Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 96

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Морской дьявол ни при чём, или Зачем Разин царевну топил?
Среднее время прочтения:

Морской дьявол ни при чём, или Зачем Разин царевну топил?
Фото:
Василий Иванович Суриков, Степан Разин, 1906.
Как по Волге реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила.
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем еще тебя мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
(А.С. Пушкин. Как по Волге реке, по широкой...)

Читая эту Песнь А.С. Пушкина, я сразу же вспомнил его Сказку о царе Салтане, где есть подобный момент: когда царь приказывает «И царицу и приплод тайно бросить в бездну вод…», что один-в-один напоминает момент из древнегреческой легенды о Данае, и задумался: как же «Наше Всё» не мог знать знаменитой народной метафоры – бросить деву в реку или море – которая встречается в крестьянских песнях? Пушкин, что в Сказке, что в Песне, ведёт линию утопления царевны как вполне реальную. Более того, в Песне он дал повод для последующих исследователей сказаний о Разине размышлять о «языческом характере» этого поступка, о «принесении в жертву Волге» персидской царевны. Столько шума выросло из обычного невежества…

А ведь дело-то всего лишь в поэзии. И что уж скрывать, Разин был во многом мифическим персонажем, нежели историческим. Почитать хотя бы байки о его несметных богатствах, кладах и побегах из тюрьмы при помощи магии… Так стоит ли сбрасывать со счетов версию о поэтическом происхождении ещё и этого эпизода его жизни?

- Salik.biz

Считается, что уже в 1676 году Я. Стрейс в «Трех путешествиях» описал этот же момент, что как бы однозначно документирует его. Однако сам Стрейс не был свидетелем и, как и многое в его книге, написал «по слухам». Сам этот отрывок из русского перевода его книги выглядит так:

«При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя»

То есть он в точности повторяет мотив Пушкина, ну, точнее, наоборот… Можно сказать, эпизод «канонический» в биографии Разина.


Но если обратиться к народной лирике, то сразу же становится понятным, что образ моря и реки, в которой тонет девушка, символизирует её связь с «милым другом». Примеры этого образа широко представлены в двухтомном труде Аничкова Е.В. “Весенняя обрядовая песня на западе и у славян” (1905). Один из них:

ричём, мотив утопления известен в двух вариациях: 1 — замужество или «вкушение запретного плода», ведущее к замужеству (примеры таких песен приведены в статье "Русалки без грима"), 2 — развод, что мы и наблюдаем в той же сказке о Салтане. Пример такой песни из Белоруссии:

«…Узяу жану няудалую
За тонкiя бокi
I укiуу сваю жану
У Дунай глыбокi.
Плывi, жана няудалая,
Мiжы гор вадою,
Я сам знаю, розум маю,
Што не жыць з табою…»
(«Фальклор у запiсах Яна Чачота I братоу Тышкевiчау» Мiнск. 2005)

Таким образом, можно заключить, что мотив того, как Разин «топит» царевну, является метафорическим, а не происходил в действительности, и уж точно это не была жертва Волге (хотя бы потому, что в славянском, да и во всём старом европейском мире в жертву водяному духу было принято приносить лошадей, что имеет очень древние корни, а уж никак не людей). Означать эта метафора может три вещи:

1 — развод Разина и Царевны (при условии, что он взял её в жены)
2 — изнасилование царевны
3 — женитьба на царевне.

Рекламное видео:


Второй и третий варианты взаимосвязаны и дополняются тем, что Разин «пленил» персидскую красавицу, а образ пленения — это снова брачный мотив, который до сих пор остался как действительное или шуточное похищение невесты или хотя бы её туфельки. Образ царевны, которую надо спасти или украсть из дворца — любимый сюжет народных сватовских игр типа «ходит царь вкруг Нова-города...».

Так что всё к одному, «морской дьявол» ни при чём...

Автор: peremyshlin

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+46
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
73
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте:   Подписаться