Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 113

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Раймунд Луллий: единственный юродивый на Западе
Среднее время прочтения:

Раймунд Луллий: единственный юродивый на Западе

Каталонец Раймунд Луллий — философ, поэт и теолог. Основатель западноевропейской ориенталистики. Католичество незнакомо с феноменом юродства, но Луллий был едва ли не единственным юродивым на Западе. Он оставил глубокий след в философии, богословии, логике, педагогике и литературе.

Рамон Льюль (Ramon Llull) или же Раймунд Луллий (Raimundus Lullus), более привычная латинизированная форма его имени, родился в 1232 году в Пальма де Майорка, которую незадолго до его рождения была отвоевана у арабов (1229 год). Его отец был рыцарем из Каталонии. Рамон был знатен, богат, пользовался покровительством сильных мира сего, свою молодость провел в кутежах при дворе Якова I Завоевателя, короля Арагонского. В более зрелые годы был сенешалем при дворе короля и наставником инфанта, будущего короля Якова II (Жауме Второй — Jaume II de Mallorca). По одной из многочисленных легенд, до своего обращения Льюль, преследуя прекрасную незнакомку, въехал на коне в церковь.

- Salik.biz

Женился он в 1257 году. Его супруга Бланка родила ему двоих детей. В 1263 году, сочиняя любовное стихотворение, посвященное замужней женщине, у 30-летнего Рамона, по его собственному признанию, пять раз было видение распятого Христа. Он оставил придворную жизнь и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь. Сам Рамон никогда не вступал ни в монашество, ни в священство.

Свой уход он описал в 12-й главке своей мистической «Книги о Любящем и Возлюбленном» (Llibre d'amic e amat): "'Обезумевший от любви, почему перестаешь ты быть самим собой, пренебрегаешь деньгами, отказываешься от соблазнов этого мира и живешь, окруженный всеобщим презрением?' Ответил Любящий: 'Дабы заслужить заслуги моего Возлюбленного, который людьми скорее незаслуженно нелюбим, чем любим и оценен по заслугам'". Исследователи относят эту книгу, в которой он преодолел разлад между философом и поэтом, к раннему периоду творчества Льюля. Возможно, она была написана в 1276 году. «Любящий» в поэме Льюля — это набожный христианин, а «Возлюбленный» — это Господь.


Отказавшись от семьи, имущества и светской жизни, Льюль совершил паломничество в Рокамадур и в Сантьяго де Компостелу и намеревался отправиться в Париж для получения глубокого теологического образования. Однако последовал совету высоко чтимого им Раймунда де Пеньяфорт, который рекомендовал Льюлю заняться миссионерской деятельностью на Майорке, население которой в то время в основном было мусульманским. На острове Рамон изучал арабский и еврейский языки, восточную (особенно, суфийскую) мудрость. Эти знания были необходимы для полемики с неверными.

В жизни Льюля произошло столкновение с рабом-мавром, который обучал его арабскому языку. Когда ученик во время процесса обучения стал яростно поносить ислам, раб бросился на него с ножом, что едва не стоило Льюлю жизни. Посаженный в тюрьму раб покончил самоубийством. На Рамона это произвело очень сильное впечатление, нашедшее отражение в его творчестве. Льюль неоднократно вспоминал об этом инциденте в своих произведениях, носящих автобиографический характер.

При поддержке своего коронованного покровителя Жауме II, Льюль основал на Майорке, в Мирамаре, первую в Европе школу иностранных языков, в которой монахи изучали арабский, древнееврейский и халдейский (староцерковный сирийский) языки. Как пишет современный исследователь В. Е. Багно: «Важнейшей задачей Запада он (Льюль) считал также обращение в христианство татар, незадолго до его рождения разоривших Киевскую Русь и представлявших серьезную угрозу для христианской цивилизации. Задача эта, с его точки зрения, была относительно легко достижимой, поскольку речь шла в ту пору еще о язычниках, куда менее стойких в своей вере, чем мусульмане и иудеи».

