Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 102

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Говорящие кресты майя
Среднее время прочтения:

Говорящие кресты майя

Много всего нехорошего и даже преступного было совершено под сенью креста. Испанские конкистадоры очень постарались сделать этот христианский символ знаком унижения и отчаяния для американских индейцев.

Кинтана-Роо — это полоска суши на восточном побережье Мексики. Узкая береговая линия с небезопасными подводными скалами и многочисленными лагунами, горы, лес, равнины. И множество древних городов, затерявшихся на холмах, — Коба, Муй-иль, Тулум, Танках…

- Salik.biz

Первые испанцы оказались у берегов Кинтана-Роо в 1511 году. Их судно село на мель, многие погибли, а выживших индейцы взяли в плен и убили всех, кроме двоих. В 1546 году над Юкатаном взвился испанский флаг. Но по-настоящему подчинить себе жителей Кинтана-Роо конкистадоры так и не смогли. На эту проклятую территорию они старались не соваться. Не смогли закрепиться на этом берегу и карибские пираты, которым понравились удобные лагуны, — туземцы вырезали их подчистую. Чужеземцев они совсем не жаловали.

Миссионеры добрались до Кинтана-Роо лишь в XVIII веке. Введению новой религии индейцы не сопротивлялись, но и никакого рвения не показывали. Они продолжали выполнять собственные обряды и не отказывались посещать католическую мессу. Гораздо больше христианства им не нравилась введённая испанцами иерархическая система расовой полноценности. Людьми первого сорта, которым можно было занимать все ведущие посты, считались европейцы родом из Испании. Все остальные, даже потомки родившихся в Америке европейцев, имели более низкий социальный статус. Креолы, метисы и индейская знать, какими бы они ни были богатыми, занять достойное место в обществе не могли. Что уж говорить о самых бесправных — туземных крестьянах? Их даже людьми-то не считали. Даже после победы Мексики в войне за независимость положение для них изменилось мало. Испанцев не стало, но власть тут же захватили креолы, которых на полуострове Юкатан называли юкатеками. Индейцев они тоже считали людьми второго борта.


Враждующие кланы использовали индейцев в своих целях, нещадно обирали, отнимали общинные земли у крестьян и устраивали там плантации сахарного тростника. И когда у индейцев появился свой лидер, он призвал к вооружённому восстанию. А лидером индейцев стал… простой деревянный крест.


Оружие стратегического назначения

Крест для индейцев майя был вовсе не христианским символом. Кресты, увитые растениями, кресты, которым поклоняются люди и приносят подношения жрецы, были традиционными рельефами в древних храмах майя. В некоторых из них кресты были даже выложены камнями прямо на полу, и там проводились жреческие церемонии. Чешский этнограф Милослав Стингл описывал одну древнюю гробницу в Тулуме: она сделана в форме креста, на всех четырёх оконечностях остались следы жертвоприношений — кости акулы, игуаны, какой-то мелкой ящерки и цапли, а в самом центре — человеческий скелет. Индейский крест символизировал вечное возрождение и плодоношение кукурузы. Так что недаром миссионеры пытались уничтожить майяские кресты. Они-то знали, что так индейцы славят совсем другого, языческого бога.

Рекламное видео:


Ещё у индейцев были священные статуи в человеческий рост, внутри полые. В них легко помещался не слишком высокий и не слишком полный человек. Во время церемоний жрец или помощник жреца входил внутрь этого индейского идола и начинал говорить от имени богов. Миссионеры идолов уничтожали нещадно, но на месте утраченных тут же появлялись новые. Особенно сложно было наставить на путь истинный индейцев Кинтана-Роо. Белые сюда добирались редко, а свои святыни индейцы умели прятать.

Но в 1847 году по всему Юкатану разлетелась весть, что в маленькой деревеньке Чан вдруг заговорил большой деревянный крест, вырезанный из цельного ствола. По другим слухам, крест был маленький и красный, и крестьяне нашли его в ручье. Как бы то ни было, крест был принесён в бедное святилище и окружён максимальной заботой. Крест тут же стал именоваться Санта-Крус, а деревня — Чан-Санта-Крус. Вождь Чи стал первым хранителем говорящего креста. Стингл передаёт слова, сказанные крестом, когда вокруг него собралась порядочная толпа любопытных: «Поднимитесь на великую священную войну против белых! Прогоните их от границ, от берегов Кинтана-Роо. Соединитесь со своими братьями на Юкатане и перенесите священную войну и туда. Верный крест вас будет сопровождать…».


