Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 63

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Вся правда о народах Антарктики
Среднее время прочтения:

Вся правда о народах Антарктики

Куда только не забредали первооткрыватели, везде их встречали туземцы. Где-то встречали с распростёртыми объятьями, принимали за богов, одаривали подарками, а где-то открывали шквальный огонь из стрел. Всякое, в общем, было. Но факт то, что практически любая территория до прихода туда европейцев уже была кем-то населена. И Антарктида — не исключение.

Однако сведений о народах Антарктиды сохранилось очень мало. Всё дело в том, что полярные исследователи уделяли больше внимания загадочной природе континента, а не населявшим его людям. До нас дошло очень мало информации об аборигенах Антарктиды, и это, как правило, только записи в дневниках без подробного рассмотрения туземцев с точки зрения этнографии. Тем не менее, американский лингвист Роберт Джон Браун сумел собрать все подобные сведения воедино и опубликовать фундаментальный труд «Ethnic groups of Antarctic region» (1977). На материалах этой книги и будет основана наша статья.

- Salik.biz


КТО ТАКОЙ РОБЕРТ БРАУН?


Роберт Браун — фактически единственный в мире исследователь, который посвятил всего себя коренным народам Антарктиды. Родился Роберт Браун на Аляске 28 января 1916 года. Отец его был охотником, мать — бывшей учительницей. У него было три брата и четыре сестры. В поисках добычи отец Брауна вместе с семьёй проходил сотни километров по заснеженной тайге на собачьих упряжках или пешком, жить приходилось в зимовьях или в стойбищах местных индейцев. Ещё в раннем детстве Роберт познакомился с культурой и бытом индейцев, именно тогда у него и проснулся интерес к этнографии. Несмотря на такой образ жизни, благодаря матери-учительнице Браун получил начальное образование. В 12 лет вместе с матерью, братом и тремя сёстрами мальчик переехал в Анкоридж, где пошёл в школу. Окончив её, Браун решил поступать в Аляскинский университет в Фэрбанксе, однако удалось ему это далеко не с первой попытки — только в 1940 году. В годы учёбы и последующие годы Роберт Браун занимался этнографическими исследованиями народов Аляски — индейцев, эскимосов, инуитов, однако его работы (наиболее значительная из них — «Folks of Alaska» (1953)) не получили поддержки в научной среде — их считали весьма заурядными, повторяющими содержимое уже опубликованных работ других авторов, а были сомнения и в их достоверности. Тогда Роберт понял, что в этой сфере всё уже изучено до него, и Колумбом этнографии Аляски ему не стать. Он стал активно изучать народы других частей света в поисках «белых пятен». В своей автобиографии («About me» (1989)) он написал об этом так: «Я наконец понял, что народы Аляски достаточно хорошо изучены, и решил исследовать то, до чего ещё не добралась наука. Думал об африканцах, аборигенах Австралии, индейцах Южной Америки, но остановится я на огромном белом пятне на карте нашей планеты — Антарктиде». Не один раз Браун пытался организовать экспедиции в Антарктиду, но из-за недостаточного финансирования это ему не удавалось, государство же отвечало отказом, вероятно, считая цели экспедиций безумными и антинаучными. Но исследователь не падал духом: он сутками сидел в различного рода архивах, пытаясь раскопать свидетельства о народах Антарктиды, их языке и укладе жизни. Материалы, на которых, по свидетельству автора были основаны его книги и статьи, — это дневники участников антарктических экспедиций разных периодов, а также китобоев-браконьеров и даже Третьего Рейха. Всего Роберт Браун издал более ста работ на это тему, важнейшие из которых «Who lives in Antarctica» (1957), «Antarctic folks and explorers» (1961), «Last ice people» (1965), «Nazis in Antarctic region» (1972) и работа «Ethnic groups of Antarctic region» (1977), в которой подытоживаются все предыдущие исследования. Отдельно стоит отметить уникальную работу «Last ice people», в которой собраны уникальные сведения о народе Западной Антарктиды айсах (айцах), их языке, традициях, быте, религии и др. О написании этой книги будет сказано ниже. В 1989 году Браун переехал из Фэрбанкса в Анкоридж, однако не оставил научной деятельности. 28 февраля 1997 года Брауна нашли повешенным в своём доме. Конспирологи утверждают, что его просто-напросто «убрали», так как его исследования переворачивают представления об Антарктиде с ног на голову. Однако если бы это хотели сделать, то сделали бы гораздо раньше, а не тогда, когда старик Браун практически отошёл от научных дел. К тому же, его книги никто не запрещал и из продажи не изымал. Если верить официальной версии, Браун покончил с собой.


