Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 63

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Ротонда на Гороховой в Санкт-Петербурге: Лестница Сатаны
Среднее время прочтения:

Ротонда на Гороховой в Санкт-Петербурге: Лестница Сатаны

Ну, кто же из тех, кто хочет окунуться в тайны Питера не знает этого заветного словосочетания — Ротонда на Гороховой?! Любители мистики, оккультизма, увлечённые чёрной магией, — Ротонда на Гороховой, — нет более священного места, чем это сосредоточение сил. Здесь бывали Борис Гребенщиков, Александр Башлачёв, Янка Дягилева, Святослав Задерий, Егор Летов, Андрей Панов, Юрий Шевчук, ну а Константин Кинчев и Виктор Цой были завсегдатаями тусовки в Ротонде, — фамилии которые я перечислил это очень известные люди, они достигли многого — магия Ротонды им помогла (но учтите большинство из них уже мертвы). Но не всё так просто друзья, невозможно найти на Гороховой Ротонду — её там нет…


- Salik.biz

Ротонда на Гороховой

«Вот те раз! — скажет искушённый читатель — как же её там нет? А знаменитый адрес — улица Гороховая дом №57? Да и вообще, сотни людей туда приходят, весь интернет заполнен фотографиями знаменитой Ротонды, журналисты приезжают, снимают, по TV показывают… А вы — «Нет её там!». Да так уж сложилось — Нет на Гороховой никакой Ротонды. Но, правда, это топоним оказался настолько живуч и настолько плотно вошёл лексикон питерцев, что даже я, перефразируя классиков, «заранее зная о наличии отсутствия её там» — всё равно, всегда, употребляю фразу: «Ротонда на Гороховой».


Запутал я Вас? Ладно, попробуем разобраться во всём по порядку.

Ротонда на Гороховой, как добраться — ближайшие станции метро это метро Пушкинская и метро Сенная площадь. Я обычно еду до Пушкинской, выхожу из неё, поворачиваю направо, перехожу Подъездной переулок, иду чуть вперёд по Загородному проспекту, первая улица слева это и будет Гороховая улица. Сворачиваю на неё, 10 минут пешего хода до Семёновского моста. Останавливаюсь на мосту. Любуюсь Фонтанкой, слева голубые купола Измайловской церкви, курю, смотрю на зелёное здание Ротонды украшенное портиком с колоннами перехожу мост, перехожу набережную Фонтанки — любуюсь вывеской бара Ротонда на Гороховой, а следом за вывеской подворотня ведущая во двор Ротонды — всё, я на месте. Если вам удобнее то можете доехать до станции метро Сенная площадь, выходите из метро, переходите через площадь сворачиваете на Садовой улице направо доходите по ней, никуда не сворачивая до Гороховой, поворачиваете направо — 10 минут хода и вы у входа в подворотню двора Ротонды. Если вам всё равно как ехать, то рекомендую путь через метро Пушкинская, можно спокойно постоять на Семёновском мосту и полюбоваться отличным пейзажем — с одной стороны от вас будут васильковые купола Измайловского собора, с другой, пропустите взглядом невзрачный Лештуков мост, знаменитый мост Ломоносова с башенками и цепями и, конечно же, незабываемая гладь Фонтанки.

А вот адрес Ротонды на Гороховой, хм… — для туристов незнакомых с Питером мистика начинается с момента поиска адреса Ротонды. Дело в том, что, на самом деле, в Санкт-Петербурге на Гороховой улице находятся две Ротонды…

Рекламное видео:


Откуда же возникла эта путаница, давай попробуем разобраться.

Ну, во первых, те кто хочет попасть в Ротонду, как правило, совершают достаточно большую ошибку — они пытаются найти на карте круглое в плане здание. И находят его, и на Гороховой, но при этом забывают, что речь идёт не о здании-ротонде, а об историческом месте, жемчужине петербургской архитектуры — винтовой лестнице в подъезде, которая называется Ротонда (обратите внимание, применительно к этой лестнице слово Ротонда всегда пишется с большой буквы).

Итак давайте свернём с Загородного проспекта на Гороховую улицу и немного прогуляемся по ней. Не спеша пройдём по ней оглядывая окружающие нас дома и дойдём до Семёновского моста. Стоп! — остановка №1. Перекрёсток набережной Фонтанки и Гороховой улицы у Семёновского моста, вместе тремя подковообразными зданиями (дом №52 по Гороховой, дом №3А по Фонтанке и дом №92 по набережной Фонтанки) образует площадь, которая так и называется Семёновская площадь (по имени лейб-гвардии Семёновского полка, который был здесь расквартирован).

