Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 68

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Богомилы в христианстве — история ереси
Среднее время прочтения:

Автор:
Михаил Ромашко
Богомилы в христианстве — история ереси

Одной из самых долгоживущих и масштабных ересей оказалась религиозная доктрина болгарского священника Богомила, получившая название по его имени. В Болгарии у богомильства было столько сторонников, что впору было официально признавать их как вторую по численности конфессию. Однако в Византии, под властью которой находилось Болгарское царство, думали иначе…

Для того чтобы понять, почему в Болгарском царстве X века вдруг объявилась ересь столь массовая, что византийскому императору Алексею Комнину полтора века спустя пришлось тащить на допрос стоявшего уже одной ногой в могиле болгарского ересиарха Василия, тоже прозванного Богомилом, нужно внимательно посмотреть на политическую обстановку в стране.

- Salik.biz


На удобрённую почву


В Болгарии в X веке на престоле сидел царь Симеон, который называл своё время «золотым веком» и провёл почти всё своё правление в непрерывных войнах с соседней империей. Войны были разорительными, казна стремительно пустела, воины погибали в битвах, а Византия стояла несокрушимо, как прежде. Пожалуй, один только Симеон считал её колоссом на глиняных ногах. Одновременно с войнами в Болгарии ударными темпами шла христианизация. Так что на несчастных болгар свалилось две беды: бесперспективная внешняя политика и разорительное церковное строительство. Царь вводил новые налоги на содержание армии и губил людей. Священники вводили церковные налоги и людей обирали. Сменивший Симеона Пётр сразу же заключил с Византией мир, но спасти ситуацию уже не мог. К тому же вмешалась неподвластная царю сила природы — пять лет Болгарию мучила невиданная засуха. Начался голод. Страна превратилась в огромное кладбище. Дошло до того, что из Болгарии стали бежать в соседние страны. Тут-то и появились проповедники, говорившие, что Священное Писание врёт об истинной природе мира. Одним из разоблачителей, ратовавших за истинную веру, очищенную от лжи, был священник Богомил. Люди, видевшие, в какой страшной действительности они живут, безоговорочно соглашались, что этот мир мог быть создан разве что, Сатаной. Но отрицая, что мир материальный создан истинным богом добра и света, Богомил говорил, что злобный демиург однажды будет повержен окончательно, и тогда добрый всепрощающий бог, которого перепутали со злобной нежитью, призовёт к себе всех праведников. Они войдут в его царствие, лишённые родовой отметины — несовершенства своей природы, то есть материальной составляющей своих тяжёлых и гниющих тел. Будет только дух. Люди уподобятся ангелам.

Последователи этого учения получили имя богомилов, то есть милых богу. Так реальное имя болгарского проповедника дало привлекательное название самой ереси. И людям эта ересь оказалась более чем мила! К XII веку она не только не сошла на нет, а окрепла ещё больше.


Гадкий Сатанаил

Рекламное видео:


Учение о двух богах — добром отце и злобном старшем сыне — пришлось людям по душе. Бог, с которым Авраам, а затем Моисей заключили союз, был не богом-отцом, потому-то так упорно и скрывал своё имя, он был тем самым сыном-выродком, самым главным ангелом по имени Сатанаил. Сатанаил решил потягаться с отцом и создал сушу и все, что на ней находится. Он заселил эту сушу животными, а также сотворил из глины будущих людей, вдохнув в них разделенную надвое душу ангела. Так появились мужчина и женщина, отправленные для испытания послушания в райский сад, куда был отправлен также и змей. Люди, испытания не прошли, и с тех пор Сатанаил их периодически подвергал мукам, среди которых был потоп. Бог долго терпел художества сына, потом изгнал его на землю, лишив ангельских регалий и божественной сущности, сделав из сына божьего Сатанаила всем известного провокатора Сатану, С тех пор земным миром правит не добрый бог, а злой демиург Сатана.

Люди же ему под стать. Они слишком привязаны к своему телу и его комфорту. Поэтому-то и сошёл Святой Дух на простого человека Иисуса, И бог его усыновил. «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух, так свершается царство Сатаны в этом мире у всех народов»…

Плоть Иисуса только иллюзия. Поэтому поклонение кресту — страшная глупость. Никакого распятия не было. Дух распять невозможно. Когда люди это поймут, они станут жить праведно и поскорее захотят избавиться от плоти. И перестанут плодить плоть, которая принадлежит Сатане. Поэтому брак считался грехом у богомилов — праведные не могут жениться и рожать детей.


