Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 51


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Не мечтать?
Среднее время прочтения:

Автор:
Олег Цендровский
Не мечтать?

«Элементарными называют такие истины, которые человек открывает последними», – писал Альбер Камю. Мудрые мира сего уже неоднократно делали это кажущееся парадоксальным наблюдение, и его справедливость переоценить столь же трудно, как и масштабы непонимания данного обстоятельства человечеством. Ключевым символом, сосредоточившим в себе идею спасительной ценности и вместе с тем труднодоступности «элементарного», является образ ребёнка.

И на Востоке, и на Западе, от Гераклита до Ницше и Юнга дитя трактуется как символ высочайшего духовного совершенства и указывает на необходимость переоткрытия той святой простоты и очевидности, что лежат в основе нашей психики и мира как такового. Взрослый человек, дабы подняться на новую ступень личностного развития, должен вернуть некогда утраченное детство, воспринять его положительное содержание, но на качественно ином уровне. Старец и дитя, умудрённость и простодушие, сложное и простое – противоположностям надлежит слиться и обрести гармоническое единство. Когда мы возвращаемся к первоистоку, ранее непостижимому для нас в силу неопытности, взаимные ограничения полярных сторон нашей психики оказываются преодолены. 

- Salik.biz

«Взрослое» начало возвращает себе чистоту, легкость, незлобливость, игру, присутствие в моменте, свежесть перспективы, способность к трансформациям, гибкость и творческую мощь. «Детское» преодолевает в этом союзе присущие ему наивность, легкомысленность, слабость, ограниченность, невежество и хаотичность.

Одна из причин, почему самоочевидное оказывается повсеместно упущено и проигнорировано, состоит в том, что люди подходят к философии и всяческим руководящим принципам с ложными ожиданиями. Полагают, будто их задача – сообщить что-то новое и замысловатое, и если им не удаётся этого добиться, их не воспринимают всерьёз. Дело же скорее обстоит так, что нам следует опасаться новых мыслей, тех, которые мы не имели бы уже в себе, – можно ручаться, что как раз они промахиваются мимо цели. Новизна здесь означает чуждость, что предлагаемые ими маршрут и видение не берут начала в нашем «Я», не отражают нашего устройства и природы, потому мы и не узнаём их. 


Самое мудрое, самое глубокое, самое действенное из того, что нам приходится встречать, есть то, что мы всегда знали и знаем, но чего боимся и от чего полубессознательно отстраняемся. Страх наш вполне понятен, поскольку эти простые истины тяжелы на практике, они влекут за собой ответственность и напряжение сил. Стоит нам, однако, услышать их извне, как нечто внутри тотчас навостряет уши, резонирует, откликается – узнаёт.

Философия, где она подлинна и дельна, не привносит в наше существо «нового». Она вытаскивает на свет, она высвобождает и оказывает поддержку лучшей части нашего «Я» – творческим и созидательным инстинктам. Философия помогает нам стать теми, кем мы можем, хотим и должны стать. Перед тем ей нередко приходится соскребать с человека вязкий слой лжи, которым он опутал себя, чтобы избежать ответственности, и в который его постоянно заворачивает внешний мир, дабы использовать в своих целях. Самое полезное, что можно получить в ходе знакомства с чужой мыслью, – это услышать исходящим извне голос той части нашего «Я», что нацелена на движение вперёд и преодоление собственных ограничений.