Набережная Фонтанки, дом 92. Здесь мы сворачиваем в арку под балконом и видим…

…здание-ротонду (народное название — дом-кольцо).

Это здание также не на Гороховой улице, его адрес — Набережная Реки Фонтанки, дом №92Б, и оно также окружено ореолом мистики и налётом тайны, но не оно цель нашей экскурсии. Давайте оставим этот дворик, выйдем на улицу, прейдём через неё, подойдём к Семёновскому мосту и посмотри на противоположный берег Фонтанки. И вот тут мы увидим то самое здание Ротонды. А адрес его: набережная Фонтанки, дом №81.

Да, но откуда взялся всем известный адрес Гороховая №57 (точнее 57А)? Кстати, нам этот адрес скоро понадобится. Всё очень просто — вход в Ротонду возможен только со двора, а вот чтобы попасть в этот двор нам потребуется пройти через подворотню дома №57 по Гороховой улице — вот и наложился один адрес на другой. Ради справедливости стоит заметить, что это дом имеет в плане форму буквы «Г», лицевая часть дома расположена по Фонтанке, а вот боковая часть дома, его правое крыло, расположено по Гороховой улице и имеет номер дома — №57. Поэтому иногда указывают его номер как Гороховая 57/81, что также неправильно, но это уже мелочи, главное — помните: Ротонда находится на Фонтанке (если вы посмотрите на план дома, то вы увидите, что помещение Ротонды находится как раз в лицевой части дома по набережной Фонтанки, а не в пристроенном позже корпусе по Гороховой улице). Обощая всё вышесказанное подведу итог — обе ротонды находятся на Фонтанке, а не на Гороховой, хотя можно смело сказать — «в районе Гороховой».

Я тот, кто был зачат грехом в пустынной колыбели Ада,

Я тот, чьё сердце выковано чёрным хладом,


Я тот, приход, чей звёздами решён,

Чтобы освободить не рождённую душу Сатаны.

Чернокнижник

Вот она, та самая знаменитая Ротонда на Гороховой.Вот она, та самая знаменитая Ротонда на Гороховой.

Одно из ключевых мест питерского зазеркалья, магия которого защищает город, оно абсолютно уникально — здесь можно запросто встретить Сатану. Но будьте здесь всегда осторожны — говорят одна компания отмечала в Ротонде ночью сдачу выпускных экзаменов, один юноша из этой компании спустился в подвал, а через 15 минут вышел оттуда 70-летним стариком — за 15 минут он постарел на 50 лет. Что случилось никто не знает, он никому этого не рассказал, он просто сошёл с ума. Говорят Ротонда позволяет попасть в другое измерение.

Фокус-покус здесь в том, что форма и содержание этого здания — сильно отличаются. Снаружи это обычный фасад в стиле раннего классицизма, каких много в Северной столице, а вот за парадной дверью таится настоящая архитектурная жемчужина. За стенами доходный дом Яковлева скрывает мраморные колонны, ажурные винтовые лестницы более подходящие для средневекового замка, арки, а точнее арочные перекрытия и купол служащий антитезой куполам христианских храмов. Эта лестница которая названа Ротонда — явно не вписывается в облик обычного жилого дома, она пропитана мистикой и легендами.

А вот теперь загадка номер один. С точки зрения архитектуры Ротонда это всего лишь подъезд дома, но зачем он здесь нужен? На первом этаже нет квартир, второго этажа вобще нет, на третьем этаже всего три квартиры — сам внешний вид подчёркивает её предназначение для некого ритуала. Это чувство усиливается левой винтовой лестницей которая ведёт в никуда. Просто так, в никуда — начинаясь от прямого марша первого этажа она доходит до уровня несуществующего второго этажа и просто заканчивается…

Вторая загадка. Вы все знаете, что при советской власти все здания реконструировались, перестраивались под нужды нового времени, переделывались, а то и просто сносились, а здесь произошёл обратный процесс — зданию Ротонды был возвращён его первоначальный вид, такой какой был у него согласно проекту по окончании строительства — в середине 19-го века, это здание было изменено. При советской власти здание Ротонды было восстановлено в первоначальном виде. Почему — загадка, возможно магия Ротонды могла воздействовать даже на советскую власть.

