Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 90

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Города-призраки: По свидетельству древних географов
Среднее время прочтения:

Города-призраки: По свидетельству древних географов

Удивительные открытия, вероятно, ещё предстоит сделать.

Первые географические карты Сибири появились лишь в XVI веке. Таким образом, обо всём, что было здесь прежде, можно лишь догадываться. А если внимательно присмотреться к старым картам, можно увидеть загадочные города.

- Salik.biz


Артания


Известно, что в IX-X веках арабские и персидские географы знали о трех русских землях: киевской, новгородской и третьей Руси, которую они называли Артанией или просто Артой.

Одни исследователи отождествляют Артанию с территорией «за Камнем», то есть с Сибирью, другие – с Тмутараканью, третьи – с местностями нынешней Рязанской области.

Предполагается, что Артанию разрушили татарские орды, но уцелевшие потомки древнего славянского народа дожили до второго прихода русских в Сибирь.

Тюрки и монголы звали эту местность Ордой, норманны – Острогардом, германцы – Остергардом, в отличие от Гардов Новгородско-Киевской Руси. Русский историк Василий Татищев название «Остергард» (Восточные Гарды) объяснял тем, что эта страна располагалась далеко на востоке в землях юрги, гуннов и аваров. И гунны, и авары пришли в Европу из Сибири, а юрги (угры) всегда жили здесь.

Рекламное видео:



Страна, рекомая Китаем

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, который дважды, в 1517 и 1526 годах, бывал в Москве, составил карту Сибири, на которой в вершине Оби было показано огромное озеро, названное им Китайским. Герберштейн писал, что река Обь имеет ширину до 80 верст, и, видимо, считал, что такая мощная река должна вытекать из очень большого озера. Название озера, возможно, придумал он сам. А недалеко от этого водоема картограф показал город Кумбалик, к местонахождению которого мы еще вернемся.

Вслед за Герберштейном, который владел русским языком, но не был в Сибири, западные картографы рисовали Китайское озеро, а рядом с ним страну, называемую Китаем, еще почти два столетия.

Англичанин Антонио Дженкинсон показал, что в Китайское озеро впадает большая река, берущая начало в Средней Азии. А в верховье реки Сырдарья он поместил Ташкент. На самом деле это было Аральское море, а никакое не Китайское озеро.

Последнее на карте голландского картографа Николааса Витсена впервые было названо озером Алтын, или Телецким. Книга его научных исследований опиралась на русские источники и носила название «Северная и Восточная Тартария», где слово «Тартария» являлось синонимом Сибири. Хотя чаще этот термин использовался в средневековой западноевропейской литературе для обозначения Великой степи – некогда входивших в состав Золотой Орды обширных территорий между Европой, Сибирью, Каспийским и Аральским морями, Уральскими горами и Китаем.


Лукомория

В своих записках Герберштейн писал, что около Китайского озера живут лукоморцы из местности Лукомория, которая расположена «в горах по ту сторону Оби».

Известный алтайский геолог и краевед Михаил Розен, изучая ранние западноевропейские карты, на которых изображены Обь и Алтай, кажется, первым из исследователей сумел разобраться с термином «Лукомория». Странное для Западно-Сибирской равнины название, как оказалось, использовалось на Руси не только для обозначения изгибов морского побережья, но и крутой дуги возвышенного берега в местностях, расположенных в глубине страны.

Впервые название «Лукомория» появилось в книге «Записки о Московии», изданной в 1549 году Сигизмундом Герберштейном. Вслед за ним этот термин тиражировался в XVI-XVII веках западноевропейскими картографами Герардом Меркатором, Иодокой Гондиусом и Дж. Кантелли.

Михаил Розен пришел к выводу, что Лукоморские горы – это западный фланг сибирских увалов, которые против устья Иртыша носят название Белогорье. А томская этнограф Галина Пелих, кстати, уроженка Барнаула, считает, что излучина Иртыша в приустьевой его части получила название «Лукоморье» за десять поколений до Ермака.


Тогда чем же Барнаул, стоящий на крутой излучине Оби, – не Лукоморье?!


