Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 85

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Кликуши на Весёлых горах
Среднее время прочтения:

Источник:
Кликуши на Весёлых горах
Фото:
Кликуши в старых народных представлениях.

Кликушами называли людей, подверженных истерическим припадкам, во время которых они издавали неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больного человека дьявола или влиянию порчи. Кликушами становились женщины. Припадки часто случались во время богослужений.

Сталкивались с кликушеством и на Весёлых горах. Это интересное место расположено в Свердловской области, к западу от современного города Кировград. В XVIII-XIX веках на Весёлых горах скрывались от преследований церкви старообрядцы. В окрестностях расположено несколько почитаемых могил. Больше всего чтили могилы иноков Германа, Максима, Григория и Павла.

- Salik.biz

Паломничество на Весёлые горы носило строго конспиративный характер. Старообрядцам буквально приходилось прокрадываться к своим святыням, чтобы их не заметили представители властей. Так продолжалось до 1905 года, когда наконец наступила относительная религиозная свобода. Представилась возможность безнаказанно молиться и посещать Весёлые горы. Приток паломников значительно увеличился. Газета «Пермские губернские ведомости» писала в 1909 году о 10-15 тысячах паломников.


О молениях старообрядцев в 1910 году интересно писал журналист В. Санин в очерке «На Весёлых горах». Приведу лишь фрагмент этого очерка, посвященный кликушам.

«Я, желая быть ближе к центру богослужения, поместился под навесом неподалеку от икон и могилы. Пахучий дым ладана, тревожное пламя свеч и религиозное объединение тысяч людей путем общего пения стихир быстро поднимали настроение. Вокруг меня везде были видны умиленные лица, горящие глаза, молитвенно сложенные руки. Чувствовалось необычайное напряжение воли в религиозном экстазе. Если и бывает, что творится чудо, то именно в такие моменты массового увлечения верой в молитву.

В один из таких моментов одновременно с началом пения «Величания» (стихиры в честь святого), громогласно подхваченного всеми, неожиданно раздался неистово-пронзительный, нечеловеческий крик:

Рекламное видео:


— А… а… а… ах! Не хочу! О… о… о… Ой, пустите… все равно не выйду! О… х, пустите, проклятые!!!

Все вокруг вздрогнули и как-то целыми толпами качнулись в разные стороны, как бы желая раздвинуться или попятиться назад, но этого при всем желании не было возможности сделать, так как позади плотной стеной стояли сотни людей. Потому все остались стоять на своих местах, но только, как я заметил, поспешно начали креститься. Крики периодически повторялись. Впереди меня человек за пять я увидел молодую женщину, в судорожных конвульсиях бившуюся в руках у троих мужчин, крепко ее державших. Лицо женщины было страшно искажено. На нем одновременно изображены были и ужас, и какое-то демоническое бешенство. Но всего страшнее были глаза, которые до того расширились, что сделались буквально круглыми. Совершенно остановившийся взгляд был устремлен в одну точку и переходил с предмета на предмет только вместе с поворотом головы. В углах рта из слюны образовалась пена. Состояние женщины можно было объяснить припадком падучей болезни, если бы она не выкрикивала вышеприведенные и другие фразы. Вскоре за первой кликушей в разных сторонах раздались такие же выкрики других. Всего на могиле Гермона проявили себя пятнадцать кликуш. Они то порознь, то все вместе выкрикивали различные бессвязные фразы.

— Не выйду, еще пять лет не выйду, — кричала одна.

— Укажите, в кого перейти, тогда перейду, — выкрикивала другая и т.п.


Число кликуш на последней могиле о. Павла возросло до сорока. Их вид и выкрики ужасно нервировали, в особенности женщин. Последние при крике кликуш тревожно озирались по сторонам, крестили рот, затем, крепко сжав губы, клали на них два пальца и так оставались стоять все богослужение. Впоследствии я узнал, что делали они это для того, чтобы бес, вышедший из кликуши, не вошел через рот в одну из них. Это — в первое время, но а затем к кликушеству, повторявшемуся каждое богослужение, привыкали, и на них уже никто не обращал внимания.

… Кликушествуют преимущественно молодые девушки и женщины, а если среди кликуш встречаются и пожилые, то все-таки начало болезни относится к их молодости. Многие из них на мой вопрос, когда это с ними приключилось в первый раз, ответили: на 16, 17 и 18 году жизни, т.е. в период половой зрелости.

Одна девятнадцатилетняя девушка, страдавшая кликушеством, подробно рассказала историю своей болезни. На 17-м году жизни однажды с ней случился легкий обморок, в котором она пролежала часа два. Когда девушка очнулась, то услышала от свидетелей обморока предположение, что в нее вселился бес. Случилось это незадолго до торжественного молебствия на Веселых горах, ввиду чего многие советовали ей сходить на горы «попрощаться» с подвижниками, после чего бес-де из нее выйдет.

— С этого дня, — продолжала рассказ больная, — я и минуты не знала покоя, мучимая сознанием, что во мне живет бес. Начала быстро хиреть. Через некоторый промежуток времени припадок повторился, еще более утвердив во мне мысль о бесе. Пришло время паломничества на горы. Я пошла сюда вместе с другими. С одной стороны, у меня было страшное желание выгнать беса, но с другой, я ощущала безотчетный страх, который с приближением к могилам все возрастал и возрастал. Завершилось тем, что к могиле я уже сама подойти не могла, а когда меня подвели насильно, я лишилась сознания и превратилась в настоящую кликушу. Разубедить рассказчицу в том, что в ней никакого беса нет и что кликушество не более как результат ее расстроенных нервов, не было никакой возможности.

Богомольцы на Весёлых горах. Начало XX века.Богомольцы на Весёлых горах. Начало XX века.

Бывали случаи, когда кликушеством впервые заболевали на Веселых горах. У старообрядцев существует обычай всех кликушествующих выводить навстречу иконам. Их гуськом становят на колени лицом к иконам, которые затем проносят над ними. Так вот зачастую наряду с кликушами на колени становятся до той поры здоровые женщины, желая, как они объясняют, испытать себя.

Представьте себе картину: на коленопреклоненных женщин надвигается многочисленная толпа народа с иконами, высоко приподнятыми на руках, раздается пение молитв. Впереди и позади начинают судорожно биться кликуши. Все вместе создает колоссальное нервное напряжение. В результате более слабые женщины, из прибегших к такому своеобразному способу испытания своего здоровья, не выдерживают, впадают в истерику и начинают кликушествовать.

Из наблюдений этого явления на Веселых горах можно сделать следующий вывод: кликушество, обязательное явление у всех святых мест, здесь проявляется чаще, чем где-либо. Причина тому — самовнушение на почве религиозного фанатизма в связи с массовым народным невежеством».

Немногочисленные современные приверженцы «старой веры», пережившие советское время, ежегодно ходят на моления к святым могилам и в наши дни...

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
0
92
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Наш чат ВКонтакте:   Войти в чат