Ещё одна загадка обратите внимание на ступени лестницы (подробные фото Ротонды и фотографии её интерьера на следующих страницах) — они явно не для барских ног. И даже не для ног богатых жильцов. Простая чугунная винтовая лестница в роскошном архитектурном обрамлении. Зачем? Кстати ответ на этот вопрос прост — ступени лестниц рассверлены и через них видно всё, что происходит внизу. А вот зачем это надо было — большой вопрос.

Вообще, по своему функционалу это даже не парадная (вы это тоже, далее, увидите) это обычный «чёрный ход» для кухарок, прислуги и прочей челяди, но вот зачем для них потребовалось возводить такую роскошь совмещённую с загадочными артефактами — не вопрос, а очень большой вопрос.

Тайна винтовой лестницы

Винтовые лестницы пришли к нам из средневековых замков. В отличие от дворца, который в основном, нёс представительские функции, основной функцией замка была защита, но почему в родовых гнёздах строились исключительно винтовые лестницы было долгое время загадкой. Высказывались разные гипотезы, от мистических до конспирологических, но отгадка нашлась совершенно неожиданно. Однажды, один исследователь обратил внимание на то, что все лестницы в замках закручены по часовой стрелке, но при этом в Шотландии нашёлся замок в котором лестница была закручена в обратную сторону — против хода Солнца. Подняли старинные документы и выяснилась интересный факт — все владельцы этого замка были левшами. После этого для учёных всё стало на свои места — винтовая лестница имела чисто практическую цель и была частью оборонительного сооружения замка. Дело в том, что с точки зрения современного человека всё должно быть на оборот — нам, правшам, удобнее держаться за перила правой рукой, а стало быть лестница, по идее, должна быть закручена против часовой стрелки, но замок левшей подсказал ответ — в левой руке воин-левша держал меч, а правой (что для него неудобно по жизни, но выгодно в бою) держался за перила, а у правшей всё наоборот. Именно этим и обуславливалось наличие в замках винтовых лестниц — находясь на ней воин в одиночку (!) мог сдерживать нападение нескольких десятков человек в течении нескольких часов, что на обычной лестнице было бы не возможно. Из арбалета, лука, копьём, мечом ступени лестницы не пробьёшь, а отверстия в ступенях (я немного некорректно употребил слово «рассверлены» — они изначально были отлиты с отверстиями) позволяли спокойно наблюдать осаждающих врагов находящихся внизу и оценить обстановку. Позже, винтовые лестницы стали использовать в узких и ограниченных помещениях ввиду их компактности (как например, потайная лестница в соборе Василия Блаженного). Но изначально их основным назначением была исключительно защитная функция. Но зачем это нужно в Ротонде на Гороховой улице — загадка и неразгаданная тайна. Хотя…, две винтовых лестницы, закрученные, одна по ходу Солнца, а другая против часовой стрелки явно намекают на некий масонский ритуал именно Шотландского обряда. А возможно это отголосок древних знаний арийской цивилизации — прямая свастика (та лестница которая ведёт к квартирам) — символ жизни, а свастика повёрнутая против хода Солнца (башлачёвка — лестница ведущая в никуда) — символ смерти. Кто знает что задумывал заказчик этого магического артефакта…

Ещё один интересный артефакт Ротонды на Гороховой — огромный железный люк на первом этаже, расположенный как раз посередине лестницы. Есть легенда, что уже в наше время в одну из ночей он сам по себе раскололся пентаграммой. А, между прочим, это не легенда, а реальный факт — такое событие имело место в истории этого загадочного места. Раскололся он от коррозии вызванной временем, но вот, что интересно, когда расколовшийся люк обследовали, то в нём обнаружили искусственные каверны расположенные в виде пентаграммы по которым и произошёл раскол. Зачем они были сделаны — загадка, как загадкой является и то, зачем здесь находится этот люк — штольня под ним залита бетоном, то ли что бы любопытствующие не лазили, то ли что бы закрыть вход в другое измерение. По одной из версий, изначально, эта шахта служила тайным спуском к Фонтанке, по другой это был колодец для забора воды — как в средневековом замке.

