Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 101

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Александрии без Александра?
Среднее время прочтения:

Александрии без Александра?

Откуда столько Александрий на планете? Ответ на этот вопрос у историков выглядит очень простым — их возвёл Александр Великий в ходе своего похода на восток длиною в жизнь. Александр возвел, значит, в честь него и названы. Но можно рассмотреть этот вопрос с иного ракурса. С позиции смыслов.

Ведь то, что Александр Македонский — фигура наполовину мифическая — не вызывает сомнений. Да, есть у него и биография, и след в истории, но ровно то же можно сказать и о Тамерлане, и о Чингис-Хане, и об Иисусе Христе. Все они являются персонами во многом легендарными, и, следовательно, подчиняются законам мифов и легенд. А один из принципов мифологии, как и вообще древнего мировоззрения — это отображение в имени персонажа его роли в мифе. Если смотреть конкретно античную мифологию, то в ней вообще многие мифы созданы только для того, чтобы через символы раскрыть значение имени того или иного человека, бога и т.д.

- Salik.biz

А жизнеописание Александра определенно имеет мифологические черты: божественное рождение, укрощение дикого коня (мужская инициация), поход «за тридевять земель», обретение невесты. Только всё это описано с эпическим греческим размахом, подобно «Илиаде», «Аргонавтике», «Дионистике», в основе которых лежат одни и те же мотивы.

Вышеупомянутый «Тимур» тоже наречен своим именем, что называется, «задним числом», поскольку оно полностью отобразило его роль в истории как покорителя народов (об этом можно прочитать в специальной статье). Совсем недалеко от него ушел и «Александр».


Этот полководец имеет четкие роли в мифологии. Прежде всего, как тот, кто построил стену в Азии, чтобы оградить цивилизованный мир от «варварского». Этот сюжет так и сквозит по всем сказаниям об Александре у разных народов. А раз мир его помнит за это, значит, это уже можно возвести в статус символа. Второй, но не по важности, символ — это создание огромной империи через покорение «диких» племён, вследствие чего началась эпоха так называемого «Эллинизма», то есть распространение на восточное и южное Средиземноморье греческих языков, культуры и экономики, которое длилось еще не одно столетие, по официальной хронологии. Третья роль — это, условно говоря, богоподобие. В различных преданиях и романах Александр предстаёт как герой, которого признают как бога.

Благодаря этому Александр и получил эпитет «Мегас», то есть «Великий» (по-русски правильней было бы «Могучий»). И тогда само имя «Александр» должно отражать именно эти черты.

Нам говорят, что «Александр» — это греческое «Защитник людей», что и оспорить трудно. Однако, дьявол всегда кроется в мелочах.

Ἀλέξανδρος, где "ἀλέξω" – это «защищать, отражать, отвращать от, не допускать (держаться подальше), охранять, оборонять, помогать, воздавать (вознаграждать, отплатить)», а "ανδρος" — «люди», хотя правильней «мужчины». Вот та самая база, на основе которой нам приводят этимологию Александра.

Рекламное видео:


Но ведь слово «защитник» надо еще понять. Исходя из словарных данных (приведены выше из «A Greek-English Lexicon» Г. Дж. Лидделла и Р. Скотта, 1940), можно уточнить его смысл. Тут упор делается на «отвращении от чего-либо», отгораживании, что, собственно и означает русское «защита» — «за щитом». При этом такие значения как «воздавать, отплатить, вознаграждать» тоже восходят к этому щиту, поскольку являются действием отражения (что заслужил, то и получил), а щит как раз создан для отражения атак. Последнее значение — помощь — это интерпретация переводчиков «поддержки». Кстати говоря, английское слово «defend», фигурирующее в английских переводах «алексо», тоже имеет значение «поддерживать» помимо основного «защищать», так как защищать — это отстаивать, оберегать, удерживать, то есть вставать на сторону защищаемого (пред ним), стоять за него горой… или щитом.


Вторая часть «андрос» происходит от "ἀνήρ" – человек (не зверь, хотя и для самцов животных тоже применяли), но в значении, что это обязательно взрослый мужчина (не ребенок и не женщина), и в противопоставлении богам, то есть смертный. Также в значении «воин», «муж», «любовник» (если не муж), а также употребляется рядом с царскими статусами или профессиями; подчеркивается свобода этого человека. Еще употребляется вместе с названиями целых народов (например, ανδρος Θρῇξ — фракийцы). Если посмотреть на все эти условия, то сам собой появляется образ гражданина, взрослого члена рода-племени, того, кто может считаться частью общества, влиять на него (в отличие от детей, например). Таковыми становились половозрелые и плодовитые юноши, прошедшие «крещение» (обряд принятия в общество). Оттого подчеркиваются качества «мужа» или «любовника», или даже «воина», что в поэзии равноценно любовнику.

Очень интересно на этом основании было бы сравнить (чего не сделали этимологи) "ἀνήρ, ὡνήρ" со словом «гонор», что, как и его западные аналоги (honor, onur), означает «честь». Опять же «честь, уважение, репутация» — это то, что заслуживается (сравните со словом «гонорар» — «оплата, вознаграждение»), иначе говорят «ценить», то есть «оценивать» (сколько стоит), после чего уже появляется эпитет «дорогой» (и уважаемый, и много стоящий одновременно). Это качество, по идее, не передаётся по наследству, а добивается признанием общества. То есть, как и "ἀνήρ" — гражданин — это чисто общественное понятие, признание остальными членами этого социума.

Это важно, поскольку в таком случае словом «андрос» могут обозначаться только сами эллины, как закрытое сообщество. Все остальные — это «варвары». Ровно то же самое было и у индийцев с разделением людей на арьев и дьясов, и у иудеев (гой и еврей), и у китайцев (хунну в качестве варваров), и у русских крестьян (немцы или бусурмане в качестве «гоев»).

Из данного разбора становится ясным, что «александрос» в точности отражается символом защитной стены, которую выстроил царь, дабы не допустить, отразить различных «гогов и магогов», защитить земли эллинские. Поэтически можно перевести "Ἀλέξανδρος" как «Щит отечества», защита собственных граждан.

Есть еще один скрытый элемент в слове «Александр» – это "λέξῐς" – «речь, слово», происходящее от "λέγω" – «приводить в порядок, устраивать, собирать, выбирать, считать, говорить», поскольку слово — это набор звуков, выражающих какую-то мысль; формула, одним словом, или опять же выражение, то есть выделение из общего потока чего-то конкретного и самостоятельного. Также это слово переводится как «закон» (откуда пошло слово «легальный»), который также является выражением принципов жизни общества.

И тогда видна роль всех этих Александрий. Из истории известно, если не ошибаюсь, около двадцати Александрий. И нам говорят, что их названия свидетельствуют о том, что их якобы организовал сам Александр. Однако из разбора этого названия становится понятным, что Александрия конкретно к царю Александру может и не иметь отношения. Ведь, по сути, Александрия — это просто укреплённое место, куда не пускались «варвары», град, за стенами которого, как за щитом, находились носители эллинской культуры — совершеннолетние мужчины со своими семьями, жизнь которых регламентировалась законами и традициями именно своего отечества, а не тех земель, на которых они расположились (ей-богу как нынешние иностранные посольства), что изначально исключало смешение с другими культурами. Именно эти отеческие порядки и были тем самым «щитом» против «дикарей», к которым причислялись буквально все, кто не являлся членом общины. И именно этот поначалу непреодолимый культурный барьер и стал причиной постепенной «эллинизации» завоеванных территорий.

Автор: peremyshlin

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+47
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+1
92
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Наш чат ВКонтакте:   Войти в чат



Читайте также