Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 51

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Красные масоны
Среднее время прочтения:

Красные масоны

Многие из русских эзотериков и оккультистов примкнули к большевистской революции. Однако это не спасло их от репрессий.

Наоборот, разобравшись с явными врагами в лице конкурирующих политических партий, большевики принялись за «идеологических диверсантов», пытавшихся протащить «поповство» (то есть идеализм в разных видах) в мировоззрение нового человека.

- Salik.biz


Ленинградское дело


В 1920-х годах в СССР действовали, по крайней мере, восемь тайных масонских или полумасонских организаций: «Орден мартинистов», «Орден Святого Грааля», «Русское автономное масонство», «Воскресенье», «Братство истинного служения», «Орден Света», «Орден Духа», «Орден тамплиеров и розенкрейцеров».

Часть из них обосновалась в Ленинграде. Самым крупным был «Орден мартинистов» — ветвь одноименного французского общества. Одним из наиболее эрудированных и последовательных адептов мартинизма в Советской России считался выходец из Лифляндии барон Григорий Мебес.

С 1906 года Мебес преподавал математику в Пажеском корпусе и Николаевском кадетском корпусе. Это не помешало ему в конце 1910 года возглавить петербургское отделение «Ордена мартинистов».

После революции практически ничего не изменилось, Орден рос. Мебес читал неофитам лекции по основам оккультных наук. А его жена, Мария Нестерова (Эрлангер), — по истории религии. Также они развивали у учеников способности к телепатии и психометрии…

Рекламное видео:


Всего известны имена 43 человек, прошедших в орден Мебеса с 1918 по 1925 год. Среди них — известный военный историк Габаев и поэт Пяст. Однако в целом состав ордена был вполне зауряден: студенты, бухгалтеры, юристы, домохозяйки, малоизвестные художники и журналисты.

Роковую роль в судьбе ленинградских мартинистов сыграл некто Борис Астромов (настоящая фамилия Кириченко).

Он родился в 1883 году в городе Богучаре Воронежской губернии в обедневшей дворянской семье. В 1905 году уехал в Италию, где поступил на юридический факультет Туринского университета. Там познакомился со знаменитым криминалистом и масоном Чезаре Ломброзо.

В1910 году Астромов возвратился в Россию. В1918-М состоялось его посвящение в «Орден мартинистов». Однако уже в 1921-м из-за внутренних разногласий честолюбивого и склонного к авантюрам Астромова от ордена отлучили.

Он не слишком переживал и вскоре сформировал собственную ложу под названием Три северные звезды».

Параллельно Астромов предпринял энергичные усилия, чтобы объединить под своим руководством другие масонские ложи Ленинграда — «Пылающий лев», «Дельфин», «Золотой колос». Эти ложи были малочисленны, существовали в основном на бумаге, однако это дало повод Астромову объявить о создании новой, независимой от мартинистов организации — «Автономное русское масонство» во главе с «Генеральной ложей Астрея».

И вдруг в мае 1925 года Астромов появляется в приемной ОГПУ в Москве и предлагает свои услуги по освещению деятельности советского масонства в обмен на разрешение покинуть СССР.


Пятиконечная звезда, равенство, братство

Чтобы мотивировать свое решение стать секретным осведомителем ОГПУ, Астромов подготовил специальный доклад для чекистов, посвященный возможному сотрудничеству между большевиками и масонами:

«Считать масонство врагом коммунизма вообще и советской власти в частности совершенно не приходится. Что же сближает «Автономное русское масонство» с коммунизмом?

Прежде всего — пятиконечная звезда, являющаяся малым гербом СССР и принятая в Красной Армии. Эта звезда весьма почитаема в масонстве как символ гармонично развитой человеческой личности, победившей свои страсти и нейтрализовавшей крайности добра и зла.


Дальше. Коммунизм на своем знамени начертал: «Всеобщее самоопределение и братство угнетенных народов». Русские масоны тоже призывают к такому братству, называя себя гражданами мира, и в этом заключается новое сходство между указанными двумя направлениями.