КТО ЖИЛ/ЖИВЁТ В АНТАРКТИДЕ?

Если верить Брауну, в XIX веке Антарктиду населяли более сорока коренных народностей. Самой многочисленной из них были айсы, численность которых достигала свыше 50 тысяч человек, но численность большинства народов не превышала тысячи человек и, как правило, была гораздо меньше (200-300 человек). Вот только некоторые из племён: айсы (айцы), колы, бэрдины, моды, эндербийцы, отсы, аделинцы и многие другие. Стоит отметить, что названия большинству народов давались по землям Антарктиды, где они проживали, либо по соседним землям. Название айсы происходит от английского «ice people» — «ледяные люди», именно так их называл в своей книге Браун. И только в случае с колами и некоторыми другими народностями официальным названием стало их самоназвание. Антропологический тип большинства аборигенов Антарктиды было сложно из-за одежды, покрывающей часть лица, но, в целом, Браун сравнивает их с южноамериканскими индейцами, однако отмечает, что у некоторых из них наблюдается сходство также с аборигенами Австралии и Океании. У айсов этого сходства практически не наблюдалось. К концу 1950-х годов существовал только один народ Антарктиды — айсы, остальные были уничтожены в стычках с браконьерами, умерли от занесённых с Большой земли инфекций или сами стали браконьерами, после чего были арестованы.

Рекламное видео:


АЙСЫ

Айсы (англ. «ice people», самоназвание «colu») — жители Западной Антарктиды, преимущественно Антарктического полуострова, где климат не такой суровый, как в Восточной Антарктиде, что и обусловило высокую численность этого народа. Айсы вели полукочевой образ жизни, охотились на пингвинов, тюленей и птиц, ловили рыбу. Как правило, временные поселения айсов располагались в районах свободных ото льда участков побережья. Жили айцы в неглубоких погребах, вырытых в снегу, одежду шили из шкур пингвинов и тюленей. У айсов был примитивный лук, который стрелял камнями и глыбами льда, но, как правило, они охотились с помощью копей. У них существовали своеобразные удочки с крючками-косточками и сети из шкур. Айцы независимо от остального мира изобрели лыжи, которые были сделаны изо льда, шкур и костей добытых ими животных. В своих жилищах они разводили огонь, делали это, ударяя камень о камень, поддерживали костёр благодаря шкурам убитых животных, которые они тщательно промазывали жиром. У этого народа была и своя музыка. нередко они сооружали изо льда какие-то палочки, кубики и плашки, при ударении которых друг по другу раздавался приятный звон. Был у айсов и костяной варган — куда же без него? Предположительно, было у них и горловое пение, близкое по звучанию горловому пению тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов. Антарктида айсов была населена множеством духов природы, главным из которых считался дух Холода или дух Антарктиды, живущий где-то в центре материка. Кроме того, айсы поклонялись Зиме, приносили ей подношения и боялись её разгневать. Пингвины для айсов были священными животными, их всегда сравнивали с людьми и убивали только в самых крайних случаях. Айсы считали, что пингвины могут мыслить и любить. Верили айцы и в огромных великанов, покрытых белой шерстью, которые живут в подлёдных трещинах и утаскивают в подземное царство всех, кто туда провалился, а также в светящиеся огненные шары, которые могли при встрече с человеком сжечь его дотла. Айсы считали, что когда-то Антарктида была зелёной землёй, на ней росли леса, цветы, и было тепло. Айсы умели считать. Летосчисление их велось по дням и ночам, полярные день и ночь у них были равны обычным.

