Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 83

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

О механизме творческого мышления
Среднее время прочтения:

О механизме творческого мышления

Вопрос творческого мышления, креативности — это одна из самых сложных проблем психологии мышления.

Среди всех людей на свете процент творчески мыслящих людей составляет всего 10 %. А талантливых, способных сделать какое-либо открытие еще меньше. Поэтому природа творчества и творческих способностей людей давно интересует ученых.

- Salik.biz

Первые попытки ученых описать механизм творческого мышления относятся к началу 18 века. Они оказались безрезультатными и лишь привели исследователей к собственному креативному решению проблемы – было введено понятие бессознательного.

В этой связи замечу, что это понятие ввел не кто иной, как немецкий философ Годфрид Лейбниц, изучавший проблемы творческого мышления. Великому психоаналитику З.Фрейду в то время еще предстояло ждать своего рождения лет двести. Да и психологии, как отдельной области научных знаний тогда еще не было.


Годфрид Лейбниц пытался понять особенности мышления известных творческих людей своего времени. И суть его исследования заключалась в расспросах их об «алгоритме» действий их мозга в процессе мышления. Однако, люди помнили только отправную точку своих размышлений и конечный результат. Это позволило Г. Лейбницу предположить, что творческие процессы мышления находятся в области бессознательного.

Исследования продолжались, и следующий этап заключался в том, что психологи пытались наблюдать и анализировать процесс мышления творческих людей. Но столкнулись с той же самой проблемой недоступности для наблюдения самых существенных моментов, связанных с творческим мышлением.

Здесь самое время вспомнить Д.И. Менделеева и других ученых, сделавших свои великие открытия путем внезапного озарения после тяжелых логически верных рациональных рассуждений. В этом творческое мышление сродни интуиции, если определить ее как беспредпосылочное постижение истины. Разница в том, что решение творческих задач все же имеет предпосылки – процесс рационального мышления.

Рекламное видео:


Третий этап изучения начинается в 20 веке, в его первые десятилетия. У его истоков находился немецкий ученый, основатель гештальт-психологии Макс Вертгеймер.

Он первым приступил к изучению творческого мышления следующим образом. Испытуемым он предлагал простые творческие задачи и ограничивал время их решения. Если за это время испытуемый с решением задачи не справлялся, ему предлагалась подсказка, но она давалась в такой форме, что нужно было еще догадаться, как ей воспользоваться. Одновременно с этим ученый наблюдал за поведением творчески мыслящих людей, пытаясь кое-что выяснить об их мышлении по их поведению. При этом картина не столько прояснилась, сколь запуталась.

Вертгеймер предложил определение творческого мышления, в которое оказались включенными характеристики и личностные особенности творческих людей.

Определение состоит из нескольких пунктов.

  • Творческое мышление никогда не повторяет пройденного, и всегда идет оригинальным и новым путем. То есть творчески мыслящий человек каждый раз вносит в решение задачи что то новое.
  • Творческое мышление ищет и находит несколько разных решений одной и той же задачи, не довольствуясь одним единственным ее решением.
  • Творчески мыслящий человек не боится быть белой вороной. То есть отличаться от окружающих людей и привлекать к себе всеобщее и не всегда доброжелательное внимание.
  • Творчески мыслящий человек почти всегда критически настроенный человек, который критикует не только собственные идеи, но и мышление других людей, тем самым вызывая к себе неприязнь и порождая конфликты.

Таким образом, в определении оказались смешанными и особенности мышления и особенности личности человека. А вопрос креативности до сих пор открыт. Это одна из самых сложных проблем психологии мышления.

Исходя из определения, я бы отнесла к творческим личностям К.Г. Юнга с его идеями о коллективном бессознательном и своеобразной структурой личности, А. Кроули, В. Паули, о Дмитрии Ивановиче уже упомянула. Список можно продолжить, естественно.

Кого бы вы сами отнесли к творческим личностям? Может быть, себя?

На «сладкое» парочка головоломок от М. Вертгеймера. Тех, что он предлагал своим испытуемым в начале века:

  • Из шести отрезков одинаковой длины требуется создать четыре равноСТОРОННИХ треугольника.
  • Нарисуйте девять точек так, чтобы получилась «сетка» три ряда по три точки. Четырьмя прямыми линиями перечеркните ВСЕ девять точек.

Успехов!)

Автор: Панина Ирина Николаевна

Источник:
Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
97
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Facebook:   Подписаться



Читайте также