Важнейшей «элементарной» истиной, подлежащей вечному повторению, является необходимость выстраивания жизни вокруг значимых и амбициозных целей, отражающих наши действительные ценности и склонности. В первую очередь, это фундаментальное условие личностного развития индивида, возможного лишь в непрестанном движении и преодолении сопротивления действительности. С другой стороны, нейрофизиология человеческого мозга (как и мозга всех высокоразвитых живых существ) такова, что основной объем положительных эмоций мы испытываем, совершая шаги вперёд на пути к реализации своих устремлений. Речь, впрочем, идёт не об одних лишь эмоциях – здесь кроется нечто много более важное, сам ключ к аутентичному счастью – к ощущению осмысленности и полноты существования. Связь последнего с целеориентированностью настолько сильна и несомненна, что может быть выражена в виде формулы: интенсивность переживания человеком смысла собственной жизни прямо пропорциональна объёму ответственности, которую он берёт на себя за воплощение своих главных целей и идеалов. Только имея в своём сознании чёткую систему ценностных координат и маршрут для движения внутри неё, мы впервые обретаем почву под ногами и неистощимый источник сил, вдохновения и счастья.

В применении этой основополагающей истины люди совершают ряд критических ошибок, первая из коих состоит в том, что они не относятся с должной серьезностью к выбору движущих ими устремлений. Индивид заимствует стандартный набор ориентиров из вмещающей его социокультурной среды и не подвергает скрупулёзной критической проверке их действительное соответствие своим высшим интересам. Ярчайшей иллюстрацией является во все эпохи господствовавшая в массовой культуре самореализация через повышение экономического и общественного положения. Пускай в самих по себе в названных целях нет ничего дурного, помещение их к самой вершине пирамиды ценностей приводит к неминуемому регрессу и наглухо заколачивает путь к наиболее глубоким и насыщенным формам жизненного опыта. Такие люди с неизбежностью обнаруживают, что по мере прогрессивного увеличения дохода, жилой площади, размера яхт или объема власти ничего в их жизни по существу не меняется. Не сознавая альтернатив (а нередко просто не имея в них веры, как и в самих себя, и боясь совершить правильный шаг), они продолжают упорно вкладывать в это гиблое предприятие громадное количество времени и усилий. Никакая финансовая компетентность и политическая смекалка не спасают их от совершения раз за разом худших инвестиций из возможных, по злой иронии судьбы делающих их беднее по мере того, как они становятся богаче.

Рекламное видео:



Приведённый пример является лишь самым рельефным, а между тем вариациям этой проблемы нет числа. Кто не ищет полноты бытия в материальном успехе, столь же сломя голову бросается в отношения и семью, становится мучеником творчества или же адептом некоего «Великого дела» (как коммунисты XX века). Объединяет столь разнородные случаи одно – искривленная иерархия ценностей, отчуждающая человека от условий счастья и роста. Было бы ошибкой и упрощением при этом заявлять, как это зачастую делается в критической философии, будто люди по правде и «не хотят» воплощения этих ложных желаний. Хотят, ещё как хотят – да и желания эти не вот чтобы ложные. Стремится к ним, однако, регрессивная часть нашего существа, и если щедро предоставлять ей желаемое, это приводит к личному краху. В этом духе и следует понимать известный афоризм: «Бойтесь своих желаний, ибо они могут осуществиться». Действительно, худшее, что может произойти со многими людьми, это получение того, чего они хотят. Важно потому не просто иметь систему целей, но и отдавать себе ясный отчёт в том, какой стороне психики эти цели принадлежат.

Даже когда мы корректно определяем жизненные ориентиры и выстраиваем между ними продуктивную иерархию, нередко допускается иная ошибка – мы берём на себя недостаточно ответственности. Задачи, стоящие ниже, а не выше возможностей индивида, не бросают вызова его способностям, не расширяют компетенцию, не наполняют энергией, энтузиазмом, вдохновением, тем самым чувством осмысленности. Не удивительно, что человек остаётся неудовлетворенным и ощущение пустоты не уходит – последняя может быть заполнена только объектами достаточного размера и гравитационной массы, её не одолеть спичечными коробками. В такой ситуации легко подвергнуть сомнению сами выбранные ориентиры, ведь движение к ним не дарит искомого самоощущения. Проблема же состоит вовсе не в их содержании, а в недостаточной амбициозности, в той дурной услуге, которую мы себе оказываем, если взваливаем на плечи чрезмерно легкую ношу. Это не позволяет нам стать сильнее, и путь наш, как ни странно, становится лишь тяжелее и безрадостнее.