Говоря о защитной функции Ротонды стоит упомянуть тот факт, что в Санкт-Петербурге есть несколько зданий-ротонд. Есть ротонда на Сенной площади, есть ротонда на Васильевском острове, ещё одну ротонду Фонтанке вы видели выше (все сейчас уж и не упомню, потом, поброжу, поснимаю — покажу). Так вот, если взять карту и соединить все ротонды Петербурга прямыми линиями, то вы получите истинную пентаграмму — знак огромной магической силы, сродни магическому символу который образуют стены Петропавловской крепости (истинной пентаграммой считается не просто пятиугольник, а пятиугольник пересечённый внутри, от углов, прямыми линиями образующими пятиугольную звезду — то есть пентаграмма вложенная в пентаграмму, а всего ротонд должно быть 10[!]). Но если основная цель Петропавловки защита сакрального артефакта, сокровища сокрытого за её стенами, то магический щит создаваемый ротондами защищает весь город (в границах того времени, конечно). Но то — здания-ротонды, а вот центром пересечения всех этих линий будет лестница Ротонда на Гороховой, именно поэтому она является ключевой Ротондой — сосредоточением сил. Отсюда и неофициальное название Ротонды на Гороховой — «Центр Мироздания» (на самом деле у неё есть много неофициальных названий, но об этом чуть позже).


Потерянная ротонда

Если вы зададитесь целью прогуляться по Питеру, нанести на карту все здания-ротонды и соединить их линиями, то вы с удивлением обнаружите, что одной ротонды не хватает. Иногда эта загадка ставит в тупик даже профессиональных краеведов. Её, зачастую, так и называют — потерянная ротонда. Вроде должна находиться она в районе Сенатской площади или Исаакиевской площади (иногда указывают на зал-ротонду Мариинского дворца — указание на помещение-ротонду крайне неверно, хотя там таковая действительно имеется, дело в том, ротонды были в то время достаточно модным элементом архитектуры и были они в очень многих дворцах и особняках петербургской знати и если соединять линиями не здания-ротонды а, помещения-ротонды то вместо пентаграммы вы получите нечто напоминающее карту созвездий, но при этом стоит отметить, что, поскольку, любая ротонда, является наследницей античных храмов то любая из них окутана неким ореолом мистики, но только Ротонда на Гороховой обладает такой силой, что названа Центром Мироздания, и говоря про неё употребляют выражение «она единственная такая»), но её там нет, как ни ищи. Некоторые считают, что она была снесена при советской власти. Никто её не сносил, а ответ прост — утерянная ротонда это не круглое здание, а часть здания и место это очень знаменитое и известное — Исаакиевский собор оно называется. Дело в том, что смотровая площадка Исаакия — тоже ротонда, — как видите, замаскировано оно достаточно хитро, а само здание Исаакиевского собора, а точнее ротонда несущая его купол, сыграло огромную роль в защите города во время Великой отечественной войны и Блокады — оно действительно, реально, защитило все близлежащие здания и памятники, но это тема для отдельного разговора и как это произошло я расскажу попозже, рассказывая вам об этом удивительном петербургском храме.

****

Здесь стоит отметить тот факт, что сменив ряд владельцев, в начале 19 века этот дом переходит во владение графа Андрея Зубова (по другим данным он не был владельцем, а просто снимал то ли комнаты, то ли весь дом), который был известным масоном. Согласно преданию именно тут, в Ротонде, в подвальном помещении, принимали посвящённых в масоны. Но дело в том, что Ротонда была построена не при Зубове, и если граф Зубов действительно использовал её для мистических обрядов то он, использовал чужие наработки. Было так или не было, но говорят… Один интересный факт — раньше, сразу после строительства, стены Ротонды были расписаны масонскими символами (была в то время в Санкт-Петербурге, тогда, мода на такие узоры и рисунки), но сейчас они полностью утрачены.

Вообще, основной легендой на Гороховой является легенда об исполнении желаний — если написать желание на стене Ротонды, то оно непременно сбудется. А ещё, в Питере есть легенда о том, что Дьявол спускается в Петербург как раз по лестнице Ротонды и если прийти сюда с какой-нибудь просьбой к нему в полночь, то Сатана обязательно откликнется на неё, впервые эта легенда была письменно зафиксирована Пушкиным (Александр Сергеевич Пушкин бывал частым гостем в Ротонде). Поэтому у Ротонды на Гороховой есть ещё одно неофициальное название — Лестница Дьявола или Лестница Сатаны. В этой легенде очень интересна питерская интерпретация явления Сатаны в мир. Здесь срабатывает принцип зеркальных отражений которым буквально пропитана весь Питер, — по логике Сатана должен выходить из преисподней, то есть ПОДНИМАТЬСЯ по лестнице, а здесь он СПУСКАЕТСЯ, то есть Князь Мира Сего приходит к нам с Неба, — возникает зеркальное отражение событий описанных в канонической христианской литературе. Питер это зеркало и наиболее хорошо это видно на основе легенды о зеркальных двойниках Невского проспекта (если на одной стороне Невского Проспекта рождается человек, то на другой стороне в этот момент обязательно умирает другой человек, есть такое у него свойство, но это тема для отдельного рассказа) и в зеркальном отражении улицы Зодчего Росси.