Наконец, стремясь к установлению равенства воспитания и жизненных условий, масонство ничем не отличается от коммунизма, ставящего себе те же задачи. Причем лозунг коммунизма об уничтожении частной собственности встречает полный отклик в масонстве, которое также против частной собственности, развивающей излишний эгоизм и другие инстинкты, которые привязывают людей к жизни.

Итак, преследуя одни и те же цели, признавая справедливыми и подлежащими проведению в жизнь одни и те же воззрения, коммунизм и русское масонство совершенно не должны подозрительно смотреть друг на друга. Наоборот, пути их параллельны и ведут к одной вершине…»

Предложение чекистов заинтересовало. Астромов начал работать под контролем ОГПУ…

Семь месяцев продолжалась провокационная деятельность Бориса Астромова, пока, наконец, чекисты не поняли, что их подопечный явно не та фигура, с которой можно иметь серьезные отношения. Дело в том, что Астромов пользовался у масонов незавидной репутацией неуравновешенного, лживого и морально нечистоплотного человека. Ни о каком уважении к нему не шло и речи. Особенно много нареканий вызывало практикуемое Астромо-вым принуждение своих учениц к вступлению с ним в половую связь в извращенных формах — так называемое «трехпланное посвящение», якобы распространенное в некоторых эзотерических ложах Западной Европы.

Впрочем, моральный облик Астромова мало интересовал следствие. Другое дело — секреты ордена, политические взгляды отдельных мартинистов и их заграничные связи…

Братья скоро догадались о контактах Астромова с ОГПУ, и 16 ноября 1925 года его ложа была закрыта. Это означало конец Астромова, поскольку как частное лицо он чекистам был совершенно не интересен.

И действительно, 30 января 1926 года Борис Астромов был арестован. Вскоре очередь дошла и до других членов «Русского автономного масонства» и «Ордена мартинистов».

В ночь с 16 на 17 апреля 1926 года ОГПУ провело обыски на квартирах наиболее активных деятелей этих лож. Было изъято огромное количество книг, масонских значков, мечей, шпаг, плащей и других ритуальных предметов. Сложнее обстояло дело с алтарем и молельней, обнаруженными на квартире у Мебеса. Решили оставить их на месте под расписку хозяина.

После этого ленинградских оккультистов стали одного за другим вызывать для дачи показаний в ОГПУ.

Мебес и его жена держались стойко. Не скрывая собственного отношения к оккультизму, они отказались раскрывать псевдонимы учеников. Однако это уже не могло спасти Орден…

18 июня 1926 года дело рассмотрело Особое совещание Президиума коллегии ОГПУ. Самое тяжелое наказание — три года лагерей — получил Борис Астромов. Остальные подлежали административной ссылке в отдаленные местности СССР сроком на те же три года.


Рерихи в поисках Шамбалы

Последователи теософского учения Елены Блаватской поначалу неплохо чувствовали себя в Советской России, а некоторые из них пользовались поддержкой большевистских лидеров.

Главным покровителем теософов стал нарком просвещения Анатолий Луначарский, который, изображая на публике атеиста, в действительности был поклонником различных мистических учений, увлекался сатанизмом и оккультизмом. Когда пришло время, именно к нему обратился за помощью Николай Рерих — ученый, художник, путешественник.

Тут надо отметить, что Рерих был наиболее ценным приобретением теософов за всю их историю. Будучи представителем элиты российского общества, известнейшим деятелем эпохи, вхожим во многие кабинеты, он продвигал теософские идеи в массы лучше, чем кто-либо другой. Уважение к этому вероучению в России сохранилось лишь благодаря уважению к творчеству семьи Рерих.

Однако Рерих был слишком масштабной фигурой, чтобы оставаться лишь чьим-то последователем. Он сам, его жена Елена Рерих (Шапошникова) и его сыновья всю жизнь разрабатывали учение Живой Этики, в котором теософия смыкалась с русским космизмом, а индуизм — с православием.

Согласно основным положениям Живой Этики, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий. Овладение этими энергиями предполагает нравственное преобразование природы. Необходимо соединить сердца и, соответственно, психические энергии «в хоровод согласия». Поэтому духовное преображение человека осуществляется не в одиночестве, а в общине.