Наконец, последним фундаментальным препятствием является то, что из двух противоположных способов отношения к желаемому – мечта и план – человек имеет дурное тяготение к первому. Мечта есть преимущественно пассивная форма восприятия – это витание в облаках, которое столь любимо человеком, поскольку позволяет, не затрачивая на то никаких усилий, извлекать наслаждение из воображаемого продвижения вперёд. Подобные грёзы, однако, не только не приближают нас к реальному воплощению – они способны подорвать решимость действовать и воспитать дурную привычку к замене всякого действия созерцанием его симуляций в голове. План же, в противоположность мечте, есть не только видение того, что мы хотим достичь, но и представление о необходимых конкретных шагах. Лишь когда в нашем распоряжении имеется не просто ориентир, но карта с проложенным по ней маршрутом, мы обретаем плацдарм и энергию для действия, а вероятность осуществления желаемого безмерно возрастает. Лишь при наличии плана мы оказываемся в состоянии испытать все те прекрасные чувства, о которых шла речь выше, в том числе ощущение осмысленности. Мы нейрофизиологически запрограммированы получать инъекцию положительных эмоций всякий раз, когда наша нервная система регистрирует продвижение к значимым целям – и потенциал названного механизма раскрывается исключительно при наличии у нас разбитого на шаги и отрезки маршрута.

Люди в большинстве своём с такой неохотой составляют планы и тем более детализируют их, поскольку в них формулируются не только критерии успеха, но и критерии неудачи. Последняя становится столь же очевидна, и путём отказа от планирования человек пытается избежать горечи ждущего его разочарования, если всё вдруг пойдет не так, как было задумано. С другой стороны, мы опасаемся усекновения собственной свободы за счёт того, что жизнь будто бы помещается в некие строгие и ригидные рамки. Названный страх проистекает из узкого и сугубо негативного понимания свободы как «свободы от», о чём так ярко писал Ницше в «Так говорил Заратустра». Человек, заблудившийся в пустыне или выброшенный на берег необитаемого острова, пожалуй, свободен. Но та ли эта свобода, о которой мы думаем, произнося данное слово, та ли, которой хотим? Нет, свобода есть в первую очередь «свобода для» – свобода идти в избранном направлении и воплощать высшие возможности своей жизни. Она, согласно древней мудрости, тождественна ответственности, которую мы добровольно и продуманно берём на себя и благодаря которой становимся независимее – вопреки внешней видимости обратного. В здоровом существовании должен присутствовать элемент хаоса и неупорядоченности, но наивно было бы полагать, что он равно уместен на всех его уровнях. Как мы не выбираем дело жизни подбрасыванием монетки, так не уместна спонтанность и в отношении наших главнейших ценностей и связанных с ними планов.

Всё, что нам известно о психологии человека и динамике его развития, с несомненностью свидетельствует – полнота жизненного опыта, счастье и самоактуализация возможны, лишь если наше существование структурировано вокруг достижения значимых целей. Цели эти должны исходить преимущественно из конструктивной, созидательной стороны психики и не быть малого калибра, в противном случае нас ждёт пустота, нереализованность и преждевременный распад. Наконец, нельзя привыкать к жизни в воздушных замках, к пассивному и отстранённому отношению к желаемому. Не мечтать, но планировать, причем детально, – вот единственный надёжный способ к нему приблизиться. Конечно, можно было бы сказать, что сделать всё изложенное непросто. Однако не сделать этого в конечном счёте куда сложнее и дороже, так как в результате теряется самое существенное из всего, что вообще можно потерять.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
129
RSS
Баюн
12:50
Проще: верить и делать. А переизбыток и фанатизм во всем, включая духовное — хуже недостатка.
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм:   Перейти