Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 18


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Что такое «русский стиль» и как он появился
Среднее время прочтения:

Источник:
Автор:
АЛЕКСАНДРА ГУЗЕВА
Что такое «русский стиль» и как он появился

Яркие цвета, ажурная вязь и цветочные мотивы — русский стиль сложно с чем-либо перепутать.

Что первое приходит на ум, когда слышишь словосочетание «русский» стиль? Вероятно, — кокошники, роспись в стиле гжель или хохлома, резные наличники на окнах. Но как и когда стиль появился, есть ли значения в этих узорах?

- Salik.biz


Петр I уничтожил (ну, почти) русский стиль


Петр I, отучившись в Европе и наладив дипломатическо-дружественные каналы, на родине решил избавиться от всего «исконно» русского — он едва ли не объявил войну архаичному средневековью и рьяно обновлял и европеизировал Русь. Царь пригласил итальянских архитекторов строить дворцы вместо деревянных теремов, бояр заставил облачиться в европейские платья вместо традиционных кафтанов, сбрить длинные бороды и носить напудренные парики.

Поль Деларош. Потрет Петра I.Поль Деларош. Потрет Петра I.

Его наследники в течение двух последующих веков развивали идею «прогрессивной России». Даже традиционную церковную архитектуру в 17-18 веках потеснило европейское барокко.

Но если столичную знать и официальную архитектуру Петр мог держать под контролем, то крестьянство и народные промыслы продолжали жить своей жизнью. Власть не вмешивалась в стили росписи прялок, не регламентировала узоры и мотивы народных мастерских, разбросанных по всей стране. Хотя кое-что в «русский стиль» привнес и царь-реформатор: из любимой Голландии он привез делфтский фарфор, бело-голубую расцветку которого позже стали копировать гжельские мастера.

Рекламное видео:



Возвращение к корням

Возможно, «русский стиль» не дошел бы до нас, если бы ко второй половине 19 века дворянство не обратилось бы к «корням», не начало поиски национальной идеи и идентичности. В моду стали входить элементы примитивного народного стиля, а высшее общество интересоваться жизнью простых людей. Не последнюю роль сыграли и художники-передвижники, изображавшие суровый крестьянский быт.

Кроме того, на рубеже 19-20 веков возникло художественное объединение «Мир искусства», что занималось поиском и воплощением в произведениях визуального искусства исконно русских мотивов. В живописи стали часто появляться и сюжеты русских сказок — самый яркий пример работы Виктора Васнецова.

Виктор Васнецов. Богатыри.Виктор Васнецов. Богатыри.

В книжной иллюстрации наиболее всего стали известны сказочные гравюры Ивана Билибина.

Иллюстрация Ивана Билибина к *Василисе Прекрасной*.Иллюстрация Ивана Билибина к *Василисе Прекрасной*.

Русские красавицы в кокошниках и богатыри стали популярными образами даже в торговле — их изображали, например, на упаковках.

Шоколад «Народный».Шоколад «Народный».

Крутой поворот сделало и театральное искусство. В начале 20 века антрепренер Сергей Дягилев организовал «Русские сезоны» в Европе, в рамках которых он вывозил на гастроли выставки, балетные и оперные постановки. Самый известный балет в русском стиле — «Жар-птица» Игоря Стравинского, костюмы и сценографию к которому выполнил Леон Бакст, также участник «Мира искусства».

Русские мотивы появились в интерьерах — стали модны изразцовые печи, народные вышивки. Ювелирное искусство не отставало — Фаберже и другие мастера стали выпускать столовые предметы и драгоценные безделушки в стиле средневековой Руси.

Солонка. Ювелирная фирма П.А. Овчинникова, 1894.Солонка. Ювелирная фирма П.А. Овчинникова, 1894.

А апофеозом возвращения стиля можно считать празднование 300-летия Дома Романовых в 1913 году — дресс-код легендарного костюмированного бала, данного последним русским императором Николаем II, обязывал всех явиться в костюмах допетровской Руси.