Но эта легенда имеет и другой аспект. Сатану называли многими именами, и одно из них — Антихрист. Но раскольники (староверы), да и просто недовольные политикой Перта Алексеевича (коих было очень много) Антихристом называли Петра Первого — факт известный. Также как известна легенда о том, что Пётр Первые не умер, а просто уснул. Так может это Пётр великий спускается с Небес по этой лестнице, чтобы помочь тому, кто обращается к нему?… Может для него был создан этот таинственный портал имя которому Ротонда на Гороховой?…

Легенда об обращении к Сатане с просьбами в Ротонде имеет и реальные подтверждения. Так, например, один из петербургских краеведов 19 века описал такой случай: «некая молодая девица, в конце 40-х годов 19 века обратилась в Ротонде к Антихристу с просьбой наказать мужчину которого она любила, но который не отвечал ей взаимностью. И Сатана ответил жертве несчастной любви, — на следующее утро после разговора с Лукавым её возлюбленный мужчина, отвергнувший её любовь, был найден в постели мёртвым без каких-либо признаков насильственной смерти». По некоторым данным, в конце девятнадцатого, в начале двадцатого века в Ротонде находилась танцевальная школа, танцкласс Марцинкевича, с очень дурной славой — попросту, говорят, был публичный дом замаскированный под танцевальную школу и вроде как одна из прихожанок проституток влюбилась в одного из богатых клиентов, который отверг её любовь, что и вызвало её обращение к Сатане. По другим данным здесь находился обычный кафе-шантан, по третьим данным здесь были и кафе-шантан и танцкласс Марцинкевича одновременно. Не знаю как насчёт жителей города, но вот у жительниц города это место пользовалось весьма дурной славой…

Говорят, что в Ротонде была приёмная Распутина, а из подвала Ротонды был прокопан подземный ход в его квартиру. Бред, не было здесь никакой приёмной Распутина. Я вообще не уверен, что Григорий Распутин здесь бывал, но если некогда здесь находился публичный дом, то вполне возможно… просто жил он неподалёку, через Фонтанку, по Гороховой в доме №64, вот и возникла такая легенда. В советское время легенда о подземном ходе трансформировалась и с Ротонды на Гороховой он стал вести, то в Смольный, то в Зимний Дворец. Ещё одна версия говорит о том, что подземный ход ведёт до Витебского вокзала. На самом деле эта легенда, как и все мифы и легенды на Гороховой имеет под собой основание. Дело в том, что подземный ход из подвала Ротонды действительно существует, только ведёт он в соседний двор-колодец. Зачем он был сделан — неясно. Кстати, попасть в него невозможно — вход залит бетоном (или щебнем с цементом).

Но о другом известном обитателе Ротонды на Гороховой, в отличие от Распутина, известно точно — это был известный в Петербурге уголовник, вор и сутенёр Александр Штрамм. То, что человек занимающийся сутенёрством часто бывал в таком привлекательном месте как кафешантан нет ничего удивительного, но есть легенда которая гласит, что Александр Штрам испытывал к Ротонде совсем другой интерес. Дескать он прятался в знаменитом подвале Ротонды ведущем в другое измерение от полиции. И, дескать, полиция-то знала но задержать его там не могла — заходит полицейские в этот подвал и не видят никакого Штрама. Ротонда долго его терпела да не вытерпела — однажды он снова зашёл в эту дверь, но после этого никогда из неё не вышел…

Ещё одна легенда связана с куполом Ротонды — дескать если забраться на купол Ротонды то попадёте в другое измерение или просто повредитесь рассудком. Как ни странно эта легенда имеет документальное подтверждение — один из тусовщиков попытался залезть туда и его ударило током от оголённого провода, после чего он так шандарахнулся головой, что потом долго лечился и всю оставшуюся жизнь ходил в каске и постоянно улыбался. Говорят, что на люстре купола повесился один несчастный и его дух теперь бродит по Ротонде. Если, стоя внизу, вы взгляните на люстру, то вы сразу поймёте, что повеситься там могли только Бэтман, Супермен или Человек-Паук, а обычный человек может туда добраться используя исключительно рокет-джамп. Но, на самом деле легенда о повешенном имеет под собой веские основания, поскольку люстра прямо под куполом это артефакт последних времён, изначально она спускалась из под купола и висела аккурат между первым и вторым этажом, так что шкертануться на ней было весьма нетрудно.