Язык айсов относится к антарктической языковой семье, в которую Браун включал все языки народов Антарктиды. Это наиболее изученный из всех языков антарктических аборигенов. Записано около 500 слов этого языка, система склонения существительных, спряжения глагола, изменения глаголов по временам и некоторые другие подробности. Вот несколько слов из языка айцев:

* Colu — народ, общность

* Vin — человек

* Ping — низкий

* Pingvin — пингвин

* Kast — кит

* Koloto — ледник

* Ouu — ветер

* Tschech — оттепель


* Stoy — трава (отдельные сухие травинки)

* Aptopan — мох

* Zdorga — голая скала

* Bushu — море

Брауну удалось записать даже одну айсскую песню. Как и от кого — узнаем ниже. Вот строки этой песни:

«Pingvin, pingvin,

Debalaku laa kalj?

Pingvin, pingvin,

Kalajaku ee lalj?...

uuiiiuuuiiiiuiuiuiiieeeeii...»

Его перевод:

«Пингвин, пингвин,

Куда ты идёшь,

Пингвин, пингвин,

Кого ты ищешь?»


О ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬЕ

Антарктическая языковая семья, по мнению Брауна, включает все в той или иной степени известные языки народов Антарктиды. Утверждать, что туда входили языки всех народов, населявших континент, нельзя, так как большинство языков народов Антарктиды не были записаны европейцами, и всякая информация о них отсутствует. В ранних трудах Браун сближал антарктические языки и языком буфи-бум одноимённого народа, проживавшего на острове Буве, однако позже рассматривал язык буфи-бум как изолят. Большинство антарктических языков, по мнению Брауна, являлись агглютинативными, при этом, форманты могли присоединяться как к началу, так и к концу слова в зависимости от ситуации. Порядок слов в известных языках может различаться, например, в айсском преобладают два вида базового порядка: SOV и OSV, но могут встречаться и некоторые другие, например, SVO. По лексике все антарктические языки в той или иной степени близки друг другу. В целом, Браун разделял антарктическую языковую семью на следующие ветви:

* Айсская (айсский, кольский и, предположительно, бэрдинский языки)

* Модская (модский и, предположительно, котсский языки)


* Аделинские (предположительно, аделинский, отсский и уилкский языки)

* Эндербийские (эндербийский и, предположительно, америнский языки).


ДРУГИЕ НАРОДЫ АНТАРКТИКИ

КОЛЫ

Колы (самоназвание «coolu») — близкий айсам народ, населявший (возможно, населяющий и сейчас) Землю Виктории. Колы жили в сухих долинах Мак-Мёрдо и на морском побережье. Его численность на начало XX века составляла примерно 1000-2000 человек. Прибрежных колов от айсов практически ничего не отличало, единственная разница между ними — территория проживания. При этом, по языку они были ближе суходолинным колам, чем айцам. Колы, жившие в сухих долинах, были народом практически оседлым. Они строили жилища из камня, укрепляя их льдом, иногда рыли погреба по типу землянок. Охотились они, как правило, на морском побережье, куда наведывались раз в несколько недель. У них также были лыжи, но в сухих долинах они были не очень эффективны, поэтому использовались редко. Колы питались также рыбой, которую вылавливали в располагающихся в Сухих долинах ручьях и озёрах. По мнению Роберта Брауна, названия озёр Ванда, Вида, Булл и других водоёмов и гор этого региона происходят из языка колов. При этом, он не даёт расшифровки многих топонимов. У него пишется только о том, что Ванда (va-n;da) — «глубокое озеро», Булл (bull) — «пруд», «небольшое озерко», Вида (vi;da) — «треугольное озеро», Вебба (ve-b;ba)- «талые воды», Фрикселл (fry-x;cell) — «ледяной остров», Bonney (bonn:-i) — «длинное», Descondelado (de:s:con-de:la;do) — «озеро между горами», Ваьскино (англ. Vashka) (va:s-h;ka) — «округлой формы» (здесь более вероятно, что от русского имени Васька), скалы Тарр (tarr) — «ледяной пик», «нунатак», Cis (c:is) — «выступ». В книге есть описания и других названий, однако многие из них являются довольно сомнительными (типа Васькина озера). Колы враждебно отнеслись к американским и новозеландским исследователям, которые появились на этой территории, между ними поначалу происходили небольшие столкновения, заканчивавшиеся арестом аборигенов, а иногда и их гибелью, но позже эти столкновения прекратились, и многие колы устроились работать на станцию Мак-Мёрдо. Дальнейшая судьба народа неизвестна.