Гости костюмированного бала.Гости костюмированного бала.


Русский стиль в архитектуре

Но, безусловно, ярче всего русский стиль отразился в архитектуре. Особенно поддерживал его император Александр III, реакционер и носитель традиционных ценностей. Про него говорили, что он и сам выглядит как русский медведь — с бородой-лопатой, в отличие от своих предшественников с элегантными тонкими усиками.


Именно Александр III одобрил проект строительства Храма Спаса на Крови в Петербурге в так называемом псевдорусском стиле, с цветными куполами и мозаиками. Здание, вполне чуждое общему архитектурному облику города, строили в 1883 — 1907 годах, и оно очень напоминает московский Храм Василия Блаженного 16 века.

Храм Спаса на Крови.Храм Спаса на Крови.

Архитектурный стиль, который принято называть «псевдорусский» имеет множество примеров и в Москве. В 19 веке на Красной площади появилось здание Исторического музея по проекту архитектора Владимира Шервуда. Чтобы не нарушать окружающий архитектурный ансамбль, оно было выполнено из красного кирпича и с характерными декоративными элементами — изобилием выпуклых деталей, арок, шатров, гирек и других приемов, которые активно использовались в древнерусском деревянном зодчестве.

Исторический Музей.Исторический Музей.

Вскоре после постройки Исторического музея, совсем рядом появилось похожее по стилю здание Городской Думы (сейчас в нем находится Музей Отечественной Войны 1812 года).

Бывшее здание городской думы, а теперь - Музей Великой Отечественной Войны 1812 года.Бывшее здание городской думы, а теперь - Музей Великой Отечественной Войны 1812 года.

В стиле старорусских боярских палат коллекционер Петр Щукин построил здание для будущего Музея русских древностей. В советское время здесь расположился Биологический музей имени К. А. Тимирязева.

Биологический музей имени К. А. Тимирязева в Москве.Биологический музей имени К. А. Тимирязева в Москве.

Появились и здания, подражающие деревянному зодчеству 16-17 века. Так, деревянные узоры и резные элементы до сих пор можно видеть в декоре усадьбы славянофила Михаила Погодина в Москве, а схожие постройки и по всей России.

Погодинская изба.Погодинская изба.

В 20 же веке архитекторы стали причудливым образом сочетать псевдорусский стиль и новый стиль модерн. Например, в таком стиле выполнен Ярославский вокзал в Москве, построенный Федором Шехтелем.

Ярославский вокзал на дореволюционной открытке.Ярославский вокзал на дореволюционной открытке.


Современный русский стиль

В 2000-х годах произошло еще одно возвращение к корням и всему традиционно русскому — неоисторизм. В московской усадьбе Коломенское по старинным эскизам восстановили деревянный терем царя Алексея Михайловича, отца Петра I.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

В парке Измайлово же построили развлекательный комплекс «Измайловский Кремль», который подражает русской архитектуре 16-17 веков.

Измайловский Кремль.Измайловский Кремль.

Традиционные русские мотивы стали и предметом бизнеса — в регионах предлагают отели в стиле русской избы, завлекают в русскую баню. В последние годы появилось все больше ресторанов русской кухни — как традиционной, так и с современным переосмыслением привычных продуктов и рецептов. Одна из самых известных сетей ресторанов, эксплуатирующих русский стиль — МариВанна имеет филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Баку и обещает посетителю почувствовать «подлинный русский дух».

Модный показ Dolce & Gabbana в Милане, 2012.Модный показ Dolce & Gabbana в Милане, 2012.

Модные дизайнеры, как мировые звезды, так и их менее известные русские коллеги, стали использовать национальные русские мотивы в своих коллекциях. Многие элементы апеллируют к росписям и паттернам народного творчества, это и кружево, и цветы павлопосадских платков, и бело-синие расцветки и узоры гжели.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
129
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу страничку в Twetter:   Подписаться