Самарики

На карте Дж. Кантелли южнее Лукомории (Lucomoria) сделана надпись Самарики (Samaricgui, или Samariegui). Кто или что такое самарики, выяснила недавно Галина Пелих. Она опубликовала обстоятельную статью о первых русских поселенцах, которых звали самары и которые, по преданиям, пришли в Сибирь с реки Самара, впадающей слева в Днепр. Галина Пелих предположила, что уход самаров в смутные ХIII-ХIV века из-за Дона в Сибирь был вызван тем, что там начались «страшенные войны». Вот почему прижилось в Сибири название этих людей как челдонов-чалдонов (человек с Дона).

Коренное население Сибири четко различало послеермаковских переселенцев, считавшихся колонизаторами, и местных русских, пришедших «за Камень» (Уральские горы) много раньше своих соотечественников, не похожих на европейских собратьев ни диалектом, ни менталитетом. Именно самарики – чалдоны донесли историческую память о легендарной сибирской прародине – третьей Руси.


Грустина

Существуют различные точки зрения относительно самого факта существования, а также местонахождения города, носящего славянское название Грустина.

Сигизмунд Герберштейн в записках подчеркивал, что лукоморцы из местности Лукомория ведут оживленную торговлю с жителями Грустины и Серпонова.

Автор сочинения о Сибири итальянец Александро Гваньини писал в 1678 году: «…По соседству с этой областью находятся народы грустинцы и серпоновцы от крепости Грустины до Китайского озера, где берет свой исток вышеназванная река Обь. Живущие близ этого озера чёрные люди, не владеющие общепонятной речью, имеют обычай приходить к Грустинской крепости, принося с собой разные товары, и особенно жемчуг и дорогие камни, которые грустинцы и серпоновцы приобретают от них путем обмена. Племена Лукоморья, а равно грустинцы и серпоновцы и ещё некоторые живущие в области Оби и озера Китайского… вплоть до Великого океана, как говорят, платят дань московскому князю».

Иодока Гондиус разместил Грустину где-то в верхнем течении Оби, не в горах, а на Западно-Сибирской равнине, поблизости от современного Барнаула. Место расположения города не очень ясно, но надпись на карте 1606 года рядом с Грустиной гласит: «В этом холодном городе живут совместно тартары и русские».

Амстердамский бургомистр Николаас Витсен нанес загадочную Грустину на правую сторону Катуни вблизи её устья.

На картах Ортелиуса также присутствует город Грустина на реке Обь, но масштаб данной карты не позволяет говорить о точном его расположении. Стоит заметить, что он имеет схожие геометрические размеры с городом Сибирь – столицей Сибирского ханства.

Наша современница – член Алтайской краевой уфологической ассоциации Елена Мельникова утверждает: «В результате проведенной на горе Бобырган биолокации и обработки картографических и исторических материалов прихожу к заключению, что на седловине горы Бобырган в XV-XVI вв. находился город-крепость Грустина». Бобырган, напомню, находится на территории Советского района.

Есть также предположения (тоже без всяких доказательств), что город Грустина находился около города Бердска и ему более 500 лет; или: город мог находиться выше по течению Оби за рекой Чумыш.


Серпонов

Карта России, которая была издана Гильомом Сансоном в атласе Де Росси в 1688 году в Риме, указывает, что Грустина располагается на восточном берегу Оби, а Серпонов (Серпенов) – на впадающей в Обь реке Кечь (Кеть).

Но, по другим данным средневековой картографии, Серпонов находился прямо у обских истоков, в месте слияния Бийсу и Кетыни (Бии и Катуни).

Город Серпонов упоминается и в книге австрийского посла при дворе Ивана Грозного барона Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии»: “В этот город приходили в весьма большом количестве люди, не владеющие общепринятой речью, и приносили с собою разнообразные товары, прежде всего жемчуга и драгоценные камни, которые покупали у них артанские народы».

На карте из «Атласа» знаменитого фламандского географа Герарда Меркатора, изданной в 1595 году, город Серпенов показан в вершине одного из правых притоков Оби, а на левом берегу Китайского (Телецкого) озера расположен город Грустина.