БЭРДИНЫ

Бэрдины (англ. «burdenes», самоназвание «kuula») — ещё один народ Антарктиды, населявший Землю Мэри Бэрд. По оценке Брауна, их численность в конце XIX века вряд-ли могла превышать 3000 человек, хотя ареал их проживания был значительным. О них известно довольно мало, по всей видимости, они вели полукочевой образ жизни и занимались охотой и рыболовством. Их жилище — землянка, вырытая в снегу, одежда напоминала одежду айсов и шилась из шкур морских животных и пингвинов. Бэрдины добывали огонь не только с помощью удара камень о камень, но и с помощью линзы, которой служила прозрачная льдинка. О таком способе добычи огня у айцев информации нет. Бэрдинцев, по словам Брауна, наиболее подробно описал полярный исследователей Ричард Бэрд во время экспедиции 1929 года. Он якобы встретил семью из пяти человек. Общение между ним и бэрдинцами проходило с трудом — они совсем не понимали английского языка. Однако ему удалось записать порядка 30 слов из их языка, который Браун позже отнёс к антарктической языковой семье. Бэрду также удалось немного узнать о верованиях бэрдинов. По их представлениям, в центре Антарктиды находится дыра, ведущая в сердце Земли.


МОДЫ

Моды (англ. «maudians», самоназвание «tolu», «tolul») — антарктический народ, живший по берегам Земли Королевы Мод, а также Земли кайзера Вильгельма II. В 1860-е годы их поселения располагались по всему побережью этих земель, однако численность насчитывала всего 2000-5000 человек. В начале XX века довольно много сведений о модах собрали экспедиции Германии в Новую Швабию 1901-1903 годов и 1911-1912 годов. Однако задачи перед этими экспедициями стояли, в основном, естественно-научные, и никто намеренно не изучал аборигенов, записи о них сохранились только в дневниках исследователей. Моды жили в неглубоких погребах, вырытых в снегу, не дальше чем в 3-х километрах от побережья. Жили за счёт охоты и рыболовства. Численность модов, как и всех народов Антарктиды, стремительно сокращалась и уже на 1937 год не превышала 300-500 человек. Точную причину исчезновения именно модов узнать не удалось, вероятно, это всё те же инфекции, занесённые европейцами. В 1937 году к побережью Антарктиды пришвартовалось немецкое китобойное судно. По некоторым данным, между китобоями и модами произошло сражение, жертвами которого стали 10-15 немецких моряков и несколько десятков модов. Немецкая антарктическая экспедиция «Новая Швабия» (1938-1939) обратила на модов пристальное внимание. Моды сначала были признаны истинными арийцами, и учёные Третьего Рейха стали всерьёз рассматривать Антарктиду как прародину человечества. Однако по какой-то причине немцы отказались от этой теории и начали геноцид. Часть модов уничтожили, других отправили в концлагеря. На 1947 год уже практически ничто не напоминало о проживании этого народа в Антарктиде. Вероятно, нацистами было собрано много данных по модам и модскому языку, однако они, по всей видимости, находятся в не найденных ещё архивах. На данный момент сведений о культуре модов и модском языке довольно мало.