Само здание Ротонды обладает особыми, необъяснимыми физическими свойствами. Считается, что его конструкция способна преобразовывать пространство и Ротонда работает как портал в четвёртое измерение. Случай с молодым человеком ставшим за 15 минут стариком — подтверждает это. Кроме того есть легенда о том, что если подниматься по лестнице ротонды с закрытыми глазами, то никогда не дойдёшь до конца, а если подняться не по правой а по левой лестнице, той которая ведёт в никуда, то дойдя до тупичка можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны (напомню, что семёрка в нумерологии является самым могущественным числом). Кстати в народе эта лестница (точнее конечная площадка на ней) называется Башлачёвка из-за нарисованого там портрета Александра Башлачёва, который никогда не исчезает но история с его портретом это отдельный рассказ — чуть ниже. Согласно легенде лестница Башлачёвки должна была быть достроена до конца, но когда строительство было в заключительной стадии выяснилось, что она ведет в пятое измерение, строители испугались и её не стали достраивать. Но в определённые моменты окончание этой лестницы возникает сама собой и уводит людей в неведомые дали — чем-то это напоминает перемещающиеся лестницы в школе волшебства Хогвардс из фильма про Гарри Потера. Так же есть легенда, что на Башлачёвке имеется тайная замурованная дверь в другой мир — время от времени местные тусовщики пытаются проковырять в стене дырку и если это удаётся, то они видят унитаз в квартире соседнего подъезда.

Ещё одной странной особенностью этого места являются — акустические эффекты. Если встать в Ротонде сказать что-то шёпотом, то другой человек находящейся в любой точке Ротонды услышит всё настолько отчётливо и ясно, как будто ему шепнули это прямо в ухо. Это правда — проверенно. Подобная акустика характерна для церквей и достигается она при помощи специальных инженерно-архитектурных методов, например в православных храмах для этого используются голосники — специальные глиняные кувшины вмурованные в стены горлом наружу, но здесь никаких акустических приспособлений нет.

Об одной истории несчастной любви я уже рассказал, но, с несчастной любовью, связана одна интересная примета — если вы несчастны в любви, то придите в Ротонду и оставьте любую надпись стене и тогда, личная жизнь, обязательно наладится.

Энергетика Ротонды потрясающа, — потрясающа, но непредсказуемая. Иногда, приходя в Ротонду уставшим, после прогулки по ней я могу запросто работать 5-6 суток без продыху уделяя на сон 1-3 часа в сутки. А однажды я пошёл в Ротонду на съёмку, и после её посещения, хотя до этого я был выспавшись и свеж, вышел оттуда как выжатый лимон — с трудом добрался до дома и проспал 2,5 суток без перерыва, — считается что для нормальной работы портала Ротонды он питается энергией людей её посетивших.