Впрочем, Михаил Розен называет эти населенные пункты «вымышленными». Оно и понятно, ведь историки очень осторожно относятся к подобным сведениям, поскольку никакими другими документами, кроме карт и записок путешественников, они не подтверждаются.



Катуньон

В вершине Оби, у места слияния Бии и Катуни Николаас Витсен показал город Катуньон (Катунаон).

Однако, по мнению Михаила Розена, «на самом деле здесь был построен Биекатунский острог только в 1709 г. Но, видимо, существовали русские чертежи с проектами будущих крепостей и названиями на них, которыми и воспользовался Витсен».

А Василий Дорогин, старший преподаватель Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, применив метод контент-анализа древних и современных карт аналогичных местностей, пришел к выводу, что это «город Бийск во времена Николааса Витсена назывался “Катуньон”.

В древности в этом месте находилась единственно удобная «плавёжная» переправа, а наши современники называют его Вихоревкой либо «Тополями».

Место слияния Бии и Катуни всегда было особо почитаемым у сибирских славян. На это указывают труды исследователя Сибири XVIII века, пленного шведского офицера Иоганна Страленберга, который описывает наличие у истоков Оби алтайского идола «Золотой бабы», принадлежавшего, по свидетельству самих алтайцев, белому народу, жившему здесь еще до прихода тюрков.


Томские катакомбы

Безымянный испанский монах-францисканец, написавший в середине XIV века «Книгу познания» про легендарное восточное государство Ардеселиб, в котором царствовал пресвитер Иоанн, назвал его столицу Грасионой, то есть Грустиной. Ардеселиб, как нетрудно заметить, имеет одинаковый корень («ард» — «арт») с Артанией. И локализация столицы Иоанного царства не представляет загадки – её координаты до градуса совпадают с координатами города Томска. По крайней мере так считает томский исследователь Николай Новгородов.

Он сообщает, что русские казаки, поставившие в 1604 году Томскую крепость, никакого города здесь не обнаружили. Но письменный голова Гаврила Писемский и сын боярский Василий Тырков отметили крайнюю нарушенность естественного ландшафта. Академик Пётр Паллас, посетивший Сибирь в 1760 году, также отметил неестественность томского ландшафта – бесконечные «бугры и ямы».

Многочисленные археологические находки в городской черте и окрестностях Томска недвусмысленно указывают на то, что на этой территории с начала нашей эры и до XVII- XVIII веков существовало мощное славянское поселение.

За четыре века существования Томска признаки былого проживания людей здесь отмечали неоднократно. Это, во-первых, облагороженная растительность – берёзы, боярышник, конопля; во-вторых, древние археологические памятники и, наконец, способы захоронения людей. На территории казачьей Томской крепости было обнаружено 350 гробов-колод. Погребальные обряды и строение черепов позволили прозектору Императорского Томского университета С.Чугунову утверждать, что это вовсе не татары, но и не христиане.


Камбалык

Территории современного Алтайского края соответствует тот участок Оби, где река выходит из гор на Западно-Сибирскую равнину. Здесь Иодокой Гондиусом показаны условными обозначениями два города, один из которых безымянный, а другой назван Камбалик (Cambalich). Ниже его по Оби указан город Грустина (Grustina). Эти легендарные города впервые были отмечены на карте Сигизмунда Герберштейна, изданной в 1549 году.

За сотни лет до него исландец Снорри Стурлуссон (1179-1241), автор географического трактата «Круг Земной», побывавший в Сибири, писал: «С севера на восток и до самого юга тянется часть, называемая Азией. В этой части мира всё красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни. Там находится середина земли. И потому, что сама земля там во всём и прекраснее, и лучше, люди, её населяющие, тоже выделяются всеми дарованиями: мудростью и силой, красотою и всевозможными знаниями. Вблизи середины земли был построен град, снискавший величайшую славу».

Этим градом в «середине земли», возможно, был город Камбалык, который западноевропейские картографы обозначали в верховьях Оби.