ПОСЛЕДНИЕ АЙСЫ

По данным Роберта Брауна, на 1950-е годы из коренных народов Антарктиды существовали только айцы, остальные исчезли либо были ассимилированы полярными исследователями и в результате арестов. Арестовывали аборигенов Антарктиды, как правило, за браконьерство. Многие из них действительно присоединялись к китобоям, другие же просто продолжали традиционный образ жизни охотников и рыболовов. Эта участь не миновала и айсов, которых массово арестовывало за браконьерство правительство Аргентины. После выхода из тюрьмы айцы, как правило, полностью ассимилировались, спивались и уже не возвращались на Родину. Уже в 1950-х годах их осталось всего 500 человек. В 1959 году был принят Договор об Антарктике, согласно которому Антарктида стала заповедником, и любая хозяйственная деятельность была запрещена. Не сделали исключения и для коренных жителей, которых никто официально не признавал. Согласно этому договору, все айцы насильно переселялись в Аргентину, на остров Огненная Земля.

Об этом узнал Роберт Браун, который в 1963 году посетил Огненную Землю и пообщался с последними айцами. На тот момент оставалось не более 5-10 человек, которые знали родной язык. Бывшие айсы сильно пили и, как правило, нигде не работали. Они оказались неразговорчивыми и неохотно делились подробностями своей прежней жизни. Несмотря на это, Брауну удалось записать уникальные сведения об этом народе от одного из айсов — Франсиско Колу. Стоит отметить, что имя Франсиско он взял уже после переселения в Аргентину, до этого его звали Колдогологджедололнтчш'аяаа (Koldo:golog-jedololn-tshc;'ajaa — «выбравшийся из прозрачной ледяной трещины на солнце»). Это имя оказалось непроизносимым для европейцев, поэтому Колу выбрал имя Франсиско. Фамилия Колу была взята от самоназвания народа. Своей даты рождения Колу не помнил, ориентировачно ему было порядка 60 лет. Франсиско рассказал очень многое об укладе жизни его народа, о его истории, благодаря этому человеку были сделаны уникальные записи айсского языка, в том числе несколько аудиозаписей. Сам Колу считал язык айцев родным, при этом, младшее поколение айсов говорило уже по-испански. Сколько прожил сам Колу после экспедиции Брауна, неизвестно (есть сведения, что он умер спустя несколько лет от отравления некачественным алкоголем), но на 1977 год, как писал Браун, не было в живых уже ни одного человека, знавшего айсский язык.


ЭНДЕРБИЙЦЫ

Эндербийцы (самноназв. «tulak», «tulaki»). Об этом народе Роберт Браун писал сравнительно немного. Жили они, согласно материалам его книги, на Земле Эндерби, небольшими поселениями по 10-20 человек. На 1830-е годы численность народа достигала 800-1000 человек. В отличие от многих других народов Антарктиды, никаких вооружённых столкновений между эндербийцами и европейцами практически не было, однако известны случаи нападения на них браконьеров (к слову, чаще всего зачинщиками стычек с антарктическими аборигенами были именно браконьеры, полярные же исследователи, как правило, всегда были добродушными). Эндербийцы, как и практически все народы Антарктики, вели полукочевой образ жизни. Основным занятием была охота на пингвинов и тюленей, а также рыболовство. Жилище их представляло собой неглубокую землянку, вырытую в снегу, но также они строили и жильё наподобие иглу. Как писал Браун, последние упоминания о народе датируются 1940-ми годами, однако в 2006 году вышла в свет книга Евгения Борисовича Петрова «Эндербийцы. Последние жители Антарктиды», где писалось о том, что этот народ дожил до наших дней. Согласно Петрову, эндербийцев обошла участь айсов, которые по договору об Антарктике 1959 года были переселены в Аргентину, так как никто толком не знал о существовании эндербийцев. На 1960-е годы численность их составляла порядка 400 человек — меньше, чем в 1830-х, но, всё же… В 1962 году на Земле Эндерби была открыта советская полярная станция Молодёжная. После этого уклад жизни эндербийцев стал меняться — полярники стали поставлять местным аборигенам продукты, предоставлять им жилые модули. Многие эндербийцы стали отказываться от образа жизни кочевников и охотников и начали переселяться в посёлки на 10-15 человек, состоящие из жилых модулей, предоставленных советскими полярниками и отапливаемых дизельными генераторами. На момент написания книги Петрова эндербийцы жили на станции Молодёжная и в её окрестностях и питались исключительно продуктами, предоставляемыми полярниками, ведь охотиться в Антарктиде запрещено. Общая численность их достигала 300-500 человек. Многие из них работали на различных полярных станциях в разных концах Антарктиды. При этом, около 50 эндербийцев продолжали кочевать по морскому побережью и жить в снежных землянках и иглу. Любопытно, что эндербийцы не являются гражданами какого-либо государства, официально их как бы нет. Нет, следовательно, и точной статистики их численности.