Будучи человеком активным, Рерих не собирался ждать, когда придет эпоха Огня. Он выступал сторонником преобразования мира на всех его уровнях.


«Государственный и общественный строй могут применить космические законы для усовершенствования своих форм. На пути к Миру Огненному нужно проникнуться мощью единства в Космосе».

Будучи эмигрантами, Рерихи остались в стороне от происходивших в СССР событий и избежали репрессий.


Красная теософия

Других российских теософов ждала незавидная участь.

Филиалы Теософского общества, с 1908 года существовавшие в Москве и Петербурге, были закрыты в 1923-м.

Теософы перешли на нелегальное положение — они собирались небольшими группами как клуб по интересам, обменивались книгами и журналами, музицировали, читали стихи и обсуждали новости.

Такой кружок имелся, например, в Киеве. Им руководила медиум София Слободинская.

Ее родной брат, Александр Усов — детский писатель, выпустивший несколько рассказов о животных под псевдонимом Чеглок, — много путешествовал, был знаком с Луначарским и в 1914 году основал на Кавказе маленький теософический ашрам в Лазаревской, близ Сочи.

По вечерам теософы разжигали костер на берегу моря, пели гимны, медитировали, обсуждали проблемы. В числе побывавших в том ашраме был поэт Максимилиан Волошин.

Среди других участников этого кружка можно назвать чету дворян Обнорских, создавших в Ленинграде еще один подпольный филиал Теософского общества, просуществовавший аж до начала 1950-х годов.

Алексей Обнорский был высокообразованным человеком, знал шесть языков, интересовался философией. Он собрал неплохую библиотеку по теософии, сам переводил работы Джидду Кришна-мурти.

Ольга Обнорская считалась, подобно Елене Блаватской и Елене Рерих, необычайно сильным медиумом. Получала информацию путем телепатической связи с Учителями Востока, оформленную в поэтической рукописи «Сад Учителя».

В ленинградский клуб Обнорских хаживали генерал санитарной службы Павел Тимофеевский, друг известного академика Бехтерева, и поэтесса Катерина Тимофеевская…

Московский кружок теософов организовала художник-анималист Ариадна Арендт. Она была дружна с Волошиным, прониклась идеями и учением Живой Этики Рерихов. Дом ее всегда был открыт для молодежи, а библиотека была к услугам всякого интересующегося. Здесь можно было найти книги Блаватской, Рерихов, переводы Кришнамурти, Рамачараки, оккультные произведения, романы Крыжановской (Рочестер).

20 сентября 1908 года все теософские кружки, разбросанные по Российской империи, объединились в Российское теософское общество. Его вице-президентом стала Елена Писарева (Рагозина) — философ и переводчик.

Смолоду Писарева увлеклась идеями Блаватской, прочла ее «Тайную доктрину» и сделалась горячим пропагандистом теософии. Писарева перевела громадное количество мистической литературы, опубликовала несколько собственных произведений, самое известное из которых «Сила мысли и мыслеобразы».

Одновременно Писарева возглавила Калужское теософское общество, превратив его в один из мощных и авторитетных филиалов и издательских центров в России.

Калужское теософское общество существовало 20 лет, с перерывом с 1918 по 1922 год. Тогда же Писарева уехала из России в Италию. Последнее ее письмо на родину к ученикам и последователям относится к 1926 году, после чего следы ее теряются…

После прихода к власти Сталина теософия подлежала полному искоренению. Аресты начались в 1927 году, а своего пика репрессии достигли в 1931 году. Большая часть сторонников этого учения оказалась в ссылках и лагерях. Лишь немногим повезло вернуться домой…


Кремлевские масоны

Советская власть столь рьяно преследовала любые идеалистические учения и философии, что наводила посторонних наблюдателей на размышления: что-то здесь нечисто, очень уж похоже на то, как одни религиозные фанатики вырезают других.

В среде белоэмигрантов вообще никто не сомневался: к власти в России пришли последователи масонской мистической традиций. Это мнение озвучил в своей книге «От Петра до наших дней (Русская интеллигенция и масонство)» эмигрант Василий Иванов, пользовавшийся источниками, близкими к французскому политическому масонству.

