Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 43

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

"Царевна-Лягушка" и таинственные болотные храмы славян
Среднее время прочтения:

"Царевна-Лягушка" и таинственные болотные храмы славян

Царевна-лягушка» — одна из самых загадочных сказок. Вряд ли мы узнаем все ее тайны до конца.

Особенно интересным в ней является начало.

- Salik.biz

Поскольку позднейшие варианты сказки сильно сокращены, мы будем рассматривать более раннюю версию — она называется «Сказка о лягушке и богатыре» ( издана в 1787г).

Итак, братья, повинуясь приказу отца найти себе жен, идут на заповедный луг ипускают в воздух по стреле.


Выбор невесты посредством стрельбы из лука выглядит, конечно, эффектно, но все-таки странно. Речь ведь идет о продолжении царского рода, и будущие жены наследников должны быть если уж не знатны и богаты, то как минимум молоды и здоровы. Как можно положиться в таком деликатном вопросе на волю случая?

В итоге двое старших находят быстро находят невест, а Иван-богатырь трое суток блуждает по округе, пытаясь найти если не вторую половину, то хотя бы стрелу.

И ходил два дни по лесам и по горам, а на третий день зашел в превеличайшее болото. И как шел он по тому болоту далее, то и начал вязнуть. Иван-богатырь, видя такую опасность, не знал, что делать, и стал смотреть на все стороны, где бы лучше ему было выйти из того болота. Наконец увидел сделанный из тростнику маленький шалашик...

В котором его и поджидала квакушка.

Зайдя в шалаш и конфисковав у земноводного стрелу, Иван вдруг понимает, что перед ним волшебница: лягушка, мастерски выполнив несколько сальто, превращает свое скромное жилище в «раскрашенную беседку», где оголодавшего за три дня скитаний богатыря ждет стол с деликатесами.

Рекламное видео:


Здесь стоит вспомнить, что фольклорные сказки не сообщают никакие детали просто так.

Другие сказочные Иваны — и дураки, и царевичи — регулярно столуются у Яги. Это не обычная, а ритуальная, магическая трапеза (см. работы Проппа).

Итак: тайное место на болотах – красивое (необычное) здание – прием пищи – всемогущее женское божество (или жрица). Мы видим абсолютно ту же схему, что и в сказках про Бабу-Ягу. Сменились только декорации: там – лес, а тут – болото.

И еще добавим сюда «заповедный луг», на котором началось испытание, и саму стрельбу из лука: все это похоже на ритуал. Заметим, что наконечники стрел – частая находка при раскопках славянских языческих святилищ.

Связаны они и со свадебными обрядами.

Стрелы как защиту от нечистой силы дарили на свадьбу новобрачным в Белоруссии <...> Кроме того, в свадебных обрядах стрелы символизировали плодородие. Выстрел из лука приводил к зарождению новой жизни. (1)

Но вернемся к резиденции квакушки,«шалашу на болоте».

В двадцатые годы XX века археолог А. Н. Лявданский обнаруживает на Смоленщине целый ряд городищ, расположенных в болотистой местности.

Они представляют собой круглые площадки, окруженные валами и рвом.

Следов постоянной жизни в них нет, надежные защитные укрепления отсутствуют, поэтому ученые сделали вывод, что городища предназначались для религиозных церемоний.

Археолог Л.Д. Поболь выявил свыше 250 подобных болотных святилищ.

Как видим, религиозная жизнь на болотах била ключом. Племена, обитавшие на этих землях, получили название «дреговичей», болотных людей.

И после христианизации обряды на болотах продолжались. В послании митрополита Иоанна Русского сообщается, что не желающие покоряться новой вере славяне «и еже жрут бесом и болотом и кладезям».

Что из себя представляли эти ритуалы и были ли в них задействованы лягушки, сказать сложно.

Здесь можно исходить только из самых общих положений.Во-первых, несомненная связь с культом воды и подводно-подземным «нижним миром», лучше всего выраженным самим болотом с его неизведанными и недоступными глубинами, болотными огнями, коварством болотной зелени и трясин, зловредностью болотных лихорадок.<...> Возникает предположение, что болотные городища могли быть посвящены хозяину этого нижнего мира, в роли которого часто выступает ящер. (2)

Кто знает, может, лягушка была его супругой. Или хотя бы придворной дамой...

Цитаты:

1. И.П. Русанова, Б. А. Тимощук. Языческие святилища древних славян

2. Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси

P.S. Женщины из финно-угорского племени меря носили в древности зооморфные подвески с лягушачьими лапками (№ 7).

Из книги Рябинина Е.А. *Зооморфные украшения древней Руси*.Из книги Рябинина Е.А. *Зооморфные украшения древней Руси*.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+46
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+1
169
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм:   Перейти