешних сил и авторитетов. Чем отчётливее мы это сознаем, однако, тем больше наша способность сопротивляться данному процессу – или во всяком случае контролировать его течение, ибо не нужно наивно заблуждаться, думая, будто кто-то из нас стоит выше описанных здесь феноменов и не подвержен их влиянию. Самое полное рабство всегда царит среди тех, кто мнит себя свободными.

© Олег Цендровский

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+3
252
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Наш чат ВКонтакте:   Войти в чат