Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 44


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Является ли Иисус Христос исторической личностью?
Среднее время прочтения:

Является ли Иисус Христос исторической личностью?

Отрицая историчность Иисуса Христа, приверженцы мифологической школы указывают на отсутствие упоминаний о нем в нехристианских источниках 1-го века, параллели с более древними мифами об умирающих и воскресающих божествах, признаки литературного вымысла, заимствований и биографические противоречия в Евангелиях, отсутствие информации о жизни Иисуса в Посланиях Павла, датируемых ранее Евангелий, и проч.

Сторонники исторической школы для доказательства реальности Христа приводят ряд упоминаний о нем в сочинениях античных авторов. Самое раннее сообщение такого рода содержится в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (90-ые годы). В небольшом абзаце там говорится о «мудром человеке» по имени Иисус, который совершал удивительные деяния, сделался наставником для правдолюбивых людей, был распят, но на третий день явился живым в соответствии с пророчествами. Исследователи, однако, указывают на вероятную вставку сообщения христианским переписчиком на рубеже 3 и 4 веков.

- Salik.biz

Стиль отрывка не соответствует общей стилистике Флавия. Здесь используются греческие неологизмы «Христос» и «христиане», появившиеся предположительно в Антиохии во второй половине 1-го в., хотя для иудейского автора того времени было бы сообразнее употреблять местную лексику. Будучи представителем консервативного крыла в иудаизме, Флавий просто не мог позволить себе настолько «еретические» пассажи об Иисусе. Христианские авторы 2 и 3 веков, знакомые с сочинениями Флавия, ничего не сообщают о данном отрывке.


Римский легат в Вефинии Плиний Младший ориентировочно в 109–111 гг. в послании императору Трояну, описывая свою политику противодействия христианству, упоминает Христа, которому, как богу, поклоняются христиане. Другое упоминание имеется в «Анналах» римского историка Тацита (ок. 115 г.). При изложении действий Нерона после Великого пожара в Риме (64 г.), сообщается, что император, стремясь побороть неприятные слухи, свалил вину на христиан и предал их казням. Далее идет речь о Христе, «от которого происходит это название», казненном «прокуратором Понтием Пилатом». Здесь также можно усмотреть ряд сомнительных моментов. Раннехристианские авторы, как и в случае с Флавием, умалчивают о данном упоминании.

Пожар в Риме. Пьер-Жак Волер, 1769.Пожар в Риме. Пьер-Жак Волер, 1769.

Активное распространение христианства по империи, видимо, началось лишь в 70-ых годах 1-го века после разрушения Иерусалима, вместе с беженцами и рабами из Иудеи. Маловероятно, что христиане могли в 64 г. играть сколько-то значимую роль в общественной жизни Рима. Тацит, являясь опытным историком и бюрократом, допускает несвойственную ему неточность, назвав Пилата прокуратором, а не префектом, коим он на самом деле являлся. Кроме того, в отрывке не приводится личное имя Пилата, а лишь номен и когномен. Таким образом, используется евангельская фразеология, что, как бы, намекает на то, что Тацит мог пользоваться христианским источником, или на позднюю вставку.

Следующее в хронологической последовательности упоминание содержится в «Жизни 12-ти цезарей» Светония (ок. 120 г.), где сообщается об изгнании из Рима Клавдием «иудеев, непрестанно волнуемых Хрестосом» (через «е»). Событие это датируется приблизительно 50 г. Римские власти действительно недолюбливали иудеев и периодически подвергали их репрессиям. Однако, почему римских иудеев в 50 г., когда христианство находилось еще в зачаточном состоянии, должен был волновать Христос непонятно. Второе упоминание христиан, содержащееся здесь в главе о Нероне, с большей долей вероятности могло быть заимствовано у Тацита.

Рекламное видео:


Римская фреска 4 в.Римская фреска 4 в.

По сообщению историка 4-го в. Флавия Вописка, со ссылкой на Флегона, вскользь о Христе, как объекте поклонения христиан, упоминает в своем письме (ок. 130 г.) император Адриан, выражая озабоченность по поводу фанатизма восточных культов. В середине 2-го в. некий сириец Серапион в назидательном письме сыну из заключения, используя евангельскую лексику, называет Иисуса «Царем Иудейским». Наконец, греческий сатирик Лукиан, высмеивая христиан в сочинении «О смерти Перегрина» (ок. 165 г.), называет их «законодателя» «распятым софистом».

Таким образом, немногочисленные античные нехристианские источники упоминаний об Иисусе содержат несколько общих недостатков. Все они приходятся на гораздо более позднее время, почти везде Христос упоминается лишь вскользь, в связи с сообщением о христианах, даже без упоминания имени, везде используется греческая (евангельская) лексика для обозначения Иисуса и его последователей, появившаяся лишь во второй половине 1-го в., никакими нехристианскими источниками эти авторы, видимо, не располагали. В целом, эти упоминания могут служить скорее доказательством достаточно большого распространения христианства во 2-ом веке, нежели историчности Иисуса.

Впрочем, приверженцы исторической школы объясняют скудность античной информации о Христе тем, что большая часть древней литературы до нас попросту не дошла.