КРИТИКА БРАУНА И ПЕТРОВА

Несмотря на важнейшую научную ценность, следующую из содержания работ Брауна (ну как же? Последние айсы!), нельзя не упомянуть и об их недостатке. Во-первых, Браун не имел учёных степеней, хотя и получил образование лингвиста. Во-вторых, достоверность и само существование многих из источников, упомянутых в его книгах, находится под большим сомнением. Ведь кроме его книг в научной литературе нигде не упоминаются народы Антарктиды. И даже в околонаучных публикациях, где порой можно прочитать много необычного и неожиданного, такого, то есть именно тех сведений об этих народах и языках и всём, что связано с ними, которые опубликовал Роберт Браун, не встретишь. То есть, вполне возможно, что всё содержимое книг Брауна — не что иное, как полёт его фантазии. Стоит сказать, что официальная наука никак иначе эти книги и не рассматривает.

То же самое можно сказать и про Петрова. В случае с Петровым возникает также вопрос, откуда он вообще взял свои данные, ведь Браун хотя бы ссылался на дневники участников экспедиций, хоть и несуществующие, тогда как Петров — только на Брауна. Сегодня на станции Молодёжной антарктическим летом работают до 20 человек, кроме того, недалеко есть белорусская станция Гора Вечерняя. То есть, если бы там действительно жили эндербийцы, это бы уже давно вскрылось (да и зачем было бы это скрывать?). То есть, Петрову, как и Брауну, нельзя беспрекословно верить.

ДРУГИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Даже если все работы Брауна и Петрова рассматривать как полёт фантазии, то есть и совершенно реальные доказательства того, что Антарктида была населена людьми до прихода европейцев. Например, в 2014 году археолог Дамиан Уотерс и его команда обнаружили три удлинённых черепа в регионе Ла Паил. Черепа такой формы в больших количествах были обнаружены в Перу. Это был первый случай обнаружения человеческих останков в Антарктиде.

Но эти люди явно жили на ледяном (тогда, возможно. ещё не ледяном) континенте, вероятно, тысячи лет назад. Однако есть и доказательства того, что коренные жители есть в Антарктиде и сегодня.

На северном побережье Земли Виктории (берег Отса) расположена российская станция Ленинградская, законсервированная в марте 1991 года. В феврале 2006 года руководитель Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Валерий Лукин заявил о необходимости возобновить работу станций Молодёжная, Ленинградская и Русская. Молодёжная — некогда крупнейшая советская станция — возобновила работу как сезонная база, а вот при обследовании Ленинградской выяснилось, что за период с 1991 года кто-то побывал на станции, взломал почти все двери и оставил их открытыми, поэтому внутри зданий был лёд до потолка. Участникам 53-й РАЭ удалось проникнуть лишь в два помещения. Похожая ситуация наблюдалась и на Русской, однако там причиной состояния станции стали силы природы. Так кто же побывал на станции? Американцы? Допустим. Но, если бы это были американцы или кто-либо другой с большой земли, то они бы проникли на станцию незаметно, скрыв за собой все следы, чтобы никто не узнал об их визите. Напрашивается вывод: двери в помещения открыли те, кто толком не знал, для чего они предназначены и вообще, что всё это такое. Не знали они, и что двери за собой надо закрывать, а иначе помещения заметёт снегом, и попасть туда будет невозможно. Такое могли сделать только отсталые полудикари, живущие первобытнообщинным строем. Однако это лишь косвенные улики, прямых доказательств существования коренных народов Антарктиды по-прежнему нет.

Источник:
Записал:

Вовочка Инкогнитов

Москва
info
0

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
675
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте:   Подписаться