В 70-х в начале 80-х годов 20-го века Ротонда становится местом обитания петербуржского андеграунда. Основная масса людей собиравшихся здесь были хиппи, рокеры и питерская интеллигенция увлечённая оккультизмом и эзотерикой, говорят что время от времени здесь собирались члены церкви Сатаны или попросту сатанисты — не знаю, не приходилось встречать, хотя бывал здесь часто. Ротонда на Гороховой постепенно становится своеобразным клубом со свободным входом — здесь много пили и курили, играли на гитарах и флейтах — рок-группа Пикник, во главе с Эдмундом Шклярским репетировала здесь в полном составе. Частыми гостями здесь были Константин Кинчев и Виктор Цой — говорили о политической свободе и смысле жизни. Из легенд нового времени могу рассказать ещё одну: говорят, что если пролезть в дырки прямого марша лестницы на первом этаже, то непременно сойдёшь с ума. На самом деле это не легенда, лично был свидетелем такого случая. Как-то раз, по молодости, распив во дворе у Ротонды с Андреем Пановым пару бутылок какого-то тягучего ликёра (внутри Ротонды мы пить не решились — место Святое) он, на спор пролез таки ползком в дырки под лестницей — когда он вылез оттуда, он изменился в лице, захрюкал и превратился в Свинью. Из бытовых мифов нового времени стоит отметить то, что в Ротонде иногда появляется призрак Курта Кобейна, Джона Леннона, Джима Моррисона и Егора Летова (нужное — подчеркнуть). Но это рассказки и не более — дело в том, что их поклонники частенько рисуют портреты своих кумиров на стенах Ротонды, и если выпить в Ротонде большое количество жидкостей изменяющих сознание или покурить какой-то неправильный табак, то обычный портрет в помутневших глазах подобного чудика вполне может выглядеть призраком и не более. Собственно, употребление больших доз алкоголя и порождает такие мифы. Есть ещё одна красивая рассказка о том, что дескать Янка Дягилева изображена на обложке своего альбома «Домой» в Ротонде (здесь речь идёт не обо всем известном издании этого диска, об одном из переизданий выпущенных в Омске ограниченным тиражом). Такой диск действительно существует, но изображена на нём не Ротонда, а слегка похожая на неё беседка в Омске. С портретом Башлачёва на Башлачёвке тоже связана непонятная история — говорят, что на самом деле это его автопортрет, который СашБаш нарисовал за 2 дня до смерти, но есть и другая версия легенды: когда-то кто-то нарисовал Виктора Цоя. Потом кто-то переделал портрет Цоя в Моррисона, а следующий автор переделал его в портрет Башлачёва, но самом деле это портрет чьей-то девушки. Кстати, портрет Цоя постоянно появляется в разных местах Ротонды, но, говорят, в ближайшую ночь он сам собой переделывается в изображение Святого Равноапостольного Коськи Кинчева — есть веские подозрения считать, что никакой мистики здесь нет, а всё это проделки хулиганствующих сектантов из рядов тоталитарной церкви «Цой подавился мацой». На самом деле, никаких портретов Башлачёва, Кинчева или, там, Цоя в Ротонде — нет и эта насильственно тиражируемая байка начинает надоедать. Время от времени кто-то из фанатов нарисует, конечно, портрет того или иного рок-кумира, но это исключение. На следующей странице вы увидите достаточно много подробных фотографий «росписей» Ротонды, но, уверяю вас — вы не обнаружите даже банальной надписи «Цой — Forever». Сюда приходят совершенно другие люди. Ну, а тиражирование подобных слухов добром не оборачивается. И, самое что интересное, уверяю вас пишут это люди которые не только в Ротонде не были, они даже в Петербурге не бывали. Просто, кому-то очень хочется чтобы они там были в общем случай аналогичный с «женой художника», тем более в наше время, когда «захватывающая новость» копипастится олигофренами по своим говноблогам с скоростью многократно превышающей скорость передачи сплетен бабушками у подъездов. А ещё, говорят, что многие видели в Ротонде призраков волосатых хиппи, постоянно там тусовавшихся и погибших от передоза наркотиков, вроде их можно увидеть даже днём, а число таких призраков прямо пропорционально объёму спиртного выпитого в Ротонде (никому не рекомендую там пить спиртное — дело может кончится плохо). Стоит упомянуть, что из современных знаменитостей здесь часто бывал актёр театра и кино Константин Хабенский, звезда «Ночного дозора» и «Убойной силы».

Но есть у Ротонды на Гороховой улице ещё одна тайная миссия, — сюда приходят те, кто хочет поправить своё финансовое положение и исправить денежные трудности, — есть легенда о том, что самый известный российский олигарх заработал свой первый миллион именно после визита в Ротонду на Гороховой. Но с финансовыми просьбами (в прочем как и с любыми другими) надо быть очень осторожным. Городская легенда сохранила, например, такую историю (даже указав реальную фамилию): в конце 80-х годов, студент экономического факультета Ленинградского универа Сушков, несмотря на уговоры своих товарищей, коротавших очередной вечер в Ротонде, остался там до полуночи, так как захотел обзавестись долларовым капиталом. Больше его никто не видел. Чем-то он очень не понравился Ротонде…

Никогда не относитесь к Ротонде с неверием или как к месту где исполнится любая ваша прихоть — помните, большинство наших современников которых её магия сделала знаменитыми уже мертвы и умерли они молодыми… Ротонда на Гороховой помогает только тем, кто относится с уважением к её миссии.

Дом Ротонды на Гороховой улице был построен по заказу Саввы Яковлева, семейство которого владело им до 1863 года.

Зеркальные дома близнецы на Фонтанке, слева дом Ротонды на Гороховой

Зеркальные дома близнецы на Фонтанке, слева дом Ротонды на Гороховой (обратите внимание, — это не дома близнецы, они — разные, просто похожи, но одинаковая этажность, схожая отделка портиков, одинаковая окраска и хорошо продуманная композиционная компоновка предмостной площади создают прекрасную иллюзию зеркального отражения).