Но царство Сатаны не вечно. Добро обязательно победит зло. И тогда люди будут причтены к хору ангелов, «и не будут знать они больше ни голода, ни жажды, и не будет солнце палить их зноем своим или иная жара; осушит Бог слезы в глазах их, и будет царствовать Сын Божий со святым Отцом Своим во веки веков».

Именно такую красивую историю, известную как «Иоанново Евангелие», или «Тайная книга богомилов», и поведал императору Византии взятый вместе со своими «апостолами» Василий Богомил.


Казнить, нельзя помиловать!

Император сразу распознал угрозу. Сказочка ему страшно не понравилась. Одним махом Богомил перечёркивал все догматы христианской церкви. А между тем болгары уверовали в это учение и могут перейти из добротного православия в это новое богомильство. Тогда рычаги давления на соседей будут потеряны. Да и вообще — нехорошая это ересь, очень уж для народа убедительная. Но все попытки обуздать ересь не увенчались успехом. За столетие она расползлась по всем балканским странам, объявилась и в самой Византии.

Шёл уже 1110 год. Допрос был проведён со всем тщанием и с большой хитростью. Василия заманили во дворец, дабы он в приватной беседе открыл все тайны своего учения. Старик думал, что учение Алексею нравится, так что он доверчиво все изложил. А за стеной межу тем сидели писцы и записывали каждое слово, там же прятались священники во главе с патриархом Николаем III и весь царский синклит. Василий тут же был объявлен еретиком и приговорён к сожжению. Казнь, считается, отложили на восемь лет, а потом сожгли старика при огромном стечении народа.


Быстро и неудержимо

Но казнь Василия вовсе не прекратила торжественное продвижение ереси на запад и восток. В Боснии появились патарены, в Македонии бабуны, в Греции мессалиане. С Балкан богомильство перекинулось в Германию, Чехию, Италию, Францию. В Византии богомилов называли павликианами, в Италии манихеями, в Германии катарами, в Лангедоке альбигойцами. Буквально через четверть века после Крещения Руси богомильство добралось и до Киева.



В 1004 году там объявился богомильский проповедник инок Адрианскопец, которого обвинил в ереси Киевский митрополит Леонтий. Разумеется, Адриан оказался в тюрьме. Но в вере Адриан был нестоек, скоро он покаялся и был, очевидно, отпущен. Спустя столетие южнорусский городок Синелице всколыхнуло учение другого богомила — Дмитрия. Этот был гораздо упорнее, недаром засадившим его в кутузку митрополит Никита назвал Дмитрия «злым еретиком». Но самым богомильским городом был северный Новгород. Ещё в страшное лето крещения новгородцев в городе был свой Богомил по прозвищу Соловей. Вместе с тысяцким Угоняем он не побоялся выступить против рати Путяты и Добрыни. И был поддержан возмущенными горожанами. Правда, для новгородцев это выступление кончилось трагически.

Периодически народные выступления, считающиеся языческими, хотя вполне могли быть богомильскими, вспыхивали в Ростове, Суздале, Новгороде, Пскове. Почти в чистом виде в Новгороде и Пскове богомильская ересь стригольников и нестяжателей существовала ещё в XIII-XIV веках.

В первой трети XI века еретическая волна накрыла Шампань, Орлеан, итальянский Монтефорте. Но самыми кровавыми были события на юге Франции. В 1167 году в Тулузе состоялся диспут между приехавшим из Болгарии богомильским епископом Никитой и представителями официальной церкви. Диспут был затеян, чтобы развенчать учение богомилов. В Лангедоке ему симпатизировала даже местная знать. Трюк не удался. В 1209 году началось уничтожение альбигойцев, против них было отправлено крестоносное войско. Были взяты Безье и Каркассон, альбигойцы демонстрировали редкое мужество и шли на костёр с улыбками. Последний оплот альбигойцев, Монсегюр, пал почти через 40 лет. К тому времени уже успел состояться знаменитый Тырновский собор (1211 год), на котором ересь богомилов была предана анафеме. Правда, результаты были для официальной церкви не слишком утешительными. Собор все по тому же вопросу пришлось собирать и в 1359 году. Он был, считается, более успешным.

Однако, как считают специалисты, учение богомилов продержалось вплоть до XVII века. А возможно, и дольше…

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+4
203
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу страничку в Twetter:   Подписаться