Слова, сказанные крестом высоким, несколько визгливым голосом, тут же подняли индейцев на восстание. Белых стали резать и убивать. Благодарные индейцы возвели для креста новое святилище, в нём к первому добавили ещё два говорящих креста, а позади них врыли в землю бочку. Кресты вещали и давали советы, но по большей части делали это только наедине со жрецами и довольно редко для стекающегося в Чан-Санта-Крус народа. У трёх крестов, которые стали любовно называть «святой троицей», появилась своя святая охрана. Следом за этой деревней индейцы стали устанавливать кресты по всему Юкатану. О некоторых ходила молва тоже как о говорящих. Последователей крестового похода индейцев стали называть «крусобы», то есть «кресты», взяв из испанского слово «крус» («крест») и индейское окончание множественного числа «-об». Эти крусобы и составили армию восставших.


Поход крусобов

Действия восставших были настолько успешны, что власти не на шутку перепугались, что крусобы появятся вообще по всей Центральной Америке. Мексиканские правительственные войска несли потери, солдаты из индейцев переходили на сторону восставших. Даже жестокий диктатор Порфирио Диас не смог вернуть мятежную провинцию Кинтана-Роо, хотя подавил сопротивление на остальной земле Юкатана.

В 1899 году до деревни Чан-Санта-Крус наконец добралась армия генерала Браво. Деревня выглядела покинутой. Жители ушли в лес вместе с крестами и затаились. Но генерал не думал отступать, он решил наконец-то связать поганый район с цивилизацией, проложив до оплота мятежников железную дорогу. Мятежники оставили Чан-Санта-Крус и перебрались в Тулум — город, в котором столетиями никто не жил. Крусобы вернули ему жизнь. И перевезли туда свои кресты.

Дорога строилась и строилась, генерал надеялся выманить крусобов, крусобы готовились дать отпор. И в тот самый год, когда Диас должен был праздновать победу, разразилась новая война по всей Мексике. Это была знаменитая народная революция. Диас поспешил покинуть Чан-Санта-Крус, а жители тут же туда вернулись. И уничтожили железную дорогу.

Случившееся в Кинтана-Роо сильно беспокоило юкатанскую власть. Ведь сила восставших была в их вере — они считали, что их действиями руководят боги. Так что губернатор Юкатана не раз отправлял своих лазутчиков, чтобы выяснить, каким образом кресты могут говорить. Губернатор был готов признать чудом кровь на статуе Мадонны, слезы на её щеках, мироточение и все, что признает церковь, только не вещие голоса деревянных крестов, к тому же и не христианских. Шпионы возвращались, но ничего объяснить не могли. Один из них, Пабло Рохас, сообщал с ужасом, что собственными ушами слышал, как крест говорит. Никто ему, наверно, не объяснил назначение той большой бочки, которая была поставлена сразу за импровизированным алтарём вовсе не как средство пожарной безопасности. Рохас честно передал, что крест проявляет речевую активность, когда рядом с ним находится один индейский подросток, и что присутствие этого мальчика пробуждает к жизни даже те кресты, которые прежде не разговаривали.

Вероятно, хранители крестов знали, как подвигнуть людей к действиям, когда все в стране очень плохо. Бочка была столь же хорошим местом схрона, как и полый индейский идол. А если не имелось ни идола, ни бочки, то малец, наделённый даром чревовещания, тоже мог произнести заученный текст. Во всяком случае, свою миссию кресты Кинтана-Роо выполнили. Они помогли туземцам отстоять независимость, и в 1935 году «война крестов» благополучно закончилась.

А говорящие кресты? Их торжественно перевезли из Тулума в Чомпон в 1952 году. В последнее десятилетие XX века в Чомпоне был открыт музей, посвящённый борьбе индейцев майя за свои права. Туристы с интересом разглядывают артефакты, посещают святилище и смотрят на индейские кресты, но для местных жителей они давно стали национальной святыней. И раз в год их привозят в древний Тулум, где некогда беседовали с ними командиры восставшего народа.

Журнал: Загадки истории №3. Автор: Михаил Ромашко


Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+46
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+1
96
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в YouTube:   Подписаться