Здесь есть маленький нюанс, иногда ошибочно указывается, что этот дом был построен по заказу купца Устинова. Нет, это не так — дом купца Устинова находится напротив, на другом берегу Фонтанки, это то самое подковообразное здание, которое формирует архитектурный ансамбль Семёновской площади. Наверное тех кто указывает на Устинова как на владельца дома Ротонды сбивает то, что, во дворе дома Устинова тоже находится ротонда, но не лестница Ротонда, а здание-ротонда. Ротонды на Фонтанке, как и зелёные доходные дома архитектора Е.И. Ферри де Пиньи, и построенный позже доходный дом Кукановой (Л.М. Кладо, набережная реки Фонтанки, дом №79, архитектор А.И. Мельников) создают иллюзию зеркального отображения друг друга.

Последним владельцем дома Ротонды был купец А.Ф. Евментьев (под его именем, кстати, дом купца Евментьева, он кстати, и вошёл во все официальные справочники, в том числе и в «Перечень объектов культурного наследия КГИОП»), он и его потомки владели им по 1917 год. По заказу последних владельцев дом Ротонды на Гороховой должен был быть реконструирован и перестроен, но последняя цифра в дате владения домом не позволила осуществить этот план (а возможно этому помешала магия Ротонды).

Ранее, с 1735 года по 1774 год на этом месте находился завод английского купца Виллима Эльмзеля по обработке стекла (завод был переведён сюда из Ямбурга). В 1774 году стекольный завод переводится в село Назья близ Шлиссельбурга, а эта местность у реки Фонтанки начинает застраиваться жилыми домами. Вообще, стоит заметить, что стеклодувы, производство стекла и стекловаренные заводы всегда пользовались в народе славой связанной с чертовщиной и чернокнижием, ну, а уж производство зеркал, способных отражать лики человеческие всегда, напрямую связывали с мистикой и призраками. Знаменитый фильм «Алхимик» помните? — где дело происходило? — правильно, на стекловаренном заводе. Связано это было с совершенно необычными свойствами стекла — разбиваться на осколки, отражать и создавать отражения. Кстати свойства стекла полностью не изучены до сих пор, обыватель, например, считает его твёрдым веществом, хотя, с точки зрения, науки стекло это не твёрдое вещество, это аморфная жидкость сверхвысокой вязкости. Но, как бы то ни было, наличие стекловаренного завода на этом месте в какой-то мере предопределило судьбу доходного дома Яковлева. В 1780 году на месте завода, по проекту архитектора Евгения Ипполитовича Ферри де Пиньи возводится доходный дом. Дом был достаточно небольшим, но благодаря восьмиколонному портику имел монументальный вид. Согласно проекту А.В. Квасова, который разработал архитектурный ансамбль предмостной площади ещё в 1976 году, этот дом и его зеркальный близнец (дом №79 по набережной Фонтанки) на другой стороне Гороховой улицы были сдвинуты от красной линии, что позволило создать небольшое открытое пространство, создающее из панорамы домов иллюзию небольшой дворянской усадьбы и подчёркивающее зеркальный принцип Петербурга.

Также А.В. Квасовым, который в то время был главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга», был разработан план Семёновской площади вид на которую открывался из окон дома Ротонды.

Фасад дома Ротонды, выходящий на реку Фонтанка не подвергался изменениям до 1856 года, а в 1856 году, когда владельцем дома становится А.Ф. Евметьев (в то время он так и назывался — Дом Евметьева) была переделана центральная часть здания с Ротондой на Гороховой. В 1870 году были изменены размеры окон первого этажа. Со двора, вход со стороны гороховой улицы сохранилась круглая винтовая лестница, представляющая большой художественный интерес в планировочном отношении. Правильнее будет назвать Ротонду не лестницей, а самостоятельным помещением с винтовой металлической лестницей, украшенной шестью колоннами, поддерживающими площадку верхнего этажа. Металлические лестницы, сооруженные в 1856 году, ведут на третий этаж (второй этаж — отсутствует), где лестничная площадка огибает по кругу всю ротонду. Стены третьего этажа оформлены пилястрами, помещение Ротонды завершено куполом.

В 1948 году был произведён реставрационный ремонт в ходе которого дому был возвращён его первоначальный облик, а также была произведена окраска фасада

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+1
516
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках:   Подписаться



Читайте также