***

Теперь мы выяснили, что не существует убедительных нехристианских свидетельств о Христе, относящихся к 1-2 векам н.э. А что относительно Нового Завета? Почему нельзя его рассматривать в качестве надежного исторического источника? Проблема в том, что Новый Завет содержит обширный мифологический пласт, причем состоящий местами из явных заимствований. Между разными Евангелиями обнаруживаются существенные расхождения, что опять-таки указывает на наличие вымысла или заимствований.


Мозаика Христа в соборе Чефалу на Сицилии, ок. 1130 г.Мозаика Христа в соборе Чефалу на Сицилии, ок. 1130 г.

Перед авторами, очевидно, стояла задача убедить читателей в божественности главного героя, таким образом полет фантазии они особо не сдерживали, черпая вдохновение из существовавшей мифологии. На компиляционный характер христианства указывали еще ранние представители мифологической школы в 18 в. Помимо иудаистского базиса, христианская доктрина содержит очевидные параллели с учением кумранитов/ессеев, некоторыми языческими культами (напр., Адониса, Осириса, Митры, Геракла/Сандона), эллинскими философскими школами (в первую очередь киников).

Так мифологемы об умирающих и воскресающих божествах плодородия, природы, весны и солнца были повсеместно распространены с древнейших времен (Думузи, Таммуз, Адонис, Аттис, Осирис, Иасион, Мелькарт и проч.). Пророк Иезекль еще в 6-ом в. до н.э. сетовал на то, что жительницы Иерусалима оплакивают шумеро-аккадского Таммуза. Четвертый месяц в еврейском календаре до сих пор носит название таммуз.

В Антиохии, ставшей ключевым центром развития христианства, был популярно поклонение Адонису. Святилище Адониса существовало и в Вифлееме. По одной из версий, именно на его месте христиане обустроили Вертеп Рождества. Рождество Адониса праздновалось 25 декабря, то есть в тот же день, что и Рождество Христово по григорианскому календарю. На эту же дату или соседние приходились празднества и иных воскресающих и солярных божеств. Римляне праздновали 25 декабря День рожденья Непобедимого солнца. В это время происходило заметное увеличение светового дня после зимнего солнцестояния.

Римский бог солнца Сол (Непобедимое Солнце) с характерным нимбом, символизирующим солнечный свет.Римский бог солнца Сол (Непобедимое Солнце) с характерным нимбом, символизирующим солнечный свет.

Вероятной предтечей христианства считается кумранская община – возникшая во 2 в. до н.э. радикальная иудейская секта, к которой мог принадлежать Иоанн Креститель. Учение кумранитов имеет целый ряд сходных черт с христианством. Это в том числе идея Нового завета, мессианство, эгалитаризм, пацифизм, ритуал омовения, преломление хлеба и проч. Ключевой фигурой доктрины кумранитов был основатель секты, так называемый Учитель праведности, живший во 2-1 вв. до н.э. Как и Иисус, он проповедовал Новый завет, был предан собственным учеником и подвергнут суду синедриона. Согласно представлениям кумранитов, впоследствии он должен воскреснуть в качестве мессии для осуществления Страшного суда.


Подозрительно похожие сюжетные линии можно обнаружить даже непосредственно в Ветхом Завете. Так Иосиф был продан за 20 сребреников по совету своего брата Иуды. Иуда Искариот же предал Иисуса за 30 сребреников. Причем мотивы его непонятны. Тогда как в случае с предательством Учителя праведности мотивация гораздо более ясна. Имея серьезные идейные разногласия с Учителем, ученик возглавил оппозиционный блок в ходе раскола в секте и, метя на место Учителя, написал на него донос первосвященнику.

Как уже было отмечено выше, канонические Евангелия содержат серьезные расхождения — относительно биографии Христа, его похождений, изречений, притч. В Посланиях Павла, датируемых раньше Евангелий, информация о жизни Иисуса вообще не содержится. Первое Евангелие (от Марка) было написано не ранее середины 60-ых годов 1-го в. Остальные, базирующиеся на Евангелии от Марка и, по меньшей мере, еще одном источнике с изречениями, ближе к концу 1-го – начале 2-го вв. Евангелия написаны по-гречески, по всей видимости, за пределами Палестины.

Кумран в окрестностях Мертвого моря – возможная колыбель христианства.Кумран в окрестностях Мертвого моря – возможная колыбель христианства.

Одно из самых существенных евангельских расхождений – место рождения Иисуса. В Евангелии от Марка Вифлеем не упомянут, возникает он уже у Матфея и Луки. По всей вероятности, пассаж о Вифлееме внедрен с целью увязать Иисуса с ветхозаветным пророчеством Михея о рождении мессии в Вифлееме. Что касается Назарета, то такой населенный пункт нигде не упоминается вплоть до 300 г. н.э. Местонахождение его до сих пор не установлено.

Современный Назарет, который преподносится наивным туристам, как та самая местность, расположен на месте исторического центра Галилеи – Сепфориса. Этот крупный в прошлом город был разрушен в 4-ом в. землетрясением, впоследствии здесь располагалась арабская деревня Сеффурия, превратившаяся в Назарет во второй половине 20 века. Вполне возможно, что Назарет родился в результате ложного истолкования прозвища «Назорей», которое означало не принадлежность к местности, а человека, принявшего обет в иудаизме.

Автор: Дмитрий Романов

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+6
203
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте:   Подписаться