В написанной на арабском языке «Книге о язычнике и трех мудрецах» Льюль рассказывает, как язычник, выслушав аргументы иудея, мусульманина и христианина, выбирает католичество. В реальности, как мы знаем, верхушка хазарского каганата исповедовала иудаизм, татары отдали предпочтение исламу, а русские последовали византийскому образцу.

Рекламное видео:

Рамон Льюль и сам проявлял колебания между католическими орденами, между доминиканцами и францисканцами. У негоне сложились отношения с авторитетами Доминиканского ордена, которые могли бы оказать поддержку его миссионерским планам. Доминиканцы не могли не одобрить обвинения Льюля против альбигойцев и трубадуров, его страстную полемику с аверроэсцами, возобладавшими в Сорбонне. Для католических ортодоксов оказались неприемлемыми глубокие познания Льюля в арабской философии и логике, знание мистики суфиев и каббалистической премудрости. Доминиканцы напрямую обвиняли Луллия в ереси.

«Францисканцы, напротив, доказывали, что по своему содержанию идеи Льюля аналогичны идеям других христианских мыслителей, — отмечает В. Е. Багно в статье „Трубадур Христа“, посвященной жизни и творчеству Рамона Льюля. — Тем самым становится ясно, что странной и неприемлемой представлялась современникам именно форма».

В «Путеводителе инквизиторов» (1358) Н. Эймерих выдвинул обвинение Льюля в ереси на том основании, что Рамон Льюль был некрепок в вере и поэтому не столько обращал неверных, сколько сам проникался их тлетворным влиянием, делающим его сочинения неприемлемыми для правоверных католиков.

«В общественном поведении Рамона-безумца (Ramon lo foll), как сам он любил себя называть, есть элемент юродства, — свидетельствует В. Е. Багно. — Это тем более знаменательно, что католическая Европа не знала юродства как социального явления. Не исключено, что для Льюля (как и для древнерусских юродивых) имел в этом смысле значение опыт мусульманских дервишей, с которыми его, несомненно, сводила судьба во время его миссионерских блужданий».

Рамон Льюль сам много способствовал появлению легенд о себе. Хотя точно установлено, что он никогда не был монахом и священником, а также алхимиком. Именно так называется неоконченная поэма Алексея Константиновича Толстого, посвященная Люллию.

Современные исследователи утверждают, что нам практически ничего неизвестно об обстоятельствах смерти 84-летнего Рамона Льюля, которая, как принято считать, наступила в начале 1316 года, по пути из Туниса на Майорку. Согласно легенде, арабы-мусульмане, возмущенные нападками миссионера на ислам, забросали его камнями. Находившиеся в Тунисе генуэзцы, среди которых был предок Колумба, доставили тело Льюля на Майорку, где с почестями похоронили в монастыре Святого Франциска — Sant Francesc.

Раймунду Луллию приписывают создание более трехсот сочинений (на каталанском языке, на латыни и на арабском). «Как философ он стал создателем Ars Magna — »машины истины", «логической машины» — грандиозного свода знаний средневекового человека, суть которого сводилась к тому, чтобы, комбинируя в определенном порядке четко установленные основополагающие понятия, прийти, с помощью хитроумно разработанных таблиц, фигур и вращающихся кругов, к очевидным для всех теологическим и философским истинам", — пишет Багно. Льюль создал цельную философскую систему, традиции которой продолжали Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский, Джордано Бруно и Гегель.

Многочисленным попыткам канонизации Рамона противодействовали богословы, отрицавшие учение о непорочном зачатии Богородицы, горячим провозвестником которого был Льюль, поэтому он формально даже не беатифицирован. Луллия почитают как святого на литургиях францисканцы.

Имя Луллия упоминается в выдающихся произведениях мировой литературы: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Гаспар из тьмы» французского романтика А. Бертрана, в произведениях Х. Л. Борхеса и Умберто Эко.

Буккер Игорь

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+45
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
0
50
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Наш чат ВКонтакте:   Войти в чат