«В 1918 году над Россией восходит пятиконечная звезда — эмблема мирового масонства. Власть перешла к самому злобному и разрушительному масонству — красному во главе с масонами высокого посвящения — Лениным, Троцким и их приспешниками, масонами более низкого посвящения, — Розенфельдом, Зиновьевым, Парвусом, Радеком, Литвиновым.

Программа борьбы «строителей» сводится к уничтожению православной веры, искоренению национализма, главным образом великорусского шовинизма, разрушению быта, русской православной семьи и великого духовного наследия наших предков…»

По мнению Иванова, в начале 1930-х годов Россия превращается в «самое чистое и самое последовательное масонское государство, которое проводит масонские принципы во всей их полноте и последовательности».

Заявление более чем смелое. Но так ли все происходило на самом деле? И насколько сильным было влияние масонских идей на идеологию первого коммунистического государства?

Вождь большевистской революции Лев Троцкий увлекался изучением масонских объединений. Он писал объемные конспекты по истории данного мистического направления, которые, к сожалению, не сохранились. На этом основании некоторые современные исследователи даже говорят о принадлежности к масонству самого Троцкого, хотя документальных подтверждений этому нет. Тем не менее, показателен интерес коммунистического лидера к масонской мистике.

Другой видный большевик Николай Бухарин признавался, что в детстве на полном серьезе считал себя антихристом и изводил свою мать вопросом: не блудница ли она?

Существуют и другие свидетельства из этого ряда. Так, публицист Николай Вольский сообщал, что масоном был большевик Середа — будущий нарком земледелия.

Секретарь российского масонского-верховного совета с 1916 года меньшевик Гальперн указал на известного масона-большевика Скворцова-Степанова — будущего наркома финансов.

Кроме того, Гальперн засвидетельствовал, что масонские собрания часто посещал пролетарский писатель Максим Горький. О том, что Горький был близок к масонам через жену и приемного сына, мы также узнаем из книги Нины Берберовой «Люди и ложи».

Там же опубликовано свидетельство, что Николай Бухарин, выступая в 1936 году перед эмигрантами в Праге, сделал масонский знак -«давал знать аудитории, что есть связь между нею и им, что прошлая близость не умерла».

В один из масонских биографических словарей включен Карл Радек — правда с оговоркой, что «его принадлежность к масонству, часто упоминаемая, никогда не была доказана».

Менее всего фактического материала на интересующую нас тему дает Владимир Ленин. Тем не менее европейские оккультисты были в восторге от него и считали вождя «своим человеком».

Рассказывают и о масонской ложе «Союз Бельвиля», членом которой до 1914 года Ленин якобы числился. И хотя документального подтверждения эти сведения также не получили, каких-либо препятствий для вступления большевиков в заграничные масонские ложи не имелось.

Однако гипотеза Иванова, будто бы не только отдельные масоны примкнули к революции, но и сама революция была их деянием, не выдерживает серьезной критики. При всем сходстве целей и программ большевики и масоны были непримиримыми врагами.

Профессор Николай Первушин сообщает, что даже в 1950-е годы эмигранты-масоны отказали ему в опубликовании списка масонов, «так как в Советском Союзе остались члены этой группы и, в частности, в самых высших партийных кругах, и мы не вправе поставить их жизнь под угрозу»…

Получается, оставшиеся в Советском Союзе масоны тщательно скрывали свое прошлое, а не правили страной, иначе никакие заграничные «разоблачения» не представляли бы для них опасность. А после уничтожения Сталиным старой ленинской гвардии шансы на то, что на партийных верхах остался хоть один масон, были сведены к нулю.

Что касается сотрудничества масонов и коммунистов за границей, то исследователи истории тайных обществ указывают, что коммунисты не поддерживали ложи, когда те пребывали у власти, но шли на контакт с масонами в тех странах, где ложи были в оппозиции, надеясь, очевидно, использовать их в борьбе против существующих правительств…

Автор: А. Первушин

Источник: «Интересная газета. Магия и мистика» №14

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+46
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
88
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Наш чат ВКонтакте:   Войти в чат