Известный арабский путешественник Рашид ад-Дин указывал, что в 1300 году в Камбалыке хранились архивные и другие книги за минувшие пять тысяч лет. Следовательно, в 3700 году до нашей эры этот город был уже настолько крупным, что в нём существовали диваны, говоря по-современному – министерства.

Родной дядя папы Урбана Восьмого Рафаэль Барберини, осуществивший на рубеже XV-XVI веков путешествие на восток, в книге, опубликованной его потомками в 1658 году, писал, что «Обь вытекает из одного большого озера Катая (Сattajo) в том месте, где находится и главный катайский город, именуемый Комбулик (Combuliche)».

Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло прожил в Камбалыке (Ханбалыке, Шамбалыке) целых 17 лет и описал его в своей знаменитой «Книге о путешествии в Татарию и другие восточные страны». Он рассказал о том, что город Камбалык имел в окружности (по периметру) 24 мили. Для сравнения: тогдашний Константинополь имел периметр 18 миль. В Камбалыке было 12 ворот, каждые из которых охраняли по тысяче стражников. Ежедневно в город прибывало по тысяче и более подвод с шёлком. В городе «честно трудились» 25 тысяч проституток (в четырёхмиллионном Лондоне в 1878 году проживало 24 тысячи жриц любви).

Современные историки считают Камбалык, в котором жил путешественник, столицей древнего Китая – Пекином.

К сожалению, Марко Поло не указал точного местонахождения этого города. Но в его дневниках указывается, что Камбалык стоит возле угольного бассейна (местные люди добывают там уголь для бань), недалеко от него начинаются горы и лес. Пекин же, как известно, стоит на берегу моря, гор поблизости нет, как нет и угля, а климат – теплый.

Скорее, эти приметы подходят для Кузбасса или Алтая. Да и описанный Марко Поло климат со снегами и морозами соответствует сибирскому.

Тогда становится понятным, почему знаменитый путешественник не упоминает знаменитую китайскую чайную церемонию и не восхищается маленькой ножкой китаянок.

В 1240-1271 годах Камбалык (Ханбалык) был столицей Великого монгольского хана. В 1284 году хан Хибулай (поручения которого не раз исполнял Марко Поло) перенёс столицу ханства в город Цзи (будущий Пекин), назвав её Ханбалыком. Многие историки считают, что западноевропейские картографы помещали этот город на берегу Оби по незнанию или по ошибке. Но можно прислушаться и к иной точке зрения: возможно, мигрировало лишь название города, а сам он остался в Сибири и еще ждет своего открытия.


Карагасер

Новосибирский исследователь Василий Дорогин, сравнивая с помощью современных методов древние и современные карты юга Сибири, обнаружил город Карагасер (Karagaser), расположенный между реками Сур (Sur) и Китта (Kitta) и находящийся около Телецкого озера (Altin Lac).

Соотнести лексически название города Карагасер с каким-либо другим современным городом, к сожалению, не удалось. Как и найти соответствия для рек Сур и Китта-Кита.

Автор исследования попытался разделить слово «Карагасер» на две части: оба этих слова – тюркские. «Кара» дословно переводится как «чёрный», однако имеет и иные значения: «великий», «могучий», «сильный». Оно присутствовало в именах и титулах представителей господствующего класса: Карааслан, Караханиды, Карахан, Карамурза, Караискандер.

Гэсэр (Гесер, Гэсэр-хан) – персонаж монгольского, бурятского и тибетского эпоса «Гесэриада». Прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан или Александр Македонский, а этимология его тибетского имени Кесар, возможно, восходит к кесарю-цезарю-царю.

Таким образом, значение слов «кара» и «гасер-гэсэр» даёт словосочетание – Великий Гэсэр.

Между прочим, на берегу Телецкого озера есть гора Каракорум. А подходящее место для проживания большого числа людей имеется в устье и в долине реки Чулышман.

Василий Дорогин предполагает, что город Карагасер, находившийся во владениях Золотой Орды и располагающийся около горы Каракорум, был назван в честь очень влиятельного и могучего человека, возможно — Чингисхана.

Автор: МУРАВЛЁВ Анатолий

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+47
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
0
150
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте:   Подписаться



Читайте также